Деловая игра «Шаг в профессию»
Авторы: Новгородова Наталья Александровна, Фень Елена Михайловна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (40) октябрь 2022 г.
Дата публикации: 01.09.2022
Статья просмотрена: 222 раза
Библиографическое описание:
Новгородова, Н. А. Деловая игра «Шаг в профессию» / Н. А. Новгородова, Е. М. Фень. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 4.1 (40.1). — С. 77-80. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/231/7518/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье представлено описание авторской разработки – деловой игры, направленной на формирование у обучающих soft- и hard-компетенций.
Ключевые слова: гибкие навыки, надпрофессиональные навыки, деловая игра, геймификация, профессиональное образование.
В настоящее время учебные программы постоянно совершенствуются: внедряются новейшие технологии и методики преподавания, оборудование и техника, появляются новые предметы, меняется или расширяется направление подготовки, стремится к развитию конкретных профессиональных качеств и навыков, пригодных в суровых реалиях и трудовых буднях.
Миссия колледжа – подготовить специалиста к трудовым будням, придав ему минимальный или необходимый багаж знаний и профессиональных навыков. Но сегодня требования к претендентам на ту или иную должность стали более абстрактные. Работодатели предпочитают видеть у себя в команде «универсального» специалиста, способного решить любую задачу, работать по принципу «один за пятерых или всех». На самом деле для этого достаточно развить в себе дополнительные гибкие умения, которые называют иностранным термином «soft skills».
Soft skills – это навыки по выстраиванию отношений, деловых связей и коммуникаций, расширяющие круг общения и возможности человека. По сути, к образованию они не имеют прямого отношения, но данная категория тесным образом соприкасается другим понятием – hard skills, которое представляет собой набор конкретных навыков и качеств для решения узкой (профессиональной) проблемы.
Фактически soft skills позволяет грамотно управлять коммуникациями и профессиональными качествами (hard skills). Важно понимать, что специалисту предстоит работать в команде: реальной или виртуальной (зависит от характера работы). Избежать взаимодействия с обществом невозможно поэтому, необходимо обладать дополнительными «непрофессиональными» параметрами:
общительность , умение идти на контакт в любой ситуации независимо от того, насколько приятен человек;
вежливость и коммуникабельность , умение построить доброжелательные отношения, позволяющие расположить к себе оппонента;
широкий кругозор, эрудированность, чтобы просто, красиво и грамотно изъясняться, необходимо понимать суть вопроса, разбираться в нюансах, знать действующие правила и приемы;
адаптация и установление контактов , умения подобрать правильные слова, жесты, действия, оценить готовность собеседника к дальнейшим действиям и пр.;
организационные навыки, включают умения тщательно спланировать работу, чтобы определить ключевые компоненты и какие материалы или ресурсы потребуются; грамотно организовать свое время, рабочее пространство и иные составляющие, расставить приоритеты, делегировать полномочия, чтобы достичь намеченной цели;
критическое мышление – данный навык позволяет не просто проанализировать ситуацию со всех возможных ракурсов, но и определить максимально эффективное решение, определить «короткий путь», учесть факторы и минимизировать негативное влияние каждого из них и т.д.;
творческий подход, каждая ситуация по-своему уникальна, поэтому приходится «маневрировать» всеми доступными и посильными способами.
Все указанные компоненты soft skills лишь косвенно относятся к профессиональным навыкам и качествам, но без успешного сочетания soft skills и hard skills добиться достойного результата не удастся, поэтому современная система профессионального образования ориентирована на всесторонне развитие специалистов.
Методическая разработка построена не просто на изучении конкретных дисциплин, напрямую соотносящихся с профессий. Она охватывает широкий спектр предметов, нацеленных на расширение кругозора, исследование проблем с разных ракурсов, развитие определённых коммуникативных качеств и навыков: общительность, взаимодействие, объединение студентов для решения проблемы. При выполнении первых заданий присутствуют базовые и общеразвивающие предметы, способные научить студентов работать с большим объемом информации (выделять суть, ключевые моменты, делать выводы, обрабатывать данные и пр.).
В частности, выполнение домашнего задания – Визитка, позволяет развить у учащегося следующие качества: самостоятельность и самодисциплина взаимодействие с куратором, планирование дел и времени, сбор и обработка информации, грамотное изъяснение позиции, следование четким регламентам и стандартам (нормоконтроль).
Также задания развивают коммуникативные навыки и параметры: способности грамотно и понятно изъясняться; аргументироваться и отставать позицию; выступать на публике: перед одногруппниками, перед коллегами и публикой на всевозможных научных конференциях; объективно оценивать ситуацию и искать эффективное и реалистичное решение: использование профессиональных качеств и навыков, планирование и организация мероприятий, общение и взаимодействие с третьими лицами; грамотно планировать дела и время, чтобы не отвлекаться на сторонние занятия, сконцентрировать на конкретной цели.
Данная деловая игра предназначена для развития профессионального потенциала студентов, актуализация ранее полученных теоретических и практических знаний и навыков, развить группоориентированные умения.
Задачи, стоящие перед командами ориентированы на групповое принятие решений, и распределение ролей между участниками команды, а этапы игры предполагают общий анализ и контроль за ходом работы.
Цели деловой игры: вызвать интерес к изучаемым спец предметам; развивать логическое мышление, коммуникативность; способствовать сплочению коллектива; создать план-проект по автоматизации работы оптовых поставок, для достижения цели каждой команде необходимо выполнить ряд задач.
Авторская деловая игра «Шаг в профессию» состоит из нескольких этапов.
Этап 1 – Организационная часть. Ведущий преподаватель: представляет членов жюри; объясняет правила и цели деловой игры. Жюри оценивает действия игроков на всех этапах игры
Этап 2 – Конкурс «Приветствие». Участники команд: представляют эмблему своей специальности, созданную в компьютерной программе
Этап 3 – Конкурс «Мозговой штурм». Ведущий преподаватель: диктует вопросы для каждой команды. Участники команд: всей командой отвечают на вопросы ведущего.
Этап 4 – Конкурс «АС в компах». Участники команд: отмечают на материнской плате её составные элементы.
Этап 5 – Конкурс «АС в программах». Участники команд: составляют алгоритм решения предложенной задачи.
Этап 6 – Конкурс «АС проекта». Ведущий преподаватель: раздача инструкций, контролирует ход игры. Участники команд: распределяют проектные роли, выполняют возложенные на них задачи, представляют защиту проекта.
Этап 7 – Подведение итогов. Ведущий преподаватель: подводит итоги игры, объявляет результаты игры.
Участвуя в деловой игре «Шаг в профессию» учащиеся: приобретают опыт успешного ученичества; приобщаются к профессии, узнают типичные для данного профиля виды деятельности; получают возможность развить свои интеллектуальные способности и реализовать творческий потенциал; приобретаемые в процессе игры, знания и умения, важны не только для профессиональной подготовки, но и для подготовки обучающихся к дальнейшей самостоятельной жизни в обществе; смогут определить индивидуальную стратегию и содержание образования, перечень профильных и базовых дисциплин, углубленного уровня изучения отдельных предметов; получат практико-ориентированную помощь в приобретении опыта выбора собственной образовательной траектории.
Проведение таких игр для образовательной организации позволяет: реализовать индивидуально-ориентированный подход, не привлекая к работе дополнительные педагогические кадры; предоставить учащимся возможность самостоятельно организовать свою учебную деятельность через выбор темпа и ритма занятий, адекватного их психолого-педагогическим особенностям; организовать занятия по различным предметам в одной учебной аудитории.
Литература:
- Бабанова И.А. Деловые игры в учебном процессе // Научные исследования в образовании. – 2012. – №7.
- Ваганова В.И., Дашеев Д.Е. Использование деловых игр в условиях автоматизированного учебного комплекса в процессе формирования профессиональных компетенций будущих инженеров // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. – 2018. – №6.
- Черноталова К.Л. Практика разработки и внедрения игровых технологий при изучении учебных дисциплин // Концепт. – 2018. – №8.
Ключевые слова
профессиональное образование, деловая игра, геймификация, надпрофессиональные навыки, гибкие навыкиПохожие статьи
Направленность образовательного процесса в вузе на формирование имиджа будущих менеджеров туризма
Статья посвящена проблеме выбора оптимальных практически-ориентированных методик и технологий, направленных на формирование профессионального имиджа будущих менеджеров туризма.
Деловая игра как инновационный метод обучения
Инновационные образовательные технологии способствуют формированию творческого стиля деятельности будущего экономиста и существенно повышают мотивацию, глубину и полноту овладения профессией. Дана характеристика игрового метода обучения.
Реализация проекта «Наставник» в студенческой среде
В статье рассматривается разработка и внедрение пилотного проекта «Наставник» в образовательной организации, где в качестве наставника выступает студент старших курсов. Проект позволяет решить актуальную проблему адаптации к новым условиям обучения, ...
Формирование цифровых компетенций через организацию самостоятельной деятельности обучающихся посредством внедрения кейс-технологий
Статья посвящена вопросу практического применения кейс-технологий для формирования цифровых компетенций. Представлен алгоритм выполнения кейс-задач.
Игра как новая образовательная методика изучения экономических дисциплин
В статье рассмотрена методика разработки игры с целью развития у обучающихся гибких навыков и успешного усвоения пройденного материала.
Современные подходы в образовании будущих дизайнеров в процессе формирования профессиональных и первичных способностей
В данной научной статье выявлены и рассмотрены задачи педагогического обучения молодых дизайнеров в процессе формирования готовности к инновационной и профессиональной деятельности.
ИКТ на уроках английского языка как средство повышения мотивации
Статья посвящена инновационным методикам изучения английского языка с помощью ИКТ-технологий на уроках и внеурочной деятельности.
Разработка онлайн-сервиса по эффективному достижению фитнес-целей в домашних условиях по технологии SMART
Статья посвящена решению проблемы достижения таких фитнес целей, как, например, похудение за счет внедрения системы по повышению мотивации и разработки системы достижения цели по технологии SMART — цель должна быть конкретна, измерима, достижима, акт...
Формирование и развитие soft skills средствами ТРИЗ
В статье автор описывает возможность формирования и развития софт скиллс навыков средствами теории решения изобретательских задач.
Инновационные методы обучения: новые подходы к образованию
В статье авторы исследуют инновационные подходы в образовательном процессе.
Похожие статьи
Направленность образовательного процесса в вузе на формирование имиджа будущих менеджеров туризма
Статья посвящена проблеме выбора оптимальных практически-ориентированных методик и технологий, направленных на формирование профессионального имиджа будущих менеджеров туризма.
Деловая игра как инновационный метод обучения
Инновационные образовательные технологии способствуют формированию творческого стиля деятельности будущего экономиста и существенно повышают мотивацию, глубину и полноту овладения профессией. Дана характеристика игрового метода обучения.
Реализация проекта «Наставник» в студенческой среде
В статье рассматривается разработка и внедрение пилотного проекта «Наставник» в образовательной организации, где в качестве наставника выступает студент старших курсов. Проект позволяет решить актуальную проблему адаптации к новым условиям обучения, ...
Формирование цифровых компетенций через организацию самостоятельной деятельности обучающихся посредством внедрения кейс-технологий
Статья посвящена вопросу практического применения кейс-технологий для формирования цифровых компетенций. Представлен алгоритм выполнения кейс-задач.
Игра как новая образовательная методика изучения экономических дисциплин
В статье рассмотрена методика разработки игры с целью развития у обучающихся гибких навыков и успешного усвоения пройденного материала.
Современные подходы в образовании будущих дизайнеров в процессе формирования профессиональных и первичных способностей
В данной научной статье выявлены и рассмотрены задачи педагогического обучения молодых дизайнеров в процессе формирования готовности к инновационной и профессиональной деятельности.
ИКТ на уроках английского языка как средство повышения мотивации
Статья посвящена инновационным методикам изучения английского языка с помощью ИКТ-технологий на уроках и внеурочной деятельности.
Разработка онлайн-сервиса по эффективному достижению фитнес-целей в домашних условиях по технологии SMART
Статья посвящена решению проблемы достижения таких фитнес целей, как, например, похудение за счет внедрения системы по повышению мотивации и разработки системы достижения цели по технологии SMART — цель должна быть конкретна, измерима, достижима, акт...
Формирование и развитие soft skills средствами ТРИЗ
В статье автор описывает возможность формирования и развития софт скиллс навыков средствами теории решения изобретательских задач.
Инновационные методы обучения: новые подходы к образованию
В статье авторы исследуют инновационные подходы в образовательном процессе.