В статье рассматривается разработка и внедрение пилотного проекта «Наставник» в образовательной организации, где в качестве наставника выступает студент старших курсов. Проект позволяет решить актуальную проблему адаптации к новым условиям обучения, организовать индивидуальное сопровождение обучающегося при поддержке наставника.
Ключевые слова: наставник, soft skills, адаптация, наставничество.
На сегодняшний день внедрение Целевой модели наставничества в образовательные организации Хабаровского края является одним из актуальных вопросов образования и воспитания.
Новые ориентиры среднего профессионального образования связаны с созданием условий, позволяющих максимально раскрыть личностный потенциал обучающихся, формирование профессиональных компетенций и «мягких» навыков. Обеспечение высокого уровня включенности обучающихся в социальные, культурные и образовательные процессы, формирование системы студенческого сообщества представляется особенно эффективным через внедрение Целевой модели наставничества.
Анализ литературы свидетельствует о том, что деятельность наставников изучали многие исследователи, такие как Батышев С. Я., Гичан И. С., Иконникова С. Н., Лебедева Л. В., Филатова Е. В. и многие другие [2].
Однако реализация Целевой модели наставничества в студенческой среде, основанная на принципе «равный — равному» (форма «ученик-ученик/студент-студент» недостаточно изучена научным сообществом и представляет для нас особый интерес.
В нашей научно-исследовательской работе рассматривается разработка и внедрение пилотного проекта «Наставник», реализующего Целевую модель наставничества в образовательной организации КГА ПОУ ГАСКК МЦК в форме «студент-студент», где в качестве наставника выступает студент старших курсов. Срок реализации проекта: сентябрь 2020 — июнь 2021.
Актуальностьпроекта «Наставник» обусловлена следующими факторами:
необходимостью внедрения Целевой модели наставничества в образовательные организации Хабаровского края [1];
отсутствием формы наставничества «студент-студент» в ГАСКК МЦК при наличии высокой потребности со стороны обучающихся;
необходимостью проведения адаптационных мероприятий для обучающихся 1 курса с целью обеспечения их эффективного включения в образовательную и воспитательную деятельность, индивидуального сопровождения;
потребностью производственных предприятий в высококвалифицированных специалистах, обладающих развитыми профессиональными компетенциями и «мягкими» навыками (soft skills).
Цель проекта «Наставник» — адаптация студентов первого курса к новым условиям обучения, развитие soft skills участников проекта посредством внедрения Целевой модели наставничества в КГА ПОУ ГАСКК МЦК в форме «студент-студент» через проведение мероприятий в период 2020–2021 учебного года.
В ходе реализации проекта «Наставник» решается проблемаотсутствия в колледже практики наставничества в форме «студент-студент» при наличии спроса обучающихся 1-го курса.
Организаторами и ведущими мероприятий (наставниками) выступают студенты старших курсов колледжа. Представлены современные формы работы с обучающимися. Предполагается привлечение стейкхолдеров, выход проекта за пределы образовательной организации, трансляция в СМИ.
|
|
Представленные в ходе реализации проекта мероприятия направлены на организацию продуктивного взаимодействия развивающих сообществ «студент-студент», «учебная группа студентов старших курсов — учебная группа студентов младших курсов».
Результатом работыявляется разработка продукта — дорожной карты, программы проекта и дайджеста мероприятий.
В ходе работы достигнуты следующие результаты:
- Изучены теоретические материалы, нормативные документы, связанные с вопросом наставничества, рассмотрены основные понятия
- Исследован уровень адаптации студентов 1 курса к учебной деятельности, группе, жизни в колледже и проведён анализ запросов студентов 1 курсов с целью выявления их потребностей в наставнике
- Проведено анкетирование студентов 4 курсов КГА ПОУ ГАСКК МЦК с целью выявления интереса к наставнической деятельности, возможностей стать наставником
- Организована работа проектной команды наставников и наставляемых и проведён (промежуточный) анализ эффективности внедрения проекта в студенческой среде колледжа.
Анализ данных анкет, беседы, наблюдения, опроса позволяет сделать вывод, что внедряемая практика наставничества даёт положительный результат: наставляемые развили свои «мягкие» навыки, раскрыли творческие, организаторские способности, переходя из категории «зрители» в категорию «соучастники» и «соорганизаторы».
В результате реализации проекта «Наставник» достигнуты положительные показатели работы: наблюдается повышение уровня адаптированности студентов (Таблица 1): на 7 % увеличилось количество студентов с показателем «средний уровень адаптированности в группе», на 3 % повысилось количество студентов с показателем «высокий уровень адаптированности в группе».
Рис.1. Динамика показателей адаптации студентов к группе (по методике Т. Д. Дубовицкой)
Проектная команда представляет работу по нескольким направлениям: волонтёрская деятельность, основы финансовой грамотности, здоровьесбережение, культурно-просветительские мероприятия.
Представленный в ходе исследовательской работы проект является инновационным, уникальным, так как направлен на внедрение новых или значительно улучшенных практик, методов в деятельность образовательной организации, внедрение актуальных практик наставничества.
Проект предполагает дальнейшее расширение целевой аудитории, привлечение новых партнёров, увеличение количества мероприятий, варьирование форм организации мероприятий, привлечение обучающихся не только нашего учебного заведения, а также школ, студентов других ПОО, ВОО нашего города и Хабаровского края.
Приспособление к новым условиям жизни и деятельности в колледже сопровождается преодолением первокурсниками различных трудностей: студентам приходится привыкать к новой системе обучения, коллективу, системе отношений с преподавателями, условиям жизни, новой социальной роли. Со многими проблемами студенты первого курса не в силах справиться самостоятельно.
Проект «Наставник» позволяет решить проблему адаптации студентов к жизни в колледже, способствует раскрытию личностного, творческого, профессионального потенциала обучающихся, воспитывает современного конкурентоспособного специалиста, владеющими профессиональными компетенциями и soft skills.
Литература:
- Распоряжение Министерства Образования и науки Хабаровского края от 10.09.2020 г. — № 887 «Об утверждении региональной методологии (Целевой модели) наставничества для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования в Хабаровском крае».
- Филатова Е. В. Организация наставничества как формы социального партнерства в области профессионального образования / Е. В. Филатова // Вестник КемГУКИ. — 2018. — № 18. — С.198.