Развитие коммуникативных навыков в помощь при трудоустройстве выпускников ССУЗов
Авторы: Галкина Мария Викторовна, Сидорова Виктория Анатольевна
Рубрика: 7. Прикладная психология
Опубликовано в
международная научная конференция «Психология: традиции и инновации» (Уфа, октябрь 2012)
Статья просмотрена: 1082 раза
Библиографическое описание:
Галкина, М. В. Развитие коммуникативных навыков в помощь при трудоустройстве выпускников ССУЗов / М. В. Галкина, В. А. Сидорова. — Текст : непосредственный // Психология: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2012 г.). — Уфа : Лето, 2012. — С. 86-93. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/35/2665/ (дата обращения: 16.12.2024).
В последние десятилетия во всем мире активизировались поиски в области обновления образования, и в частности его содержания. Инновационным подходом для обновления содержания общего и среднего специального образования является компетентностный подход, который «предполагает усиление практической направленности образования» и «выдвигает на первый план не информированность учащихся, а умение разрешать возникающие вжизни проблемы» [1]. Одновременно с этим наблюдается явное повышение интереса работодателей к студентам и выпускникам средних специальных учебных заведений. Понятие трудоустройства молодого специалиста далеко неоднозначно. Под ним можно понимать и трудоустройство выпускника ССУЗа по полученной специальности, и просто полученное рабочее место по окончании ССУЗа.
Осознанный выбор профессии влияет на дальнейшую жизнь, определяет успешность самореализации, социализации, карьерного и профессионального роста выпускников техникума. Необходимость организации помощи студенту в правильном выборе места работы, поведении при приеме на нее, отвечающем общественным и личностным требованиям, делает проблему успешной профессиональной карьеры актуальной для сферы социального развития России.
Развитие общеучебных компетенций учащихся ССУЗов (умение собраться, сконцентрироваться для успешного выполнения задачи, умение работать в группе, слушать и слышать своего собеседника, владение эффективными навыками общении) так же имеет огромное значение при адаптации на новом месте работы.
Глава I.
«Исследование проблемы трудоустройства и профессиональной адаптации на новом месте работы».
Сложившаяся в России система
профессионального образования
направлена на решение задач
последовательного повышения общеобразовательного и профессионального
уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации и
включает в себя совокупность взаимодействия преемственных
образовательных программ и государственных образовательных стандартов
различных уровней и направлений, реализующих их образовательных
учреждений и органов управления образованием.
Все это, в
частности, означает особую важность теоретического осмысления
феномена проблемы трудоустройства, которое, в свою очередь,
предполагает расчленение данной проблемы на отдельные значимые
вопросы. В этой связи вряд ли можно преувеличить значение молодежной
тематики, т.к. от того, как мы реагируем на проблемы поведения
молодежи при трудоустройстве, какую позицию занимаем во
взаимодействии с ней, зависит экономическое, а так же и
социально-политическое состояние общества.
Профессиональная адаптация студентов была и остаётся важной задачей ССУЗов. Ни для кого не секрет, что в последнее время на первый план вышла проблема трудоустройства выпускников различных учебных заведений. Конкретно – это неумение молодых людей вести себя на собеседовании, «продать себя», показать с хорошей стороны.
В связи с этим, нами было проведено исследование причин отказов работодателей в приеме на работу, по материалам студенческой конференции «Проблемы трудоустройства молодежи» с использованием интернет источников и СМИ. Так же был проведен социологический опрос среди наших нынешних студентов и выпускников СТЖТ разных лет.
В опросе была поставлена следующая задача: изучить основные требования работодателей к молодым специалистам и основные причины отказа в работе;
Исследование в виде социального опроса, мы проводили и среди студентов нашего техникума, и среди своих знакомых, обучающихся в других ССУЗах, и для сравнения показателей, на встрече выпускников разных лет нашего техникума.
Основной вопрос, который был задан в ходе опроса:
Какие причины, по Вашему мнению, влияют на отказ работодателей при устройстве на работу:
а) недостаточный уровень образования, квалификации;
б) недостаточный опыт работы;
в) отсутствие необходимых для работы умений и навыков;
г) молодой возраст;
д) неумение правильно вести себя в беседе с работодателем
После проведения подсчетов и анализа исследования, нами была составлена следующая таблица.
Таблица 1
Причины отказов работодателей в приеме на работу
Причины |
Молодежь, % |
Старше 30 лет, % |
Недостаточный уровень образования, квалификации |
19,3 |
13,6 |
Недостаточный опыт работы |
34,8 |
8,6 |
Отсутствие необходимых для работы умений и навыков |
13,6 |
4,3 |
Молодой возраст |
25,8 |
0,5 |
Неумение правильно вести себя в беседе с работодателем |
2,9 |
2,9 |
Вывод, который можно сделать, сравнивая проценты ответов, следующий: в зависимости от возраста и опыта работы опрашиваемых, меняются все цифры, причем они значительно уменьшаются в зависимости от приобретенного опыта работы и увеличении возраста трудоустраиваемых.
Не меняется не зависимо не от чего, только одна цифра – показатель неумения правильно вести себя в беседе с работодателем.
Глава II.
« Развитие коммуникативных навыков для трудоустройства выпускников».
В каждой организации существует своя организационная политика — система правил, в соответствии с которыми ведет себя система в целом и по которым действуют люди, входящие в эту систему. Кроме финансовой политики, внешнеэкономической, политики по отношению к конкурентам и т. д. любая организация разрабатывает и осуществляет кадровую политику. Такой подход стал характерен не только для крупных частных компаний и системы государственной службы: именно в этих организациях наиболее последовательно реализуется принцип соответствия кадровой политики и стратегии развития организации, а и в более мелкомасштабных организациях.
Термин “кадровая политика” имеет следующее толкование: это система принципов и норм (которые должны быть осознаны и определенным образом сформулированы), приводящих человеческий ресурс в соответствие со стратегией фирмы (отсюда следует, что все мероприятия по работе с кадрами — отбор, составление штатного расписания, аттестация, обучение, продвижение — заранее планируются и согласовываются с общим пониманием целей и задач организации). Нас, конкретно, интересовала часть мероприятий связанных с отбором кадров, так как после проведенного исследования была выделена проблема, одинаковая для всех уровней трудоустраиваемых, неумение вести себя при приеме на работу (собеседование). В настоящее время одним из непременных атрибутов любого успешного человека является такой навык, как коммуникабельность. Сегодня многие люди считают себя коммуникабельными, вкладывая в это понятие, как правило, общительность. Но мало кто понимает, что на деле коммуникация – сложный процесс, в котором участвуют как минимум две стороны. И далеко не всегда адекватное, по Вашему мнению, отношение к собеседнику будет воспринято им также адекватно.
Возник вопрос: Что можно сделать для практической помощи выпускникам ССУЗов? В частности, в решении проблемы приобретения навыка общения при приеме на работу, а так же при прохождении собеседования, то есть для развития коммуникативных навыков.
Результатом проведённого исследования явились разработки и сценарий обучающей социально-психологической игры «Успешная карьера». В ходе игры рассматривается ряд тем, касающихся формирования готовности молодежи к эффективной профессиональной самореализации, приведены конкретные задания, позволяющие организовать действенную помощь учащимся и выпускникам образовательных учреждений успешно адаптироваться на рынке труда.
В ходе игры решаются следующие основные задачи:
Выявление и активизация сильных сторон личности участников, их профессиональных качеств.
Укрепление социально-профессиональной мобильности на рынке труда участников тренинга.
Формирование уверенности участников в возможности трудоустройства.
Отработка навыков самопрезентации на рынке труда.
Планирование реальных шагов профессионального маршрута.
В ходе занятий необходимо добиться следующих результатов:
помочь участникам в определении и осознании индивидуальных потребностей, связанных с поиском места работы;
укрепить уверенность в том, что он реально может изменить ситуацию, преодолеть коммуникативные барьеры ;
повысить уверенность в своих силах, необходимых для успешных действий по построению профессиональной карьеры;
информировать участников о реальном существующем положении на рынке труда;
составить индивидуальный план действий с целью позитивного самоопределения.
Практический опыт проведения игры показывает, что для овладения навыками успешного трудоустройства участникам требуется 4 дня. Таким образом, игровые занятия рассчитаны на 4 дня занятий (по 4 часа каждое) в течение одной недели.
При организации занятий необходимо придерживаться определённых принципов подбора участников:
исключительно добровольного участия в программе, что предполагает мотивированное (осознанное) желание участника овладеть навыками эффективного поведения на рынке труд;
комплектование группы с учетом возраста;
комплектование группы с учётом специфики профессии;
комплектование группы с учётом востребованности полученной профессии. Рекомендуемый количественный состав команд – 10-15 человек. Ход проведения игры.
В первый день, проходят упражнения на сплочение команд, задания носят интересный и в то же время поучительный характер. Например, такое задание: капитаны команд вытягивают карточки с названиями железнодорожных профессий. Обсуждают, как можно тише с командой название профессии и то каким способом, но без слов возможно изобразить ее, для того чтобы соперники могли ее отгадать. Задание оценивается по определенным критериям:
А) насколько точно показана специфика специальности;
Б) насколько быстро соперники отгадали название специальности;
В) и по баллу прибавляется команде, которая верно отгадала название профессии самой первой.
Во второй день проделывается важная работа по обучению ребят искусству прохождения собеседования. Задания позволяют смоделировать некоторые элементы собеседования при приеме на работу и, таким образом, повысить уровень готовности студентов к подобным собеседованиям. Для того, чтобы помочь участникам игры лучше ориентироваться в умении вести профессиональный диалог, мы разработали несколько вариантов проведения собеседования и для большего развития профессиональных компетенций и словарного запаса, собеседования (в роли представителя производства) выступают так же участники занятия.
Критерии оценки проведения второго дня.
Умение произвести впечатление (внешний вид, приветствие, умение себя представить)
Сообразительность.
Умение владеть речью и интонацией.
Чувство меры.
Чувство юмора.
Знание профессиональных нюансов и терминов.
Искренность.
Участникам игры раздаются памятки по рекомендованным правилам поведения и подготовки к ответам и вопросам на собеседовании.
В течение третьего дня проводится занятие по приобретению практических навыков составления резюме. В виде входного контроля умений участников им предлагается составить свое резюме. После этого разъясняются все правила его грамотного составления. В конце дня сравниваются оба резюме и обсуждаются ошибки, в заключение, раздается памятка по составлению резюме.
И в последний день проводится занятие, позволяющее спланировать реальные шаги по достижению цели и выстраивании успешной карьеры.
Участники придумывают, с помощью команды, историю-выступление о своем карьерном пути в течение следующих 10 лет, по специальности на которой обучается в данный момент, начав ее словами: «в 20 году, я закончил ________________________.
Заключение
Разработанная коммуникативная игра направлена на определение плана конкретных действий по профессиональному самоопределению молодых специалистов и их успешному трудоустройству по выбранной специальности, а так же по планированию успешной карьеры.
Совместно мы провели игровые занятия в 5 группах. В заключение каждого курса игры, мы опрашивали участников о практической пользе для них лично, данных занятий. Из 147 опрошенных человек, не было не одного студента, оставшегося равнодушным, все подчеркивали то, что узнали на занятиях много нового, почерпнули большое количество практической информации и обрели уверенность в своем удачном трудоустройстве. Другими словами задачи, поставленные нами в начале данной работы – выполнены.
Что мы планируем сделать в ближайшее время для продолжения работы над проектом:
После того, как участники игры закончат обучение и устроятся на работу, провести исследование их трудоустройства с применением полученных коммуникативных навыков, для сравнения с имеющимися результатами. С помощью этого исследования можно будет на практическом реальном примере убедиться в необходимости применения разработки «Успешная карьера». Под контроль взята группа студентов отделения «Организация грузоперевозок и управление движением на железнодорожном транспорте» Д-4. Исследование трудоустройства группы планируется провести в течение октября-декабря 2012 года.
Продолжать проведение обучающей социально-психологической игры «Успешная карьера» в СТЖТ филиал СамГУПС, а так же организовать проведение игры в других ССУЗах города и области, а так же рекомендовать ее к проведению в старших классах общеобразовательных заведений.
Литература:
- Чернов, С. В. Развитие коммуникативных компетенций учащихся при освоении технологии трудоустройства [Текст] / С. В. Чернов // Современные тенденции развития образовательных программ в системе непрерывного образования: Сборник научных статей / под ред. В. А. Ермоленко. – М. : ИТИП РАО, 2007. – С. 158–165.
- Перед выбором пути: социально-нравственный облик. Под редакцией Бабосова , Минск, Народная Асвета,2008.
- Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию. М., 2009.
- Шейнис М. Ю. Рабочая книга психолога организации. Самара: Издат. дом Бахрар-М, 2005.
- Герций Ю. Занятость и рынок труда. // Человеческие ресурсы. 2007., №2.С. 22 – 25.
- Капелюшников В. Российская модель рынка труда. Что впереди? // Вопросы экономики. 2008., №4. С. 26 – 34.
- Константиновский Д.Л. Динамика неравенства: российская молодежь в меняющемся обществе. М., 2009., - 374 с.
- Спиридонова Г. Сдвиги в системе профессиональной подготовки молодежи // Вопросы экономики, 2008., № 1. С. 34 – 48.
- 21 век, Россия, общество, молодежь. // Диалог. 2008., №9.
- Интернет ресурсы WWW. Mintrud. ru.