Проблемы и перспективы инвестиционного сотрудничества Приморского края в условиях рецессии российской экономики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 10.12.2016

Статья просмотрена: 527 раз

Библиографическое описание:

Алижонова, Б. И. Проблемы и перспективы инвестиционного сотрудничества Приморского края в условиях рецессии российской экономики / Б. И. Алижонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 332-334. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36508/ (дата обращения: 16.12.2024).



Данная статья рассматривает проблемы и перспективы инвестиционного сотрудничества Приморского края на современном этапе развития экономики. Также в статье дана дефиниция понятия «инвестиционное сотрудничество» и приоритетные направления развития инвестиционного сотрудничества в Приморском крае.

Ключевые слова: инвестиционное сотрудничество; территория опережающего развития; свободный порт; инвестиции; Приморский край

Инвестиции — один из самых главных факторов, влияющих на экономический рост. При текущих условиях, таких как дефицит бюджета, финансовая нестабильность российского рынка, недостаток оборотных средств предприятий произошло как резкое уменьшение бюджетных ассигнований, средств отечественных инвесторов, так и удорожание кредитных источников капиталовложений. Обновление производственного потенциала также сдерживает и неэффективная налоговая политика. Поэтому на сегодняшний день важно стимулировать приток иностранных инвестиций, способных помочь решить две задачи — ослабить дефицит капиталов внутри страны и способствовать внедрению в производство передовых технологий. Вопросами инвестиционного сотрудничества Приморского края активно занимаются отечественные исследователи [1–6].

Приток инвестиций как иностранных, так и национальных, необходим, чтобы достичь среднесрочных целей — выйти из современного общественно-экономического кризиса, преодолеть спад производства и ухудшения качества жизни россиян [5].

Характерно, что в наши дни у довольно часто используемого понятия «инвестиционное сотрудничество» отсутствует законодательное подтверждение. Российскими авторами в большинстве работ, инвестиционное сотрудничество трактуется, опираясь на терминологию — иностранные инвестиции. Прежде, чем перейти непосредственно к текущему состоянию инвестиционного сотрудничества в Приморском крае, следует сказать, что понимается под данным определением [8].

Термин «инвестиционное сотрудничество», зафиксированный в экономическом словаре — вид международных экономических отношений, целью которого является рациональное распределение ресурсов, достижение государствами более высоких результатов в экономике за счёт использования преимуществ участия в международном разделении труда, обновлении технологической структуры общественного производства [7].

Чтобы определить проблемы и перспективы инвестиционного сотрудничества в Приморье, рассмотрим текущее экономическое положение данной территории. В течение минувшего года в отношении Приморского края продолжалось принятие всё новых решений федеральных властей, и это определяло вектор регионального развития. Именно Приморский край стал в итоге обладателем самого полного списка всевозможных проектов, инициированных центром. Здесь появляется наибольшее число территорий опережающего социально-экономического развития, создан первый и пока ещё единственный свободный порт, продолжает работать особая экономическая зона, начинает функционировать игорная зона. Но с реализацией каждого проекта связаны и серьёзные проблемы, вызванные скорее внешними обстоятельствами — общим ухудшением финансово-экономической ситуации в стране, слабым интересом к России со стороны иностранных инвесторов. Впрочем, российские бюрократические проволочки тоже стали в прошлом году заметным негативным фактором для краевых проектов [9].

Бурный процесс создания в Приморском крае все новых институтов развития сочетался с неблагоприятными текущими тенденциями в региональной экономике. Особенно бросается в глаза спад физического объёма инвестиций в основной капитал, составивший, по данным за январь-ноябрь 2015 г., — 4,6 %. Это далеко не худшая динамика в Дальневосточном федеральном округе, но все-таки в Приморском крае в то же самое время создавались территории опережающего развития, заработала игорная зона, открылся свободный порт, и всё это никак не повлияло на реальный инвестиционный процесс. Прежние же экономические возможности Приморья явно исчерпаны. Об этом ярко свидетельствуют спад промышленного производства и очень заметное сокращение объёма строительных работ (на 20,4 %) [8].

По результатам 2015 года, общий объём инвестиций в основной капитал региона сократился на 21,3 % по сравнению с предыдущим годом и составил 116,1 млрд. рублей [10].

В 2015 году интересы иностранных инвесторов и перспективы роста капиталовложений в экономику Приморского края были связаны с беспрецедентными инициативами Правительства Российской Федерации по созданию здесь особых режимов Территорий опережающего развития, Свободного порта Владивосток и особых экономических зон, позволяющих инвесторам в перспективе реализовать различные схемы транзита, переработки и производства товаров на территории края для рынков России, ЕАЭС и третьих стран. Проснувшиеся ожидания бизнеса остановили начавшийся в первом квартале 2015 года отток из Приморского края иностранных капиталов и позволили удержать интерес партнёров к взаимодействию. По оценкам, только в сентябре 2015 года на Первом Восточном экономическом форуме подписано 80 соглашений о намерениях на общую сумму 1,3 триллиона рублей (19,2 млрд. долл.)

В ноябре 2015 года в Приморской игорной зоне открыто первое казино «Tigre de Cristal» (инвестор — Melco Crown Entertainment, CAP Макао, сумма инвестиций не разглашается). По информации администрации края, подписаны ещё четыре инвестиционных договора по строительству развлекательных комплексов на сумму 108 млрд. руб. Эти примеры «историй успеха» стали основными факторами, работавшими на создание положительного имиджа края в истекшем году [11].

Однако по данным Центробанка России иностранные инвесторы не спешили с принятием инвестиционных решений. По оценкам участников переговоров, прежде всего, отмечалось стремление иностранных партнёров приобрести во владение земли различного назначения и получить долговременные гарантии от их изъятия, а также «выторговать» для себя максимальную экономическую свободу. При этом льготы и преференции, предоставляемые в рамках режимов территории опережающего развития и свободного порта Владивосток сдержано оценивались иностранцами, вероятно, из-за отсутствия примеров успешных инвестиций в промышленный сектор [7].

Пока зарубежный бизнес выжидал, в 2015 году статусы резидентов территории опережающего развития и свободного порта Владивосток начали получать российские компании, которые стали первыми реальным инвесторами в реализуемые в крае проекты. Но и их инициатива была в значительной степени скована системными проблемами инвестиционной среды в Приморском крае.

Но несмотря на ряд очевидных проблем, можно выделить ряд перспективных направлений в области инвестиционного сотрудничества в Приморском крае:

‒ Транспортная инфраструктура. Международные транспортные коридоры Приморье-1 и Приморье-2. Перспективное размещение особых экономических зон портового типа. Новый международный аэропорт Владивосток. Модернизация пограничных переходов.

‒ Трубопроводного транспорта: газопровод «Сахалин-Хабаровск-

‒ Финансовая инфраструктура

‒ Развитие сети филиалов транснациональных корпораций

Учитывая продолжительность циклов принятия инвестиционных решений в иностранных корпорациях (по оценкам, 1–2 года) приход крупных капиталов можно ожидать не ранее 2017 года. В этой связи в 2016 году перспективы роста иностранных инвестиций в экономику Приморского края следует связывать с уже работающими в регионе инвесторами, зарубежными партнёрами российских предприятий-резидентов территории опережающего развития и Свободного порта Владивосток, а также с мелким и средним зарубежным бизнесом.

Властям всех уровней следовало бы сосредоточить усилия на реализации в Приморском крае экономических режимов, установленных действующим законодательством, и поддерживать их стабильность. Также представляется целесообразным в 2016 г. ориентировать экономическую политику на увеличение нормы прибыли бизнеса с тем, чтобы соотношение инвестиционных рисков к прибыльности бизнеса в Приморском крае превысило аналогичные показатели в соседних странах Азиатско-Тихоокеанского региона [9].

Таким образом, именно Приморский край на сегодняшний день является главным и самым крупным бенефициаром решений, принимаемых федеральными властями, нацеленных на улучшение инвестиционного климата в Дальневосточном регионе и обеспечение устойчивого экономического роста. С другой стороны, актуальные процессы зафиксировали не улучшение, а скорее ухудшение социально-экономической ситуации, не говоря уже о полном отсутствии искомого опережающего роста. Таким образом, новые механизмы социально-экономического развития в регионе ещё не заработали, да и внедрение этих механизмов происходит весьма медленно. Старые резервы края, связанные с советским наследием и транзитной функцией Приморья, тем временем полностью исчерпаны.

Литература:

  1. Корнейко О. В., Цян Л. Оценка инвестиционной привлекательности Приморского края для иностранного инвестора. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. № 2 (25). 2016. С. 28–35.
  2. Корнейко О. В., Ма Б. Оценка состоянии и перспектив экономического сотрудничества России и Китая // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2016. № 3 (26). С. 39–45.
  3. Корнейко О. В. Экономика внешнеторгового предприятия: учебное пособие. Владивосток: Изд -во ВГУЭС, 2015. — 146 с.
  4. Корнейко О. В., Ма Б. Теория предпринимательства в контексте современного развития российской экономики. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономикаи управление. № 2 (25). 2016.С. 35–42.
  5. Vorozhbit O., Korneyko O. Freeport of Vladivostok as the Competitiveness Increase Tool for Russian Fish Export // Social Sciences. 2016. Vol 11.Issue 16. PP. 3962–3968
  6. Корнейко О. В. Российско — японские экономические отношения: динамика и тенденции //Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2015. № 4 (31). С. 14–20.
  7. Инвестиционная стратегия Приморского рая на период до 2018 года // [Электронный ресурс] — Режим доступа:https://rg.ru/(дата обращения: 18.07.2016)
  8. Иностранные инвестиции в Приморье: где искать? // [Электронный ресурс] — Режим доступа:http://konkurent.ru/(дата обращения: 18.07.2016)
  9. О внешнеэкономической деятельности Приморского края в 2015 году // [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.mid.ru/ (дата обращения: 18.07.2016)
  10. Приморский край: итоги — 2015, тенденции — 2016http://www.eastrussia.ru/
  11. Шабанова К. Ф. Роль иностранных инвестиций в социально-экономическом развитии Дальнего Востока России / К. Ф. Шабанова // [Электронный ресурс] — Режим доступа:http://www.uecs.ru/(дата обращения: 18.07.2016)
Основные термины (генерируются автоматически): Приморский край, инвестиционное сотрудничество, опережающее развитие, Свободный порт, Владивосток, CAP, зарубежный бизнес, игорная зона, инвестиция, Россия.


Ключевые слова

инвестиции, инвестиционное сотрудничество, Приморский край, Свободный порт, , территория опережающего развития

Похожие статьи

Инвестиционный климат Оренбургской области

В данной статье рассматриваются общие положения и понятиях инвестиции и инвестиционном климате регионов Российской Федерации. На примере Оренбургской области автор раскрывает основные особенности инвестиционного климата данного региона, его инвестици...

Оценка результатов и перспектив реализации свободного порта Владивосток

Свободный порт Владивосток (СПВ) является одним из ведущих проектов, реализуемых в настоящее время в Приморье и направленных на ускоренное социально-экономическое развитие Приморского края и Дальневосточного региона в целом. В статье осуществлена оце...

Современное состояние и проблемы развития рынка туристских услуг Калининградской области

В статье представлено описание современного состояния туризма как одного из приоритетных направлений развития Калининградского региона, сформулированы предпосылки успешного функционирования туризма в области, а также уделено внимание основным проблем...

Дальний Восток — регион опережающего развития

В данной статье рассматривается развитие дальневосточного региона на современном этапе. В частности, изучаются проблемы и перспективы реализации концепции развития дальневосточного региона.

Проблемы и направления развития налогового стимулирования в инвестиционном развитии г. Севастополя

В статье рассмотрены теоретические основы и практические налогового стимулирования и его использования в развитии региона на примере г. Севастополя.

Некоторые проблемы повышения инвестиционной привлекательности России в современных условиях

В данной статье рассматривается инвестиционная привлекательность России в современных условиях. Также описываются приоритетные отрасли для осуществления инвестиционной деятельности в Российской Федерации, в частности Краснодарского края.

Проблемы и перспективы развития Свободного порта Владивосток в условиях конкуренции

Статья посвящена анализу функционирования Свободного порта Владивосток, его сравнению с другими аналогичными территориями. Выявлены проблемы реализации этого проекта и определены возможные пути их решения.

Инвестиционное сотрудничество Российской Федерации со странами — членами БРИКС

В данной статье проводится анализ инвестиционного сотрудничества стран-участниц объединения БРИКС. Рассматриваются накопленные, текущие и взаимные инвестиции этих стран, а также предлагаются рекомендации по повышению уровня взаимного сотрудничества в...

Особенности ведения бизнеса в Калининградской области как эксклавном регионе

В статье рассмотрены особенности предпринимательства в эксклавном регионе, состояние экономического рынка области на данный момент, проблемы и пути развития и ведения бизнеса, перспективы развития экономики региона в ближайшем будущем.

Направления развития российско-китайского сотрудничества

В статье анализируются результаты в отдельных направлениях сотрудничества России и Китая в сфере промышленного производства в таких отраслях как энергетика, автомобилестроение, авиастроение, станкостроение, и оцениваются сложившиеся предпосылки обесп...

Похожие статьи

Инвестиционный климат Оренбургской области

В данной статье рассматриваются общие положения и понятиях инвестиции и инвестиционном климате регионов Российской Федерации. На примере Оренбургской области автор раскрывает основные особенности инвестиционного климата данного региона, его инвестици...

Оценка результатов и перспектив реализации свободного порта Владивосток

Свободный порт Владивосток (СПВ) является одним из ведущих проектов, реализуемых в настоящее время в Приморье и направленных на ускоренное социально-экономическое развитие Приморского края и Дальневосточного региона в целом. В статье осуществлена оце...

Современное состояние и проблемы развития рынка туристских услуг Калининградской области

В статье представлено описание современного состояния туризма как одного из приоритетных направлений развития Калининградского региона, сформулированы предпосылки успешного функционирования туризма в области, а также уделено внимание основным проблем...

Дальний Восток — регион опережающего развития

В данной статье рассматривается развитие дальневосточного региона на современном этапе. В частности, изучаются проблемы и перспективы реализации концепции развития дальневосточного региона.

Проблемы и направления развития налогового стимулирования в инвестиционном развитии г. Севастополя

В статье рассмотрены теоретические основы и практические налогового стимулирования и его использования в развитии региона на примере г. Севастополя.

Некоторые проблемы повышения инвестиционной привлекательности России в современных условиях

В данной статье рассматривается инвестиционная привлекательность России в современных условиях. Также описываются приоритетные отрасли для осуществления инвестиционной деятельности в Российской Федерации, в частности Краснодарского края.

Проблемы и перспективы развития Свободного порта Владивосток в условиях конкуренции

Статья посвящена анализу функционирования Свободного порта Владивосток, его сравнению с другими аналогичными территориями. Выявлены проблемы реализации этого проекта и определены возможные пути их решения.

Инвестиционное сотрудничество Российской Федерации со странами — членами БРИКС

В данной статье проводится анализ инвестиционного сотрудничества стран-участниц объединения БРИКС. Рассматриваются накопленные, текущие и взаимные инвестиции этих стран, а также предлагаются рекомендации по повышению уровня взаимного сотрудничества в...

Особенности ведения бизнеса в Калининградской области как эксклавном регионе

В статье рассмотрены особенности предпринимательства в эксклавном регионе, состояние экономического рынка области на данный момент, проблемы и пути развития и ведения бизнеса, перспективы развития экономики региона в ближайшем будущем.

Направления развития российско-китайского сотрудничества

В статье анализируются результаты в отдельных направлениях сотрудничества России и Китая в сфере промышленного производства в таких отраслях как энергетика, автомобилестроение, авиастроение, станкостроение, и оцениваются сложившиеся предпосылки обесп...

Задать вопрос