Инновации в действии: опыт работы краевой инновационной площадки губернаторского авиастроительного колледжа г. Комсомольска-на-Амуре
Автор: Гептина Ольга Сергеевна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (40) октябрь 2022 г.
Дата публикации: 01.09.2022
Статья просмотрена: 21 раз
Библиографическое описание:
Гептина, О. С. Инновации в действии: опыт работы краевой инновационной площадки губернаторского авиастроительного колледжа г. Комсомольска-на-Амуре / О. С. Гептина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 4.1 (40.1). — С. 12-17. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/231/7502/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Формирование и развитие перспективных профессиональных компетенций и гибких навыков у обучающихся через разработку и реализацию флагманских образовательных программ» на базе КГА ПОУ ГАСКК (г. Комсомольск-на-Амуре). Особое внимание уделяется инновационным трендам, определяющим образ профессионала 21 века, а также механизму формирования профессиональных компетенций педагогов колледжа, соответствующих трендам.
Ключевые слова: краевая инновационная площадка, пять трендов образования, современные компетенции педагога, инновации, СПО.
Все большее количество экспертов утверждают, что уже в ближайшем будущем человечество столкнется с кардинальной сменой экономического и общественного уклада. Эти изменения произойдут под влиянием ускоренного развития технологий и сопутствующих социальных изменений. В настоящее время эксперты выделяют несколько основных инновационных трендов, определяющих образ профессионала XXI века.
Тренд 1. Рост сложности. Скорость распространения технологий постоянно увеличивается. Возникает необходимость постоянной и быстрой реакции системы профессионального образования на изменения в обществе и технологиях. Требуемые компетенции: продолжать обучение в течение всей жизни, самостоятельно осваивая новые навыки; уметь учиться, переучиваться, разучиваться; концентрация и управление вниманием, для возможности справляться с информационной перегрузкой, управлять сложной техникой [1].
Тренд 2. Цифровизация. Перевод всех видов информации в цифровую форму, проникает абсолютно во все сферы жизни. Прогнозируется, что произойдет переход от общей цифровизации внешнего мира к цифровизации личного пространства. Требуемые компетенции: необходимы базовые навыки программирования, способность работать в цифровой среде, уровень сфорсированности компетенций станет определяться по цифровому следу [1].
Тренд 3. Автоматизация. В настоящее время происходит распространение автоматизированных технологий управления в производстве различных продуктов. Переход к новой индустриальной модели подразумевает не просто автоматизацию отдельных конвейерных линий производства, где отдельные устройства действуют независимо друг от друга, а создание комплексных производственных систем, связывающих физическое и цифровое пространство. Требуемые компетенции: развитие творческих способностей, навыки инжиниринга; при автоматизации стандартной работы будет все больше необходимость мыслить нестандартно и создавать новое [1].
Тренд 4. Экологизация. Сейчас мы наблюдаем постепенный переход к более целостному пониманию земной экосистемы и роли, которую играет человечество и создаваемые им технологии, в эволюции биосферы. По мере того, как расширяется понимание возможностей использования экологических методов в различных сферах, происходит «озеленение» мышления человечества. Требуемые компетенции: понимать связность мира, воспринимать свою деятельность в контексте всей экосистемы, поддерживать эволюционные процессы; знание и умение работать с экологичными материалами и технологиями [1].
Тренд 5. Сетецентрическое общество. Практически каждый человек является членом какого-либо цифрового сообщества (социальные сети, группа в социальных сетях). Необходимо формирование новой культуры коммуникаций. Требуемые компетенции: умение коммуницировать, работать в команде, в том числе в удаленном режиме, эмоциональная грамотность необходима для понимания своих эмоций, эмпатия, сочувствие, помогут сохранить себя и взаимодействовать с другими [1].
Исходя из всего выше изложенного, инновационная деятельность в нашем профессиональном образовательном учреждении ориентирована на формирование компетенций с учетом инновационных трендов, определяющих образ профессионала XXI века.
Для формирования компетенций с учетом инновационных трендов, необходимо совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, материально-технического обеспечения. Данная деятельность осуществляется в форме реализации инновационных проектов, продуктов.
Инновационная деятельность – комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам процесс. К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения смысловых и иных компонентов педагогического процесса. Непременное и обязательное условие в инновационной деятельности – распространение и тиражирование (диффузия) новых продуктов и особенно технологий, передовых методов организации производства, инновационного менеджмента.
Инновационная деятельность образовательного учреждения является одним из основных векторов развития системы профессионального образования при реализации «Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2030 года».
Формирование компетенций с учетом инновационных трендов, определяющих образ профессионала XXI века, реализация «Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2030 года происходит в рамках работы Краевой инновационной площадки по теме: «Формирование и развитие перспективных профессиональных компетенций и гибких навыков у обучающихся через разработку и реализацию флагманских образовательных программ».
Цель: разработка и реализация комплекса мероприятий, способствующих эффективному формированию и развитию перспективных профессиональных компетенций и гибких навыков обучающихся.
Задачи: проанализировать технологические инновации по направлениям подготовки колледжа; провести анализ современных и перспективных образовательных методов и технологий, используемых в предпрофессиональной и профессиональной подготовке детей и молодежи; разработать и реализовать мероприятия по повышению эффективности формирования и развития у студентов профессиональных компетенций и гибких навыков; разработка и внедрение системы мониторинга формирования профессиональных компетенций и гибких навыком у студентов колледжа.
Инновационной деятельностью охвачен основной состав руководящих и педагогических работников нашего профессионального образовательного учреждения.
В результате деятельности КИП в 2020-2021 учебном году, на ежегодном Краевом конкурсе инновационных продуктов было представлено 4 инновационных продукта:
1. Историческая игра boardgame «Первооткрыватели Дальнего Востока». Номинация: реализация идеи качества доступности профессионального образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Разные и равные».
2. Рабочая тетрадь по учебной дисциплине «Инженерная графика». Номинация: реализация идеи государственно-общественного измерения качества образования «Доступность качества».
3. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Основы мехатроники» для студентов, обучающихся по специальностям 15.02.09 Аддитивные технологии, 15.02.10 Мехатроника и мобильная робототехника (по отраслям). Номинация: реализация идеи непрерывного образования «Профессия и карьера».
4. Система эффективного дистанционного обучения преподавателя общеобразовательных дисциплин в СПО на основе digital-компетенций. Номинация: реализация идеи доступности и разнообразия образовательных услуг профессиональных образовательных организаций «Сетевое открытое профобразование».
Педагогические работники образовательного учреждения приняли участие в VIII Межрегиональной научно-практической конференции «Инновационные и креативные практики в профессиональном образовании» (с международным участием), в рамках которой они представили свой инновационный продукт педагогическому сообществу межрегионального пространства и получили общественное признание.
Из ожидаемых результатов деятельности КИП, достигнутыми можно считать:
актуализированы основные образовательные программы по перспективным направлениям подготовки ТОП-50;
разработаны программы дополнительного образования для различных категорий населения, нацеленных на формирование компетенций будущего;
разработаны и реализованы курсы повышения квалификации педагогических работников по инновационным образовательным методам и технологиям;
проведена ежегодная краевая научно-практическая конференция проектов, обучающихся ПОО и школьников;
увеличена доля педагогических работников и студентов, вовлеченных в конкурсное движение;
проведено профориентационное мероприятия для школьников, ориентированного на компетенции будущего.
По итогам профориентационного мероприятия для школьников, ориентированного на компетенции будущего разработан инновационный продукт Программа элективного курса «Специальности будущего – выбирай в настоящем». Прокачай «Технический английский».
Итогами деятельности или внешними эффектами Краевой инновационной площадки в 2020-2021 году можно считать - повышение качества обучения на 1,2 %; повышение уровня готовности педагогического коллектива к работе в условиях введения инновационных процессов на 15 %; расширение уровня сетевого взаимодействия и аттестация 7 педагогических работников на квалификационную категорию.
Планируется, что деятельность творческого коллектива КИП приведет к следующим результатам: разработка программы повышения квалификации педагогических работников по инновационным образовательным методам и технологиям, и их применению в образовательном процессе, программы дополнительного образования для различных категорий населения, нацеленных на формирование компетенций будущего, а также публицистическая и издательская деятельность по теме КИП.
Литература
- Лошкарева Е., Лукша П., Ниненко И., Смагин И., Судаков Д. Доклад «Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире», 2017. – С. 11-87.
- The Boston Consulting Group (BCG). Доклад «Россия 2025: от кадров к талантам, 2017. – С. 8-68.
Ключевые слова
инновации, СПО, краевая инновационная площадка, пять трендов образования, современные компетенции педагогаПохожие статьи
Квест-игра «Математический Бум» для обучающихся системы среднего профессионального образования: методика организации и проведения
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Формирование и развитие перспективных профессиональных компетенций и гибких навыков у обучающихся через разработку и реализацию флагманских образовательных программ» на базе КГ...
Бинарный урок как одна из форм реализации межпредметных связей, интеграции дисциплин и внедрения практико-ориентированных технологий в образовательный процесс
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Раскрыто значение б...
Создание информационно-методической модели образовательного процесса для эффективного внедрения новых и актуализированных ФГОС СПО: результаты организационно-подготовительного этапа
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Создание информационно-методической модели образовательного процесса для эффективного внедрения новых и актуализированных ФГОС СПО» на базе КГБ ПОУ КЛПТ (г. Комсомольск-на-Амур...
Хабаровский край – территория развития промышленного туризма
В статье рассмотрен потенциал Хабаровского края с точки зрения развития промышленного туризма. Автор показывает отличительные особенности и достоинства организации промышленных туров по Краевому государственному бюджетному образовательному учреждению...
Технологии формирования гражданской идентичности обучающихся колледжа
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе предлагается авторский взгляд на подбор технологий в процессе воспитания гражданской идентичности обучающихся...
Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе приведены результаты исследования сформированности гражданской идентичности у обучающихся колледжа.
«Диалог академической науки и профессионального образования»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края
В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Диалог академической науки и профессионального образования» в системе среднего профессионального образования Хабаро...
Реализация образовательного проекта «Русский валенок» с детьми дошкольного возраста в рамках «Клубного часа»
В статье особое внимание уделяется проблеме формирования социально-коммуникативной компетенции дошкольников. Описан опыт работы дошкольного учреждения по внедрению инновационной педагогической технологии «Клубный час» в рамках реализации проектной де...
Инициативы для пользы региона: практики успешности студенческой молодёжи среднего профессионального образования
В статье рассматриваются результаты реализации потенциала проектной деятельности студентов для развития Хабаровского края: социокультурные практики, практики развития человеческого капитала, практики для развития городской инфраструктуры и другие. Пр...
«Наука профессионального образования: по следам научных волонтеров»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края
В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Наука профессионального образования: по следам научных волонтеров» в системе среднего профессионального образования...
Похожие статьи
Квест-игра «Математический Бум» для обучающихся системы среднего профессионального образования: методика организации и проведения
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Формирование и развитие перспективных профессиональных компетенций и гибких навыков у обучающихся через разработку и реализацию флагманских образовательных программ» на базе КГ...
Бинарный урок как одна из форм реализации межпредметных связей, интеграции дисциплин и внедрения практико-ориентированных технологий в образовательный процесс
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Раскрыто значение б...
Создание информационно-методической модели образовательного процесса для эффективного внедрения новых и актуализированных ФГОС СПО: результаты организационно-подготовительного этапа
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Создание информационно-методической модели образовательного процесса для эффективного внедрения новых и актуализированных ФГОС СПО» на базе КГБ ПОУ КЛПТ (г. Комсомольск-на-Амур...
Хабаровский край – территория развития промышленного туризма
В статье рассмотрен потенциал Хабаровского края с точки зрения развития промышленного туризма. Автор показывает отличительные особенности и достоинства организации промышленных туров по Краевому государственному бюджетному образовательному учреждению...
Технологии формирования гражданской идентичности обучающихся колледжа
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе предлагается авторский взгляд на подбор технологий в процессе воспитания гражданской идентичности обучающихся...
Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе приведены результаты исследования сформированности гражданской идентичности у обучающихся колледжа.
«Диалог академической науки и профессионального образования»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края
В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Диалог академической науки и профессионального образования» в системе среднего профессионального образования Хабаро...
Реализация образовательного проекта «Русский валенок» с детьми дошкольного возраста в рамках «Клубного часа»
В статье особое внимание уделяется проблеме формирования социально-коммуникативной компетенции дошкольников. Описан опыт работы дошкольного учреждения по внедрению инновационной педагогической технологии «Клубный час» в рамках реализации проектной де...
Инициативы для пользы региона: практики успешности студенческой молодёжи среднего профессионального образования
В статье рассматриваются результаты реализации потенциала проектной деятельности студентов для развития Хабаровского края: социокультурные практики, практики развития человеческого капитала, практики для развития городской инфраструктуры и другие. Пр...
«Наука профессионального образования: по следам научных волонтеров»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края
В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Наука профессионального образования: по следам научных волонтеров» в системе среднего профессионального образования...