Активные формы профессиональной ориентации в среднем профессиональном образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №38 (485) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 22.09.2023

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Полякова, В. В. Активные формы профессиональной ориентации в среднем профессиональном образовании / В. В. Полякова, М. А. Городилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 38 (485). — С. 51-54. — URL: https://moluch.ru/archive/485/106112/ (дата обращения: 16.12.2024).



В Красноярском техникуме сварочных технологий и энергетики обучается более 1000 студентов по направлениям: сварочные технологии, энергетики и экологии. Предприятия — стратегические партнеры техникума входят в систему трудового воспитания через предоставление мест производственной практики, трудоустройство, организацию трудовых отрядов, формирование целевого заказа на выпускников.

Кроме профессиональных знаний и умений выпускников, руководители предприятий определяют круг дополнительных умений:

— владеть различными видами коммуникации и быть уместным в разных коммуникативных ситуациях;

— уметь точно оценивать ситуации;

— уметь осуществлять уместные публичные действия;

— уметь встраиваться в деятельность предприятий и преобразовывать свою деятельность в соответствии с планами предприятия.

Обеспечить формирование перечисленных умений на учебных занятиях практически невозможно. Поэтому в роли формы воспитательной работы, которая направлена на формирование таких умений, выступает организационно-деятельностная игра как активная форма совместной командной работы студентов и производственников. Эта игра имитирует некоторые профессиональные ситуации, в которых нет заранее известного решения, заранее заданного поведения и стиля коммуникации. При этом, со стороны руководителей предприятий как участников деятельностной игры обеспечивается возможность совместного осмысленного выхода из этих ситуаций.

Современная жизнь разрушает представление о фиксированной траектории разворачивания профессиональной успешности. Исчезают «узлы крепления» в виде должностей, иерархии во многих профессиональных областях.

Требования, предъявляемые к современным профессиям, настолько высоки, что меняется само понятие «профессия», переходя в «сферу деятельности человека» как профессиональное пространство.

Среди пятнадцатилетней молодежи профессиональный личный успех ценится больше всего. Поэтому важно формировать новые умения: владение различными типами коммуникации, оценка ситуации, разработка идей и проектирование. Процесс формирования происходит в сотрудничестве с педагогом, который принимает на себя роль наставника, а оценку уровня сформированности этих умений дают сами работодатели.

В игре «Бюро эффективных решений» при решении реальных профессиональных задач реализуется следующая позиционная организация:

— студенты актуализируют свои знания в решении производственной задачи, проявляют умения в моделировании и креативном прорыве;

— представители предприятий выступают в роли заказчиков, постановщиков задачи. Они же осуществляют оценку результатов с точки зрения практической значимости.

Система воспитательной работы куратора группы, основанная на личностно-ориентированном подходе и сотрудничестве, направлена на гармонизацию результатов нравственного, гражданского и трудового воспитания. Участниками мероприятия являются не только студенты, но и работодатели. Это способствует формированию ценностных идеалов, развитию мировоззренческой активности, становлению яркой индивидуальности. Включение в воспитательную деятельность представителей предприятий решает задачу ответственности за выбор жизненных ориентиров в условиях социальной солидарности и профессионального творчества. Чем больше профессиональных и культурных привычек формируется у студентов, тем мощнее закладывается мотивация к получению профессии.

Цель:

Создание эффективного взаимодействия учащейся молодежи и представителей предприятий для разработки новых форм профессионального самоопределения в реальном производстве.

— отработка техники мозгового штурма, способов проектирования — информационного, производственного;

— освоение метода организационно-деятельностной игры как активной формы командной работы детей и взрослых, позволяющей находить нестандартные решения;

— обеспечение понимания у студентов «своего» места в экономике, включение в практическую деятельность по профессиональной ориентированности молодежи в сферу производства;

— привлечение представителей предприятий, учащейся молодежи к оценке деятельности участников игры.

Планируемые результаты

— освоение основных понятий профессиональной успешности на конкретных примерах;

— разработка новых проектных решений производственных задач — моделей, схем, описаний;

— включение учащейся молодежи в производственные технологии;

— вхождение участников игры в кадровый резерв предприятий.

Форма проведения воспитательного мероприятия

Организационно-деятельностная игра является формой воспитательной работы, где реализуется интеллектуальный, проектный потенциал студентов. В организационно-деятельностной игре формируются способы и техники моделирующего мышления, коммуникации, рефлексии — основных ценностей современного участника производства. Деятельностные способности участников игры оказываются востребованными в полной мере.

Воспитательные методы и приемы, используемые для достижения планируемых воспитательных результатов

— активные формы командной работы;

— моделирование реальных производственных процессов;

— применение сетевых и IT- технологий.

Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия

Руководители и ведущие работники предприятий ООО «Красноярскэнергокомплект» (ZOTA), ООО «НИКА», ООО «Северовостокэлектромонтаж»..

Материально-технические, информационные ресурсы

Интеллект–карты: https://www.mindmeister.com/ru, ресурсы Yandex.Datalens

Описание подготовки воспитательного мероприятия.

1. Знакомство студентов с информационными средствами решения практических задач: ресурсом интеллект-карт как схематизации и структурирования мышления, в части производственных процессов.

2. Выполнение технического задания для участия в игре представителями предприятий:

— посмотреть на собственное предприятие «со стороны»;

— обнаружить конкурентные преимущества, которые не брались в расчет ранее;

— найти незаполненные технологические пространства;

— сориентироваться на новое поколение, которое скоро придет в качестве потребителей и работников.

3. Создание команд студентов и представителей предприятий.

Этапы игры

Действие

Исполнитель

Результат

I этап «Профессиональная успешность»

Обсуждение «Что такое профессиональная карьера и зачем это нужно?»

Руководители команд: директор ООО «Ника»

Козлов В. П.;

директор ООО «Северовостокэлектромонтаж»

Слепцов М. М.;

директор ООО «Красноярскэнергокомплект» (ZOTA)

Игошин И. В.

Студенты группы

Составлена траектория профессионального роста молодого специалиста

Презентация личного профессионального опыта: «Успешные взрослые»

Главные технологи, мастера цехов, начальники участков

Описание профессиональной карьеры успешного специалиста

Разработка и моделирование цепочек профессионального роста на основе программы развития предприятия

Участники игры

Описание профессиональных карьер будущих работников предприятий: ООО «Ника»; ООО«Северовостокэлектромонтаж», ООО «Красноярскэнергокомплект»

(ZOTA)

Разработка схемы профессионального роста молодого специалиста на каждом предприятии

Команды-участники игры

Презентация схем в формате интеллект-карт

Размещение схем в сетевом сообществе для открытого голосования среди студентов техникума, представителей предприятий

Студенты техникума и представители предприятий

Определена лучшая схема профессионального роста

II этап «Проектирование новых производственных продуктов предприятий»

Установочное сообщение «Понятие «производственная задача»

Заместитель директора по производству ООО «Ника» Ефимов В. В

Определены цели, задачи, способы, формы производственной задачи

Представление алгоритма проектирования нового продукта

Заместитель директора по производству ООО «Ника» Ефимов В. В.

Заместитель директора ООО Красноярскэнергокомплект» (ZOTA)

Леушин Д. П

Представление технического задания (далее -ТЗ) для каждой команды:

ТЗ № 1 ООО «НИКА»: разработать идею роботизированного подъемника;

ТЗ № 2 ООО «Красноярскэнергокомплект» (ZOTA): предложить новое направление деятельности предприятия;

ТЗ № 3 ОАО «Северовостокэлектромонтаж»: придумать устройство для обогрева работников Севера, работающих в полевых условиях

Разработка новых производственных продуктов в формате макетов, описаний, схем

Команды-участники игры из числа студентов и представителей предприятий

Проекты, модели, описания новых продуктов на основе технических заданий

Презентация итогов работы, защита идей

Руководители команд

Продукт № 1 для предприятия ООО «НИКА» — «робот-подъемник»

Продукт № 2 для предприятия ООО «Красноярскэнергокомплект» (ZOTA) — схема отопления домов за счет накопления и сохранения солнечного тепла;

Продукт № 3 для предприятия ОАО «Северовостокэлектромонтаж» — модель минигенератора для работников Севера, проживающих в палатках

Размещение итогов работы в сетевом сообществе для открытого голосования среди студентов техникума, представителей предприятий

Студенты техникума, представители предприятий

Определена лучшая работа

III этап Рефлексия

Рефлексия деятельности в устном формате

Участники игры

Определение степени удовлетворенности результатами игры

IV этап Формирование кадрового резерва предприятий

Собеседование участников игры с руководителями предприятий

Руководители предприятий

Составлены списки кадрового резерва предприятий из числа участников игры

Организационно-деятельностная игра — активная форма командной работы детей и взрослых, позволяющая находить нестандартные решения, может быть использована в системе современной профориентации. Участие представителей предприятий в командной работе позволяет эффективно накапливать и обмениваться знаниями, превращать эти знания в конкретные продукты. Привлечение дополнительных интеллектуальных ресурсов в качестве работников предприятий дает возможность получить максимально полное и красивое решение воспитательных задач, поднимает имидж учебных заведений.

Основные термины (генерируются автоматически): ZOTA, представитель предприятий, профессиональный рост, студент техникума, активная форма, директор ООО, игра, кадровый резерв предприятий, руководитель предприятий, учащаяся молодежь.


Похожие статьи

Развитие профессиональной компетентности в системе среднего профессионального образования

Активные методы обучения как способ повышения качества профессионального образования

Содержание профессиональной ориентации учащихся на предпринимательские виды деятельности

Предметно-специализированные компетенции в процессе обучения студентов

Дистанционные формы работы в начальной школе в условиях реализации стандартов второго поколения

Формирование профессионально-коммуникативной компетенции в процессе обучения английскому языку в рамках среднего профессионального образования

Формирование личностно-творческого компонента созидательной культуры специалиста в среднем профессиональном образовании

Профессиональные качества как условие развития исследовательской культуры будущего учителя начальных классов

Развитие личности учащегося посредством проектной деятельности

Активные формы обучения иностранному языку младших школьников

Похожие статьи

Развитие профессиональной компетентности в системе среднего профессионального образования

Активные методы обучения как способ повышения качества профессионального образования

Содержание профессиональной ориентации учащихся на предпринимательские виды деятельности

Предметно-специализированные компетенции в процессе обучения студентов

Дистанционные формы работы в начальной школе в условиях реализации стандартов второго поколения

Формирование профессионально-коммуникативной компетенции в процессе обучения английскому языку в рамках среднего профессионального образования

Формирование личностно-творческого компонента созидательной культуры специалиста в среднем профессиональном образовании

Профессиональные качества как условие развития исследовательской культуры будущего учителя начальных классов

Развитие личности учащегося посредством проектной деятельности

Активные формы обучения иностранному языку младших школьников

Задать вопрос