О научно-исследовательской и инновационной деятельности в профессиональном образовании (на примере Хабаровского края) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кузнецова, Д. С. О научно-исследовательской и инновационной деятельности в профессиональном образовании (на примере Хабаровского края) / Д. С. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 26.1 (316.1). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/archive/316/72265/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье приводятся результаты организации и координации научно-исследовательской и инновационной работы в системе среднего профессионального образования Хабаровского края.

Ключевые слова: научно-исследовательская и инновационная инфраструктура организации, система среднего профессионального образования, краевые инновационные площадки, научные объединения педагогов.

Краевой институт развития образования в Хабаровском крае (далее — Институт) является организатором и координатором развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в системе среднего профессионального образования. В соответствии с задачами развития системы профессионального образования Хабаровского края, обозначенными в государственной программе «Развитие образования в Хабаровском крае», утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 5 июня 2012 г. № 177-пр, основными направлениями научных исследований Института в 2019 году являлись:

повышение эффективности деятельности профессиональных образовательных организаций: социальные технологии оптимизации морально-психологического климата в студенческих группах профессиональных образовательных организаций; социальная интеграция студентов системы среднего профессионального образования в сферу трудовой деятельности;

повышение качества кадрового потенциала в системе профессионального образования: креативная мастерская как ресурс формирования инновационной готовности педагога профессиональной образовательной организации; исследовательская деятельность педагога в профессиональной образовательной организации;

развитие профессионализма, социальных навыков и инновационного потенциала субъектов межличностных коммуникаций профессионального образования края: осознанная профессионализация молодых специалистов профессионального образования Хабаровского края; социологический анализ soft skills обучающихся профессиональных образовательных организаций.

Количество опрошенных респондентов системы среднего профессионального образования Хабаровского края — 1876 человека. По итогам научных исследований сформированы и внедрены методические рекомендации, программы научно-практических семинаров и мастер-классов, опубликованы научные статьи.

В Институте сформирован высококвалифицированный коллектив, выполняющий научные исследования и разработки по проблемам модернизации профессионального образования, в состав которого сегодня входят 2 доктора наук и 12 кандидатов наук.

В 2019 году Институтом курировались временные научно-исследовательские коллективы, имеющие статус краевых инновационных площадок, по следующим направлениям и темам:

технологические решения, обеспечивающие реализацию требований ФГОС СПО и профессиональных стандартов, в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями: «Формирование и развитие перспективных профессиональных компетенций и гибких навыков у обучающихся через разработку и реализацию флагманских образовательных программ», «Создание информационно-методической модели образовательного процесса для эффективного внедрения новых и актуализированных ФГОС СПО», «Формирование инновационной образовательной среды техникума на основе проектного подхода»; «Использование эффективных инструментов оценки качества подготовки специалистов дорожной отрасли»;

организация сетевого взаимодействия при подготовке кадров по востребованным и перспективным профессиям и специальностям СПО: «Формирование профессиональных компетенций педагогических кадров в логике стандартов Ворлдскиллс», «Инновационные формы управления процессами образовательной организации во взаимодействии с социальными партнерами»;

создание и обеспечение возможностей для различных категорий населения в приобретении необходимых квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности: «Профессиональное образование без границ»; «Цифровизация деятельности многофункционального центра прикладных квалификаций колледжа»;

создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся: «Создание модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного педагогического образования».

Общая численность участников 9 краевых инновационных площадок профессионального образования Хабаровского края включала 242 субъектов межличностных коммуникаций профессиональных организаций. По итогам работы в 2019 г. творческими коллективами создано 14 инновационных продуктов. Диссеминация опыта осуществлялась путем опубликования научных статей в международных научных и участия в VII межрегиональной научно-практической конференции «Инновационные и креативные практики в профессиональном образовании».

Институт осуществляет научное руководство деятельностью базовых учреждений. Общее число участников творческих коллективов составило 116 педагога и 726 студента профессиональных образовательных организаций. По итогам работы созданы учебно-методический комплекс, учебно-методическое пособие, сетевая модель, курс вебинаров и другие научно-методические продукты.

Институт обеспечивает региональные органы управления образованием и широкую общественность актуальной, полной, достоверной и регулярно обновляемой информацией о состоянии системы среднего профессионального образования Хабаровского края, а также формирует информационную базу анализа и прогноза развития этой системы посредством проведения серии мониторинговых исследований. В 2019 г. Институтом проведены мониторинги в системе профессионального образования края: мониторинг реализации флагманских образовательных программ профессиональными образовательными организациями; мониторинг аттестации педагогических работников системы среднего профессионального образования Хабаровского края; мониторинг эффективности процедуры независимой оценки качества по линии трудоустройства и реализации программ; мониторинг трудоустройства участников региональных и национальных чемпионатов WSR и Абилимпикс.

Для организации и координации в профессиональных образовательных организациях научно-исследовательской и инновационной работы, связанной с вопросами развития профессионализма, профессионального самосознания, компетентности педагога и студента, их продвижением к творческой самореализации и индивидуальному самосовершенствованию, Институт в 2019 году продолжил реализацию таких научных проектов, как «Научный кадровый резерв», «Компетенции для жизни», «СНО-тур».

В рамках научных проектов для выработки единой стратегии профессиональных организаций края в вопросах создания условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся, проводились научные мероприятия для педагогических сотрудников (для осуществления опосредованного влияния) и для обучающихся (для оказания непосредственного влияния).

Для достижения поставленных целей Институтом в 2019 году проведена серия научных и научно-популярных мероприятий:

 интеллектуальные командные соревнования «Креатив бой» для педагогов и студентов образовательных организаций системы профессионального образования;

 научно-практические семинары «Дальневосточная школа автора: публикационная активность педагога ПОО» (40 час.), «Осознанная профессионализация молодых специалистов» (40 час.);

 курсы повышения квалификации «Школа педагога исследователя: ресурс профессионального роста педагога» (72 час.), «Педагогическая мастерская «Креативное мышление преподавателя профессиональной образовательной организации» (72 ч.), «Образовательная кинезиология для педагогов (технология здоровьясбережения)» (40 час.), «Сохранение и развитие когнитивных способностей преподавателей СПО (40 час.);

 краевой конкурс инновационных продуктов (7 победителей и 7 лауреатов);

 VII Межрегиональная научно-практическая конференция «Инновационные и креативные практики в профессиональном образовании» (общее количество участников — 200 человек). Спикеры из г. Владивосток, г. Москва, г. Ярославля, г. Ульяновска, г. Благовещенск;

 краевой смотр научных объединений педагогов профессионального образования (6 объединений).

Научные события объединили организаторов и участников краевых инновационных площадок, заместителей директоров по научно-методической, учебно-воспитательной, учебно-производственной работе, методистов профессиональных образовательных организаций, участников краевого проекта «Креативный Дальний», творческие группы специалистов профессиональных образовательных организаций и мастеров производственного обучения, а также студентов ПОО.

Всего в 2019 году в ходе реализации ключевых научных мероприятий приняли участие 483 педагогов профессионального образования Хабаровского края.

Для студентов системы среднего профессионального образования в 2019 г. инициирован и проведен Краевой конкурс научно-исследовательских проектов студентов профессиональных образовательных организаций «Студенческая научная весна». 107 работ студентов из 24 профессиональных образовательных организаций рассмотрены в рамках фестиваля. В очный этап вышла 63 работа по 6 номинациям: конкурс студенческих научных проектов в области инноваций и технического творчества, конкурс студенческих научных работ в области прикладных экономических исследований, конкурс студенческих научных работ по истории России и Дальнего Востока, конкурс студенческих научно-практических работ в области охраны общественного здоровья, физической культуры и спорта, конкурс студенческих научных работ в области социологии, социальной политики, связей с общественностью, государственного и муниципального управления, конкурс студенческих научных работ в области психологии, педагогики и культурологии.

В ходе очной защиты компетентностным жюри выявлены 18 победителей из 12 профессиональных образовательных организаций. Участники, занявшие первые места, получили возможность представить свои работы на VI Краевой научно-практической конференции «Молодая наука: достижения, проекты, инновации», а также возможность публикации в спецвыпуске журнала «Молодой ученый».

В 2019 году был организован и проведен II Краевой слёт студенческих научных обществ и объединений «Поколение ПРОФИ» для обучающихся профессиональных образовательных организаций края. Краевой слёт студенческих научных обществ и объединений «Поколение ПРОФИ 2019» объединил представителей студенческих научных обществ учреждений профессионального образования Хабаровского края в количестве 100 человек, а также 12 студентов из г. Харбин (КНР). Слёт проводится с целью повышения уровня профессионализма, профессионального самосознания, компетентности студентов, их продвижения к творческой самореализации, индивидуальному и коллективному самосовершенствованию.

В рамках слёта студенты овладели навыками и технологиями написания научной статьи, развили умения создания тематического эссе, пост и пресс-релизов, блогов. Кроме того, участие в специально организованных мастер-классах позволило развить умения самопрезентации, ораторского искусства, отработать навыки целеполагания и лидерства. Ряд мероприятий был направлен на формирование гражданственности и патриотизма. Рефлексия участников слёта показала, что большую значимость для них имели тренинги, направленные на повышение уровня компетенций для жизни и карьеры (soft skills).

Участники слёта создали студенческие научные объединения, разработали и внедрили индивидуальные инициативы, направленные на социально-экономическое развитие территории Хабаровского края. Внедренные работы студенческих научных обществ были представлены на краевом конкурсе-смотре «СНО-тур».

VII Краевой чемпионат предпринимательских идей «От идеи к успеху» для студентов ПОО объединил 100 человек из 18 ПОО. Целью чемпионата 2019 года стала разработка предпринимательских инициатив, направленных на реализацию региональных программ органов исполнительной власти Хабаровского края.

В рамках чемпионата студенты развивали и отрабатывали умения создавать бизнес-проекты, визуализировать их, упаковывать и презентовать. С целью создания мотивационного поля студентам была предоставлена возможность познакомиться со стартапами готовых идей начинающих предпринимателей, на менторской встрече с победителями и координатором помощи начинающему предпринимателю обсудить возникшие вопросы. На итоговом мероприятии компетентное жюри отобрало 3 бизнес-инициатив. Победителями стали участники студенческого научного общества КГА ПОУ «Хабаровский технологический колледж», КГА ПОУ «Губернаторский авиастроительный колледж г. Комсомольска-на-Амуре», КГБ ПОУ «Амурский политехнический техникум».

8–9 августа 2019 г. в Институте проведена Региональная августовская конференция руководителей и педагогических работников системы профессионального образования Хабаровского края «Система подготовки кадров для экономики и людей: вызовы новой реальности и ресурсные ориентиры». В мероприятиях конференции приняли участие более 120 представителей образовательных организаций региона. Работали 4 секции. Помимо работы секций, в рамках конференции проведены научно-практические семинары и круглые столы по актуальным проблемам профессионального образования, состоялись тематические консультации и мастер-классы. В дни проведения мероприятий в Институте была организована работа выставки новых изданий, подготовленных работниками Института и ПОО края.

По итогам развития инновационной и научно-исследовательской деятельности в 2019 г. работниками Института опубликованы 42 научных статьи в изданиях различного статуса.

Таким образом, деятельность Института в сфере профессионального образования Хабаровского края ориентирована на выделение инновационной и научно-исследовательской деятельности как самостоятельного и самоценного процесса в профессиональном образовании и создание инновационных продуктов, транслируемых в массовую практику.

Литература:

  1. Постановление Правительства Хабаровского края от 05.06.2012 № 177-пр «О государственной программе Хабаровского края «Развитие образования в Хабаровском крае» // СПС КонсультантПлюс
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, Хабаровский край, VII, Институт, профессиональная образовательная организация, система среднего, студент, инновационная работа, Краевой конкурс, Межрегиональная научно-практическая конференция.


Ключевые слова

система среднего профессионального образования, научно-исследовательская и инновационная инфраструктура организации, краевые инновационные площадки, научные объединения педагогов

Похожие статьи

Проблемы подготовки и переподготовки педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений к инновационной деятельности

В данной статье раскрываются вопросы, связанные с подготовкой и переподготовкой педагогических кадров к инновационной деятельности в системе повышения квалификации. Определены основные факторы, обеспечивающие успешность подготовки и переподготовки уч...

Проблемы подготовки и переподготовки педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений к инновационной деятельности

В данной статье раскрываются вопросы, связанные с подготовкой и переподготовкой педагогических кадров к инновационной деятельности в системе повышения квалификации. Определены основные факторы, обеспечивающие успешность подготовки и переподготовки уч...

Проблема обеспечения функционирования и развития системы профессионального образования в Алтайском крае

Специфика функционирования системы среднего технического и профессионального образования в Республике Казахстан

В статье сделан анализ практико-ориентированной направленности системы среднего технического и профессионального образования в Республике Казахстан, а также дано описание форм, методов и средств производственного обучения.

Дошкольное образование в Узбекистане: тенденции и современное состояние

В данной статье анализируется деятельность дошкольных образовательных учреждений в Узбекистане. Отмечается, что за счет создания здоровой конкурентной среды среди государственных и негосударственных дошкольных образовательных учреждений в республике ...

Школа инноваций профессионального образования Хабаровского края

В статье представлен механизм координации и сопровождения краевых инновационных площадок системы среднего профессионального образования Хабаровского края. Приводятся результаты трехлетней работы Школы инноваций профессионального образования.

Состояние системы образования Ставропольского края в разрезе школьного уровня

В статье автор анализирует уровень развития системы образования в Ставропольском крае на школьном уровне. Также рассматриваются основные мероприятия, проводимые образовательными организациями в регионе.

Региональный потенциал развития управленческой компетентности государственных гражданских служащих в Республике Башкортостан

В статье рассматриваются особенности формирования и развития управленческой компетентности государственных служащих. Дана социально-экономическая оценка регионального потенциала развития уровня управленческой компетентности государственных служащих в...

Наставничество как одна из форм передачи профессионального опыта в системе среднего профессионального образования Красноярского края

В статье предложена реализация модели наставничества системы профессионального образования. Отмечается значимость наставничества в решении проблем системы среднего профессионального образования Красноярского края и необходимость его развития с помощ...

Особенности профессионального развития государственных гражданских служащих в Российской Федерации: региональный аспект

В статье рассматриваются особенности профессионального развития государственных гражданских служащих в Российской Федерации в регионах, описан новаторский опыт профессионального развития, основанный на работах в конкурсе «Лучшие кадровые практики и и...

Похожие статьи

Проблемы подготовки и переподготовки педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений к инновационной деятельности

В данной статье раскрываются вопросы, связанные с подготовкой и переподготовкой педагогических кадров к инновационной деятельности в системе повышения квалификации. Определены основные факторы, обеспечивающие успешность подготовки и переподготовки уч...

Проблемы подготовки и переподготовки педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений к инновационной деятельности

В данной статье раскрываются вопросы, связанные с подготовкой и переподготовкой педагогических кадров к инновационной деятельности в системе повышения квалификации. Определены основные факторы, обеспечивающие успешность подготовки и переподготовки уч...

Проблема обеспечения функционирования и развития системы профессионального образования в Алтайском крае

Специфика функционирования системы среднего технического и профессионального образования в Республике Казахстан

В статье сделан анализ практико-ориентированной направленности системы среднего технического и профессионального образования в Республике Казахстан, а также дано описание форм, методов и средств производственного обучения.

Дошкольное образование в Узбекистане: тенденции и современное состояние

В данной статье анализируется деятельность дошкольных образовательных учреждений в Узбекистане. Отмечается, что за счет создания здоровой конкурентной среды среди государственных и негосударственных дошкольных образовательных учреждений в республике ...

Школа инноваций профессионального образования Хабаровского края

В статье представлен механизм координации и сопровождения краевых инновационных площадок системы среднего профессионального образования Хабаровского края. Приводятся результаты трехлетней работы Школы инноваций профессионального образования.

Состояние системы образования Ставропольского края в разрезе школьного уровня

В статье автор анализирует уровень развития системы образования в Ставропольском крае на школьном уровне. Также рассматриваются основные мероприятия, проводимые образовательными организациями в регионе.

Региональный потенциал развития управленческой компетентности государственных гражданских служащих в Республике Башкортостан

В статье рассматриваются особенности формирования и развития управленческой компетентности государственных служащих. Дана социально-экономическая оценка регионального потенциала развития уровня управленческой компетентности государственных служащих в...

Наставничество как одна из форм передачи профессионального опыта в системе среднего профессионального образования Красноярского края

В статье предложена реализация модели наставничества системы профессионального образования. Отмечается значимость наставничества в решении проблем системы среднего профессионального образования Красноярского края и необходимость его развития с помощ...

Особенности профессионального развития государственных гражданских служащих в Российской Федерации: региональный аспект

В статье рассматриваются особенности профессионального развития государственных гражданских служащих в Российской Федерации в регионах, описан новаторский опыт профессионального развития, основанный на работах в конкурсе «Лучшие кадровые практики и и...

Задать вопрос