К вопросу о развитии иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов посредством интерактивных методов обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (95) август-1 2015 г.

Дата публикации: 26.09.2015

Статья просмотрена: 171 раз

Библиографическое описание:

Гавриличева, Г. П. К вопросу о развитии иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов посредством интерактивных методов обучения / Г. П. Гавриличева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 15.2 (95.2). — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/archive/95/20729/ (дата обращения: 16.12.2024).

Аннотация: Статья посвящена использованию интерактивных методов обучения в развития профессиональной коммуникативной компетенции студентов неязыковых направлений. Автор рассматривает ролевую игру как один из интерактивных методов обучения. Ролевая игра помогает формированию и развитию иноязычной профессиональной компетенции студентов направления «Документоведение и архивоведение».

Ключевые слова: Интерактивные методы, иноязычная профессиональная коммуникативная компетенция, неязыковые направления, ролевая игра, направление «Документоведение и архивоведение».

В настоящее время в российской образовательной системе используется термин «компетентностный подход», который помогает осуществить взаимодействие высшей школы с миром труда, привести профессиональное образование в соответствие с потребностями рынка труда.

Компетенции сочетание характеристик, обеспечивающих человеку способность к решению жизненных и профессиональных задач, к личностной и профессиональной самореализации. Одной из целей обучения иностранному языку является развитие иноязычной коммуникативной компетенции [5, с. 382].

В соответствии с Европейским проектом TUNING понятие компетенций и навыков включает и практический компонент, т.е. практическое применение знаний в конкретных ситуациях. Здесь можно говорить о самореализации человека в профессиональной деятельности, что очень актуально для современного общества, когда на рынке труда предложение зачастую превышает спрос. Соответственно, чем полнее «набор» профессиональных компетенций человека, тем в большей степени он готов к решению различных проблем и задач в сфере применения своих профессиональных навыков. О значимости обучения иностранному языку как языку профессионального общения говорят в своих статьях многие ученые и преподаватели-практики. Так, О.А. Попова подчеркивает необходимость «овладения всеми видами речевой деятельности на основе профессиональной лексики, а также навыками делового общения» в связи с программными требованиями нового поколения [3, с. 116].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод об особой значимости профессиональных компетенций для современного специалиста, а также о насущной необходимости их формирования и развития в процессе обучения в вузе. Эта задача решается посредством использования различных методов обучения, в данной статье уделено внимание интерактивным методам обучения, в частности, ролевой игре.

А. Вербицкий интерпретирует сущность понятия «активное обучение» следующим образом: активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении [2, c. 96].

Интерактивность означает способность взаимодействовать для всех участников образовательного процесса (преподаватель – студент, преподаватель – группа студентов, работа в парах, в малых группах, презентация индивидуальной или коллективной работы в группе).

Интерактивное обучение представляет собой организацию познавательной деятельности студентов таким образом, чтобы они были максимально вовлечены в процесс познания, имели возможность понимать и рефлексировать, получать новый опыт, обмениваясь всем, что будет доступно в процессе этого обучения.

Когда задействованы интерактивные методы обучения, студент имеет возможность проявить как теоретические знания, так и показать на практике свою деятельностную активность и способность к сотрудничеству. Важно, что студент может компенсировать недостаток знаний такими личностными качествами, как коммуникабельность, деловая активность и хорошая речь.

Применение интерактивных методов является самым эффективным путем обучения, который способствует оптимальному усвоению нового и закреплению старого материала. Становясь субъектами учебного процесса, студентам легче понимать и запоминать ранее изученное. Роль преподавателя – координирующая, направленная на достижение основных целей занятия. Интерактивным обучением необходимо управлять, преподаватель должен своевременно планировать, организовывать, мотивировать, корректировать и контролировать все его стадии, поскольку главным условием продуктивного взаимодействия студентов является продуктивное взаимодействие преподавателя и студентов. Согласно результатам исследований, игра дает возможность моделировать типичные производственные ситуации, в ходе которых ее участники ведут напряженную умственную работу, коллективно ищут оптимальные решения, используя теоретические знания и собственный практический опыт [1, с. 21], [4, с. 202].

Итак, ролевая игра представляет собой реальную ситуацию из будущей профессиональной деятельности студента, к ней добавляется моделирование проблемы. Признаки ролевой игры: распределение ролей; наличие у всех общей цели; альтернативность решений; наличие управляемого эмоционального напряжения; наличие системы индивидуального (группового) оценивания деятельности. Иногда такая игра может выступать в качестве зачета.

Ролевая игра как метод интерактивного обучения обладает специфическими возможностями: цели игры в большей степени согласуются с практическими потребностями обучающихся; игровая форма готовит к профессиональному общению; игровой компонент способствует большей вовлеченности обучаемых. Для ролевой игры характерно наличие обратной связи, рефлексивные процессы обеспечивают возможность интерпретации, осмысливания полученных результатов. В ролевой игре формируются установки профессиональной деятельности, легче преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка. И если традиционные методы предполагают доминирование интеллектуальной сферы, то в игре проявляется вся личность.

Работая со студентами 2-го курса направления «Документоведение и архивоведение», хорошо зарекомендовало себя проведение ролевой игры «Устройство на работу. Собеседование». В процессе игры оценивается навык общения с потенциальным работодателем, а также способность и готовность показать себя конкурентоспособным на рынке труда. Цель: 1) максимально выявить сильные и слабые стороны соискателя на должность; 2) показать себя максимально пригодным и конкурентоспособным для этой должности на рынке труда. До проведения игры возможно проведение опроса студентов с целью выявления деловых и личностных качеств, необходимых для успешной работы офис-менеджера, секретаря, архивариуса, специалиста по работе с персоналом, документоведа. На этом этапе происходит активизация изученной ранее профессионально направленной лексики. Возможно составление таблицы желательных (нежелательных) качеств с обобщением и обоснованием выбора. По результатам опроса можно также предложить студентам письменно составить опросник для проведения собеседования при устройстве на работу на должности всех вышеупомянутых специалистов. Иногда (в случае очень слабой языковой подготовки) вопросы для собеседования могут быть получены в готовом виде. На следующем этапе студенты делятся на малые группы, в каждой из которых распределены роли: работодатель, соискатель на должность, босс, секретарь офиса, сотрудник отдела кадров. Таким образом, воссоздается атмосфера офиса и соответствующая ситуация из профессионального будущего студентов. Как правило, они с готовностью и большим желанием вовлекаются в эту игру и успешно проходят собеседование в соответствии с заданными ролями и целями. В ходе одного (основного) из этапов игры им необходимо ответить как минимум на 20 вопросов различного содержания. Заканчивается игра оценкой деятельности студентов с комментированием.

Таким образом, завершая статью, можно сделать следующие выводы:

Интерактивные методы обучения – действенные и эффективные способы мотивации студентов неязыковых направлений к изучению иностранных языков. Взаимодействуя друг с другом и с преподавателем, студенты развивают различные иноязычные компетенции, в том числе и профессиональную коммуникативную компетенцию как одну из ключевых. Ролевая игра, представляя интерактивные методы обучения, незаменима при формировании и развитии иноязычной коммуникативной компетенции студентов в профессиональной сфере, являясь одним из важнейших средств совершенствования профессиональной подготовки студентов в высшем учебном заведении. Определенные особенности ролевых игр обусловливают их преимущества по сравнению с традиционными методами обучения, формируя предметный и социальный контекст личности будущего специалиста.

 

Литература:

1.      Атаманова Р. И. Деловая игра: сущность, методика конструирования и проведения. Москва: Высш. шк., 1991. 320 с.

2.      Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Москва: Высш. шк., 1991. 207 с.

3.      Попова О.А. О профессионально-ориентированном обучении иностранному языку при модульно-рейтинговой системе / О.А. Попова // Инновации в рамках современного образовательного контекста в сфере языкового образования: сб. ст. междунар. науч.-метод. конф. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2014. С. 115–119.

4.      Симоненко, Н. Н. Управление образовательными услугами с применением инновационных методов обучения // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2012. № 2. С. 201–206.

5.      Шаимова, Г.А. Формирование коммуникативной компетенции посредством метода «ролевая игра» // Молодой ученый. 2012. № 8. С. 382–383.

Основные термины (генерируются автоматически): ролевая игра, интерактивный метод обучения, студент, интерактивное обучение, рынок труда, иностранный язык, иноязычная коммуникативная компетенция, профессиональная деятельность, профессиональная коммуникативная компетенция, профессиональное общение.


Ключевые слова

Ролевая игра, ролевая игра, интерактивные методы, иноязычная профессиональная коммуникативная компетенция, неязыковые направления, направление «Документоведение и архивоведение»

Похожие статьи

Актуальность использования игровых технологий в формировании межкультурно-коммуникативной компетенции учащихся

Целью статьи является обоснование использования игровых технологий на уроках иностранного языка как эффективного средства формирования у школьников иноязычной коммуникативной компетенции.

Игровые интерактивные технологии обучения на уроке русского языка как иностранного: методический аспект

Статья посвящена рассмотрению одного из видов инновационных педагогических технологий в процессе обучения русскому языку как иностранному – игровых интерактивных технологий. Авторы статьи предлагают методическое описание конкретных игр, которые могут...

Использование кейс-технологии при формировании коммуникативных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка

В статье обосновывается эффективность использования кейс-технологии с целью формирования коммуникативных УУД и повышения познавательной активности учащихся. В ходе характеристики кейс-технологии удалось определить условия, необходимые для реализации ...

Роль интерактивных методов обучения иностранному языку в развитии иностранной языковой компетенции студентов неязыковых специальностей

В статье говорится о важности развития иностранной языковой компетенции для успешной межкультурной коммуникации в мире. Использование компетентностного подхода в основе которого лежат интерактивные методы (деловые игры) позволит достичь эффективности...

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Роль ИКТ в реализации принципа личностно-ориентированного обучения в условиях современного вуза

В статье автором определяется роль современных информационно-коммуникационных технологий в процессе реализации принципов личностно-ориентированного подхода при обучении студентов иностранному языку в неязыковом вузе.

Эффективность развития творческой самостоятельности студентов неязыковых вузов в процессе обучения иностранному языку

В статье рассматривается творческая самостоятельность как важный фактор профессиональной составляющей специалиста. Определено понятие творческая самостоятельность и представлена актуальность её развития в образовательном пространстве. Описываются усл...

Особенности обучения графическому дизайну в подростковом возрасте

Рассмотрено понятие графического дизайна и сделаны выводы о том, что он отражает возможности комплексного подхода к проблеме развивающего обучения основам изобразительной деятельности подростков. Раскрывается специфика использования методов творческ...

Использование модульно-рейтинговой системы оценивания образовательных результатов производственной практики студентов-бакалавров педагогического образования

В статье раскрыты результаты исследования, связанного с использование модульно-рейтинговой системы оценивания образовательных результатов производственной практики студентов-бакалавров, обучающихся по направлению Педагогическое образование, профили Б...

Активные методы формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции

В данной статье автор рассматривает современные методы формирования профессиональной коммуникативной компетенции у студентов гуманитарных направлений в процессе обучения иностранному языку. Автор полагает, что активные формы повышения мотивации спосо...

Похожие статьи

Актуальность использования игровых технологий в формировании межкультурно-коммуникативной компетенции учащихся

Целью статьи является обоснование использования игровых технологий на уроках иностранного языка как эффективного средства формирования у школьников иноязычной коммуникативной компетенции.

Игровые интерактивные технологии обучения на уроке русского языка как иностранного: методический аспект

Статья посвящена рассмотрению одного из видов инновационных педагогических технологий в процессе обучения русскому языку как иностранному – игровых интерактивных технологий. Авторы статьи предлагают методическое описание конкретных игр, которые могут...

Использование кейс-технологии при формировании коммуникативных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка

В статье обосновывается эффективность использования кейс-технологии с целью формирования коммуникативных УУД и повышения познавательной активности учащихся. В ходе характеристики кейс-технологии удалось определить условия, необходимые для реализации ...

Роль интерактивных методов обучения иностранному языку в развитии иностранной языковой компетенции студентов неязыковых специальностей

В статье говорится о важности развития иностранной языковой компетенции для успешной межкультурной коммуникации в мире. Использование компетентностного подхода в основе которого лежат интерактивные методы (деловые игры) позволит достичь эффективности...

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Роль ИКТ в реализации принципа личностно-ориентированного обучения в условиях современного вуза

В статье автором определяется роль современных информационно-коммуникационных технологий в процессе реализации принципов личностно-ориентированного подхода при обучении студентов иностранному языку в неязыковом вузе.

Эффективность развития творческой самостоятельности студентов неязыковых вузов в процессе обучения иностранному языку

В статье рассматривается творческая самостоятельность как важный фактор профессиональной составляющей специалиста. Определено понятие творческая самостоятельность и представлена актуальность её развития в образовательном пространстве. Описываются усл...

Особенности обучения графическому дизайну в подростковом возрасте

Рассмотрено понятие графического дизайна и сделаны выводы о том, что он отражает возможности комплексного подхода к проблеме развивающего обучения основам изобразительной деятельности подростков. Раскрывается специфика использования методов творческ...

Использование модульно-рейтинговой системы оценивания образовательных результатов производственной практики студентов-бакалавров педагогического образования

В статье раскрыты результаты исследования, связанного с использование модульно-рейтинговой системы оценивания образовательных результатов производственной практики студентов-бакалавров, обучающихся по направлению Педагогическое образование, профили Б...

Активные методы формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции

В данной статье автор рассматривает современные методы формирования профессиональной коммуникативной компетенции у студентов гуманитарных направлений в процессе обучения иностранному языку. Автор полагает, что активные формы повышения мотивации спосо...

Задать вопрос