В Красноярском техникуме сварочных технологий и энергетики обучается более 1000 студентов по направлениям: сварочные технологии, энергетики и экологии. Предприятия — стратегические партнеры техникума входят в систему трудового воспитания через предоставление мест производственной практики, трудоустройство, организацию трудовых отрядов, формирование целевого заказа на выпускников.
Кроме профессиональных знаний и умений выпускников, руководители предприятий определяют круг дополнительных умений:
— владеть различными видами коммуникации и быть уместным в разных коммуникативных ситуациях;
— уметь точно оценивать ситуации;
— уметь осуществлять уместные публичные действия;
— уметь встраиваться в деятельность предприятий и преобразовывать свою деятельность в соответствии с планами предприятия.
Обеспечить формирование перечисленных умений на учебных занятиях практически невозможно. Поэтому в роли формы воспитательной работы, которая направлена на формирование таких умений, выступает организационно-деятельностная игра как активная форма совместной командной работы студентов и производственников. Эта игра имитирует некоторые профессиональные ситуации, в которых нет заранее известного решения, заранее заданного поведения и стиля коммуникации. При этом, со стороны руководителей предприятий как участников деятельностной игры обеспечивается возможность совместного осмысленного выхода из этих ситуаций.
Современная жизнь разрушает представление о фиксированной траектории разворачивания профессиональной успешности. Исчезают «узлы крепления» в виде должностей, иерархии во многих профессиональных областях.
Требования, предъявляемые к современным профессиям, настолько высоки, что меняется само понятие «профессия», переходя в «сферу деятельности человека» как профессиональное пространство.
Среди пятнадцатилетней молодежи профессиональный личный успех ценится больше всего. Поэтому важно формировать новые умения: владение различными типами коммуникации, оценка ситуации, разработка идей и проектирование. Процесс формирования происходит в сотрудничестве с педагогом, который принимает на себя роль наставника, а оценку уровня сформированности этих умений дают сами работодатели.
В игре «Бюро эффективных решений» при решении реальных профессиональных задач реализуется следующая позиционная организация:
— студенты актуализируют свои знания в решении производственной задачи, проявляют умения в моделировании и креативном прорыве;
— представители предприятий выступают в роли заказчиков, постановщиков задачи. Они же осуществляют оценку результатов с точки зрения практической значимости.
Система воспитательной работы куратора группы, основанная на личностно-ориентированном подходе и сотрудничестве, направлена на гармонизацию результатов нравственного, гражданского и трудового воспитания. Участниками мероприятия являются не только студенты, но и работодатели. Это способствует формированию ценностных идеалов, развитию мировоззренческой активности, становлению яркой индивидуальности. Включение в воспитательную деятельность представителей предприятий решает задачу ответственности за выбор жизненных ориентиров в условиях социальной солидарности и профессионального творчества. Чем больше профессиональных и культурных привычек формируется у студентов, тем мощнее закладывается мотивация к получению профессии.
Цель:
Создание эффективного взаимодействия учащейся молодежи и представителей предприятий для разработки новых форм профессионального самоопределения в реальном производстве.
— отработка техники мозгового штурма, способов проектирования — информационного, производственного;
— освоение метода организационно-деятельностной игры как активной формы командной работы детей и взрослых, позволяющей находить нестандартные решения;
— обеспечение понимания у студентов «своего» места в экономике, включение в практическую деятельность по профессиональной ориентированности молодежи в сферу производства;
— привлечение представителей предприятий, учащейся молодежи к оценке деятельности участников игры.
Планируемые результаты
— освоение основных понятий профессиональной успешности на конкретных примерах;
— разработка новых проектных решений производственных задач — моделей, схем, описаний;
— включение учащейся молодежи в производственные технологии;
— вхождение участников игры в кадровый резерв предприятий.
Форма проведения воспитательного мероприятия
Организационно-деятельностная игра является формой воспитательной работы, где реализуется интеллектуальный, проектный потенциал студентов. В организационно-деятельностной игре формируются способы и техники моделирующего мышления, коммуникации, рефлексии — основных ценностей современного участника производства. Деятельностные способности участников игры оказываются востребованными в полной мере.
Воспитательные методы и приемы, используемые для достижения планируемых воспитательных результатов
— активные формы командной работы;
— моделирование реальных производственных процессов;
— применение сетевых и IT- технологий.
Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия
Руководители и ведущие работники предприятий ООО «Красноярскэнергокомплект» (ZOTA), ООО «НИКА», ООО «Северовостокэлектромонтаж»..
Материально-технические, информационные ресурсы
Интеллект–карты: https://www.mindmeister.com/ru, ресурсы Yandex.Datalens
Описание подготовки воспитательного мероприятия.
1. Знакомство студентов с информационными средствами решения практических задач: ресурсом интеллект-карт как схематизации и структурирования мышления, в части производственных процессов.
2. Выполнение технического задания для участия в игре представителями предприятий:
— посмотреть на собственное предприятие «со стороны»;
— обнаружить конкурентные преимущества, которые не брались в расчет ранее;
— найти незаполненные технологические пространства;
— сориентироваться на новое поколение, которое скоро придет в качестве потребителей и работников.
3. Создание команд студентов и представителей предприятий.
Этапы игры |
Действие |
Исполнитель |
Результат |
I этап «Профессиональная успешность» |
Обсуждение «Что такое профессиональная карьера и зачем это нужно?» |
Руководители команд: директор ООО «Ника» Козлов В. П.; директор ООО «Северовостокэлектромонтаж» Слепцов М. М.; директор ООО «Красноярскэнергокомплект» (ZOTA) Игошин И. В. Студенты группы |
Составлена траектория профессионального роста молодого специалиста |
Презентация личного профессионального опыта: «Успешные взрослые» |
Главные технологи, мастера цехов, начальники участков |
Описание профессиональной карьеры успешного специалиста |
|
Разработка и моделирование цепочек профессионального роста на основе программы развития предприятия |
Участники игры |
Описание профессиональных карьер будущих работников предприятий: ООО «Ника»; ООО«Северовостокэлектромонтаж», ООО «Красноярскэнергокомплект» (ZOTA) |
|
Разработка схемы профессионального роста молодого специалиста на каждом предприятии |
Команды-участники игры |
Презентация схем в формате интеллект-карт |
|
Размещение схем в сетевом сообществе для открытого голосования среди студентов техникума, представителей предприятий |
Студенты техникума и представители предприятий |
Определена лучшая схема профессионального роста |
|
II этап «Проектирование новых производственных продуктов предприятий» |
Установочное сообщение «Понятие «производственная задача» |
Заместитель директора по производству ООО «Ника» Ефимов В. В |
Определены цели, задачи, способы, формы производственной задачи |
Представление алгоритма проектирования нового продукта |
Заместитель директора по производству ООО «Ника» Ефимов В. В. Заместитель директора ООО Красноярскэнергокомплект» (ZOTA) Леушин Д. П |
Представление технического задания (далее -ТЗ) для каждой команды: ТЗ № 1 ООО «НИКА»: разработать идею роботизированного подъемника; ТЗ № 2 ООО «Красноярскэнергокомплект» (ZOTA): предложить новое направление деятельности предприятия; ТЗ № 3 ОАО «Северовостокэлектромонтаж»: придумать устройство для обогрева работников Севера, работающих в полевых условиях |
|
Разработка новых производственных продуктов в формате макетов, описаний, схем |
Команды-участники игры из числа студентов и представителей предприятий |
Проекты, модели, описания новых продуктов на основе технических заданий |
|
Презентация итогов работы, защита идей |
Руководители команд |
Продукт № 1 для предприятия ООО «НИКА» — «робот-подъемник» Продукт № 2 для предприятия ООО «Красноярскэнергокомплект» (ZOTA) — схема отопления домов за счет накопления и сохранения солнечного тепла; Продукт № 3 для предприятия ОАО «Северовостокэлектромонтаж» — модель минигенератора для работников Севера, проживающих в палатках |
|
Размещение итогов работы в сетевом сообществе для открытого голосования среди студентов техникума, представителей предприятий |
Студенты техникума, представители предприятий |
Определена лучшая работа |
|
III этап Рефлексия |
Рефлексия деятельности в устном формате |
Участники игры |
Определение степени удовлетворенности результатами игры |
IV этап Формирование кадрового резерва предприятий |
Собеседование участников игры с руководителями предприятий |
Руководители предприятий |
Составлены списки кадрового резерва предприятий из числа участников игры |
Организационно-деятельностная игра — активная форма командной работы детей и взрослых, позволяющая находить нестандартные решения, может быть использована в системе современной профориентации. Участие представителей предприятий в командной работе позволяет эффективно накапливать и обмениваться знаниями, превращать эти знания в конкретные продукты. Привлечение дополнительных интеллектуальных ресурсов в качестве работников предприятий дает возможность получить максимально полное и красивое решение воспитательных задач, поднимает имидж учебных заведений.