Наставничество как одна из форм передачи профессионального опыта в системе среднего профессионального образования Красноярского края | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

XXVI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, апрель 2022)

Дата публикации: 04.04.2022

Статья просмотрена: 275 раз

Библиографическое описание:

Лукьянова, М. И. Наставничество как одна из форм передачи профессионального опыта в системе среднего профессионального образования Красноярского края / М. И. Лукьянова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 25-31. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/434/17072/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье предложена реализация модели наставничества системы профессионального образования.

Отмечается значимость наставничества в решении проблем системы среднего профессионального образования Красноярского края и необходимость его развития с помощью передачи профессионального опыта, под непосредственным руководством опытного наставника, в лице различных представителей.

Определены возможности наставничества в системе профессионального образования. Предлагаются различные модели наставничества, наиболее приемлемые в профессиональном образовании региона. Предложен механизм внедрения системы наставничества как формы работы с молодыми специалистами, начинающими трудовую деятельность.

Ключевые слова: наставничество, наставник, молодые профессионалы, целевая модель, Абилимпикс, профессиональное образование, производственное обучение.

Наставничество — это неформальный процесс обмена знаниями, социальным опытом, психологическая поддержка, получаемая молодым специалистом в процессе личностного становления и профессионального развития. Суть современного подхода к наставничеству сформулирована в лозунге: «Я помогу тебе развиваться».

Наставники, не только профессионалы-практики, но и педагоги, образовательных учреждений, участвующие в международном движении WorldSkills, студенты-наставники в проекте «Билет в будущее».

В профессиональном образовании используются многие формы наставничества: «работодатель — студент», «студент — студент», «мастер — ученик», а также «педагог — педагог» и другие. Необязательно, чтобы наставник был взрослым и опытным, а наставляемый — молодым новичком. Немало примеров, когда молодой учитель наставляет возрастного педагога, помогая ему освоить современные информационные технологии [1].

Повлиять на решение проблем в регионе, с трудовой неустроенностью выпускников, влекущей за собой миграцию молодежи в другие регионы, позволит внедрение целевой модели наставничества. В соответствии с этапами, условиями и показателями развития региональных наставнических программ, внедрение целевой модели осуществляется субъектами РФ.

Внедрение и утверждение региональной целевой модели наставничества системы профессионального образования и индустриальных партнеров, где определены миссия, цель, задачи, формы наставничества, механизмы реализации модели наставничества в регионе, позволит:

1) обеспечить эффективной поддержкой личностного роста, самоопределения, социализации и профессиональной ориентации, для самореализации дополнительного, профессионального образования и профессионального роста педагогических работников;

2) закрепить молодых специалистов в Красноярском крае;

3) создать систему подготовки мотивированных кадров, с раскрытием личностного, профессионального потенциала студента, поддержку формирования и реализации индивидуальной профессиональной подготовки.

4) обеспечить сопровождения студентов на практику в условиях предприятий, развить у студентов интерес к трудовой деятельности.

Для работы в данном направлении открыт региональный центр наставничества — представляющий собой структурное подразделение краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького». Центр создан с целью организационного, методического, экспертно-консультационного, аналитического, информационного сопровождения реализации и мониторинга программ наставничества, обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, с применением лучших практик наставничества, реализуемых в Красноярском крае.

Сформирован и представлен список образовательных организаций, среднего профессионального образования Красноярского края, с присвоением статуса «Региональной пилотной площадки «Наставник» для апробации программ наставничества:

  1. КГБПОУ «Красноярский техникум промышленного сервиса»;
  2. КГАПОУ «Емельяновский дорожно-строительный техникум»;
  3. КГБПОУ «Красноярский техникум социальных технологий»;
  4. КГАПОУ «Ачинский колледж транспорта и сельского хозяйства»;
  5. КГБПОУ «Енисейский педагогический колледж» [4].

Необходимо переосмыслить организацию процесса обучения, позволяющую вовлечь молодежь в профессиональную деятельность.

Следует пересмотреть Основную профессиональную образовательную программу, введя на первом курсе производственное обучение. Участвуя в программе «Дети учат детей. Наставничество в рамках движения WorldSkills», где студенты-наставляемые, основываясь на опыте студентов-наставников (старшекурсников), проявят интерес к профессии. Примут участие в чемпионатах WorldSkills, повышая мастерство и профессионализм.

В Модели наставничества системы профессионального образования и индустриальных партнеров закреплены две формы наставничества.

Первая форма — «работодатель — студент», направлена на создание системы взаимодействия профессиональных образовательных организаций, функционирующих по образовательным программам среднего профессионального образования и представителя предприятия региона. В целях взаимодействия получения студентом профессионального опыта и развития личностных качеств, для осознанного целеполагания, самоопределения и самореализации в будущей профессии.

Вторая форма — «преподаватель (мастер производственного обучения) — студент», направлена на взаимодействия преподавателя со студентом, с целью получения студентами знаний и навыков, для дальнейшей самореализации, профессиональной реализации и трудоустройства.

Развитие системы наставничества в рамках регионального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» предполагает проведение ежегодных мероприятий, которые помогут педагогам, студентам профессиональных образовательных организаций и работодателям выявить успешные практики наставничества, способствующие повышению качества подготовки рабочих кадров в Красноярском крае, повысить престиж наставника среди молодежи.

Пример привязки наставничества к профессиональным стандартам мы видим в практике WorldSkills, международного некоммерческого движения, целями которого являются повышение статуса профессионального образования и гармонизация профессиональных стандартов. Через участие в чемпионатах WorldSkills, наставничество помогает определиться с выбором профессии, обучиться по выбранной профессии и трудоустроиться.

Среднее профессиональное образование Красноярского края вливается в региональную пилотную площадку по апробации (пилотированию) программ наставничества и проводится на базе различных практик. Программе наставничества «Достижение высоких результатов в конкурсах профессионального мастерства Абилимпикс» уделяется основное внимание.

Цель программы наставничества: Совершенствование подходов в формировании soft и hard компетенций у участников конкурсов профессионального мастерства — людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс», чемпионатного цикла.

Эффективность программы наставничества подтверждается результатами промежуточного мониторинга: 58 % участников V Регионального чемпионата конкурса профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «Абилимпикс» в 2021 году заняли призовые места, в сравнении с 2020 годом, качество подготовки увеличилось на 10 %.

Программа наставничества позволила организовать у педагогов рефлексию процесса подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Данная способность служит средством полноценного и эффективного самоанализа, позволяя оценивать собственные мысли, действия и поступки, анализировать их и изменять. Благодаря чему улучшились качественные показатели достижений обучающихся в конкурсе Абилимпикс [3].

В качестве достоинств программы наставничества, можно отметить, что не только у наставляемых формируется представление о возможной профессиональной траектории развития, но и студенты — наставники становятся лидерами в учебных группах, на которых равняются. Что способствуют повышению успеваемости, увеличению числа посещаемости занятий и спортивных секций, вовлечению в проектную деятельность. Практика пилотирования успешна и необходимо её применять [2].

Появляется востребованность работодателя в специалисте, на уровне международного качества. Работодатель дистанцируется от образовательного учреждения, позиционируя свое место в качестве заказчика рабочих кадров. Положительный опыт организации наставничества, предоставляется при взаимодействии работодателей с педагогическими работниками.

Повысить качество подготовки выпускников в соответствии с международными стандартами и ожиданиям работодателей, должно формирование и внедрение системы наставничества на производстве.

Для эффективной реализации модели наставничества системы профессионального образования и индустриальных партнеров необходимо решить вопросы: развитие межведомственного взаимодействия, создание системы мотивации на предприятиях края для вовлечения работников.

В целях выявления и распространения передового практического опыта наставничества и отбора самых эффективных наставнических практик, чтобы тиражировать их на других производствах, в регионе и стране. Министерство экономики и регионального развития Красноярского края проводило конкурс «Лучшие практики наставничества Красноярского края-2021» среди предприятий-участников национального проекта «Производительность труда» в рамках федерального проекта «Системные меры по повышению производительности труда». Итоги конкурса позволили тиражировать лучшие практики в крае на предприятиях реального сектора экономики. Практики-призеры представят на всероссийском конкурсе, где опыт наставничества будет распространен и в других российских компаниях.

Победителей определили в четырех номинациях. Победителем стало АО «Губернские аптеки» с проектом по наставничеству «Кадровый резерв» в номинации «Наставничество в области повышения производительности труда». Второе место занял АО «Краслесинвест» с проектом «Фестиваль профессий «Лесное дело» в профессиональном самоопределении школьников Богучанского района и третье — ООО «Комбинат «Волна» с практикой создания виртуального учебного центра по образовательным программам в профессиональном развитии молодежи.

Работа образовательных организаций направлена на создание сетевого взаимодействия с социальными партнерами в вопросах наставничества, управления кадрами, финансами и информацией. Выстраивая взаимодействие с социальными партнерами в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ и Федеральными государственными стандартами, образовательные организации переходят на практико-ориентированные методы обучения [5].

Предлагается привлекать студентов, работодателей и профессионалов, в качестве формы наставничества. В дополнительном образовании, с детьми занимаются мастера. Наставничество рассматривается как система развития кадров и система обучения персонала. Учится наставляемый и наставник [1].

Следовательно, наставничество — одна из форм передачи профессионального опыта, в процессе которой молодой профессионал осваивает профессиональные приемы, способы, манипуляции под непосредственным руководством опытного работника.

Литература:

  1. Наставничество как инструмент для развития//Журнал RENOME. 2019. № 12/159.
  2. Отчёт по пилотировании программы наставничества в Березовском филиале Емельяновского дорожно-строительного техникума. URL: https://view.officeapps.live.com.
  3. Отчёт по пилотированию программы наставничества в КГБПОУ «Красноярский техникум социальных технологий». URL: http://tmweb.ru.
  4. Приложение № 1кприказу от 22.01.2021г. № 10 Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького». URL: https://kpk1.ru/sveden/document.
  5. Романченко М. К. Опыт создания многофункционального центра прикладных квалификаций на базе колледжа/Профессиональное образование. Столица, 2016. № 10.

Похожие статьи

Наставничество в системе среднего профессионального образования

В статье представлены модели реализации наставнической деятельности в образовательной организации среднего профессионального образования на примере Хабаровского технологического колледжа. Охарактеризованы особенности наставничества обучающихся как те...

Наставничество как условие формирования лидерских компетенций в процессе профессионального становления специалиста в образовательном учреждении

В статье рассматривают возможности наставничества как инновационной формы работы с молодыми специалистами системы образования и условия формирования у учителей лидерских компетенций.

Особенности профессионального развития государственных гражданских служащих в Российской Федерации: региональный аспект

В статье рассматриваются особенности профессионального развития государственных гражданских служащих в Российской Федерации в регионах, описан новаторский опыт профессионального развития, основанный на работах в конкурсе «Лучшие кадровые практики и и...

Компетентностный подход в реализации идеи непрерывного образования в системе повышения квалификации учителей музыки

Рассматриваются вопросы совершенствования системы повышения квалификации учителей музыки в контексте современных требований к профессиональной подготовке компетентных специалистов. Одним из условий эффективности системы повышения квалификации являетс...

Наставничество как одна из эффективных форм профессионального роста педагога

Статья раскрывает роль наставничества в профессиональном становлении молодого педагога в дошкольном образовательном учреждении. Содержит информацию о работе с молодыми специалистами, раскрывает цели, задачи и формы работы наставничества.

Развитие профессиональной компетентности государственных гражданских служащих на примере Министерства образования и науки Республики Башкортостан

В статье проведен анализ путей развития профессиональной компетентности государственных гражданских служащих на примере Министерства образования и науки Республики Башкортостан. Исследованы инновационные технологии развития компетентности, выявлены о...

Современная система профессионального развития персонала в таможенных органах

В данной статье была изучена современная система профессионального развития персонала таможенных органов. Определены ключевые механизмы управления развитием профессионального персонала, как реализация современного подхода.

Практические позиции взаимодействия образовательной организации и бизнес-сообщества в процессе профессиональной подготовки управленческих кадров

В статье определены основные точки пересечения и предполагаемые результаты взаимодействия образовательной организации и бизнес-сообщества по вопросам организации процесса профессиональной подготовки управленческих кадров.

Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации

В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...

Современные проблемы профессионального развития государственных гражданских служащих

Данная работа посвящена исследованию проблем в профессиональном развитии государственных гражданских служащих. В статье рассмотрены условия, причины возникновения сложностей в процессе обучения служащих, предложены меры по совершенствованию форм, инс...

Похожие статьи

Наставничество в системе среднего профессионального образования

В статье представлены модели реализации наставнической деятельности в образовательной организации среднего профессионального образования на примере Хабаровского технологического колледжа. Охарактеризованы особенности наставничества обучающихся как те...

Наставничество как условие формирования лидерских компетенций в процессе профессионального становления специалиста в образовательном учреждении

В статье рассматривают возможности наставничества как инновационной формы работы с молодыми специалистами системы образования и условия формирования у учителей лидерских компетенций.

Особенности профессионального развития государственных гражданских служащих в Российской Федерации: региональный аспект

В статье рассматриваются особенности профессионального развития государственных гражданских служащих в Российской Федерации в регионах, описан новаторский опыт профессионального развития, основанный на работах в конкурсе «Лучшие кадровые практики и и...

Компетентностный подход в реализации идеи непрерывного образования в системе повышения квалификации учителей музыки

Рассматриваются вопросы совершенствования системы повышения квалификации учителей музыки в контексте современных требований к профессиональной подготовке компетентных специалистов. Одним из условий эффективности системы повышения квалификации являетс...

Наставничество как одна из эффективных форм профессионального роста педагога

Статья раскрывает роль наставничества в профессиональном становлении молодого педагога в дошкольном образовательном учреждении. Содержит информацию о работе с молодыми специалистами, раскрывает цели, задачи и формы работы наставничества.

Развитие профессиональной компетентности государственных гражданских служащих на примере Министерства образования и науки Республики Башкортостан

В статье проведен анализ путей развития профессиональной компетентности государственных гражданских служащих на примере Министерства образования и науки Республики Башкортостан. Исследованы инновационные технологии развития компетентности, выявлены о...

Современная система профессионального развития персонала в таможенных органах

В данной статье была изучена современная система профессионального развития персонала таможенных органов. Определены ключевые механизмы управления развитием профессионального персонала, как реализация современного подхода.

Практические позиции взаимодействия образовательной организации и бизнес-сообщества в процессе профессиональной подготовки управленческих кадров

В статье определены основные точки пересечения и предполагаемые результаты взаимодействия образовательной организации и бизнес-сообщества по вопросам организации процесса профессиональной подготовки управленческих кадров.

Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации

В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...

Современные проблемы профессионального развития государственных гражданских служащих

Данная работа посвящена исследованию проблем в профессиональном развитии государственных гражданских служащих. В статье рассмотрены условия, причины возникновения сложностей в процессе обучения служащих, предложены меры по совершенствованию форм, инс...