Рассмотрены существующие нормативные документы по проектированию, строительству и эксплуатации железных дорог, а также иные законодательные и нормативные акты Российской Федерации, относящиеся к проектированию, строительству и эксплуатации железнодорожного транспорта. Проведен анализ применения нормативных документов к высокоскоростным железнодорожным магистралям в России.
Ключевые слова: высокоскоростная железнодорожная магистраль (ВСМ), нормативные документы.
Высокая потребность в транспорте у населения, возросшая конкуренция между различными видами транспорта, а также решения проблем экологической ситуации в мире привели в ряде зарубежных стран к строительству высокоскоростных железнодорожных магистралей.
Рубежом, разделяющим понятия «обычное» движение от «скоростного», по мнению историков, стала скорость 160,9 км/ч (100 миль в час). Этот рубеж скорости был преодолен в сентябре 1839 г. на дороге «Грейт Вестерн» в Великобритании одиночным паровозом «The Hurricane» (от англ. «Ураган») (рис.1.2).
Рис. 1. Гоночный паровоз “The Hurricane” («Ураган»). Великобритания, 1839г.
Именно с этого события началось развитие высокоскоростного железнодорожного движения в мире до создания специализированных высокоскоростных железнодорожных магистралей.
Условно можно выделить 3 этапа развития. В основание периодизации положены два параметра: рекордная скорость движения и максимальная скорость в коммерческой эксплуатации. Первый этап: начало — середина XIX в.: первая волна постройки скоростных паровозов. Второй: середина XIX в. — начало XX в.: постепенное повышение скорости лучших поездов до 120–150 км/ч, начало конкуренции железных дорог с авиацией и автомобильным транспортом, закат эры паровой тяги после пика достижения скорости 200 км/ч. Третий этап: 30-е — середина 60-х годов XX столетия: переход на двигатели внутреннего сгорания и электрическую тягу в высокоскоростном движении, освоение скорости до 200 км/ч в коммерческой эксплуатации. Современный — четвертый этап: начало с середины 1960-х годов, связан с созданием и развитием специализированных высокоскоростных железнодорожных магистралей. [1, с.7]
В России с ее огромнейшей территорией необходимо скоростное передвижение населения. Наиболее доступное и удобное для людей наземное скоростное передвижение – железнодорожный транспорт. [2,с.19]
В настоящее время в Российской Федерации строительство сети высокоскоростных магистралей предусмотрено актуализированной Транспортной стратегией на период до 2030 года и учтено в Прогнозе социально-экономического развития страны. Главная цель программы — это ускорение темпов экономического роста и повышение качества жизни населения России за счет создания сети скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения (далее СМ и ВСМ), обеспечивающего оптимальное для пассажиров соотношение скорости и безопасности, комфорта и стоимости проезда. [3, с.2]
В настоящее время правовой основой технического регулирования в области железнодорожного транспорта являются:
- Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ;
- Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ;
- «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ;
- «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ред. От 31.07.2018 г.)
- Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 31.12.2009 № 384-ФЗ
- «Технический регламент об обеспечении единства измерений» (с изм. На 13.07.2015 г.)
- Технический регламент ТС «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта» от 15.07.2011 г.
А также иные законодательные и нормативные акты Российской Федерации, относящиеся к проектированию, строительству и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Нормативные документы, действовавшие до введения ФЗ РФ «О техническом регулировании», а также новые отраслевые и ведомственные документы в настоящее время носят рекомендательный характер. Применительно к высокоскоростным железнодорожным магистралям такими документами являются: СП 119.13330.2012 Железные дороги колеи 1520 мм, СП 237.1326000.2015 Инфраструктура железнодорожного транспорта. Общие требования, СП 238.1326000.2015 Железнодорожный путь, Стандарт ОАО «РЖД» «Инфраструктура линии Санкт-Петербург — Москва для высокоскоростного движения поездов» (М.: ОАО «РЖД», 2007), Специальные технические условия (СТУ) для проектирования строительства и эксплуатации новой высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали «Москва — Санкт-Петербург» (согласованы решением Министерства регионального развития РФ от 28.07.2009 г. № 23683 — ИП/08), Специальные технические условия для проектирования участка Москва-Казань высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань-Екатеринбург со скоростями движения до 400 км/ч. [1, с.97]
К проектированию и строительству ВСМ должны предъявляться особые требования, но при разработке документации этих требований оказывается недостаточно. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации требованиях к их содержанию» в случае, если для разработки проектной документации на объект капитального строительства недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных действующими нормативами, или такие требования не установлены, разработке документации должны предшествовать разработка и утверждение в установленном порядке специальных нормативных документов. [4, с.15]
Такая ситуация и сложилась при проектировании высокоскоростных железнодорожных магистралей в России. Были созданы Специальные технические условия для проектирования участка Москва-Казань высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань-Екатеринбург со скоростями движения до 400 км/ч. Но так как в настоящее время планируется построить ВСМ Москва — Санкт-Петербург, необходимо будет создавать новые Специальные технические условия применительно к новой магистрали, что непрактично. Среди недостатков создания СТУ выделяют значительную стоимость услуг по согласованию и созданию Специальных технических условий, также разработка и согласование СТУ занимает существенную продолжительность от 3–6 месяцев, и главное. Специальные технические условия создаются на определенный объект строительства и их нельзя применить при проектировании аналогичного объекта ВСМ.
В связи с тем, что при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов инфраструктуры на участках ВСМ, где реализуются скорости пассажирских поездов не выше 200 км/ч, используется существующая нормативная база, необходимо, опираясь на зарубежный опыт строительства, усовершенствовать существующие или создать принципиально новые нормативно-правовые документы для реализации организации строительства высокоскоростных магистралей в условиях Российской Федерации.
Литература:
- Высокоскоростной железнодорожный транспорт. Общий курс: учеб. Пособие: в 2 т. // И. П. Киселев и др.; под ред. И. П. Киселева — М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2014
- Н. Н. Балуев Гармонизация зарубежных и российских требований к подсистемам ВСМ // Бюллетень результатов научных исследований, 2015г.
- Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года // Распоряжение Правительство РФ от 22.11.2008 года № 1734-р
- Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации требованиях к их содержанию».