Деловая игра как составляющая проекта «Созвездия, создающие ценность»
Авторы: Новикова-Калита Елена Леонидовна, Калита Данила Алексеевич
Рубрика: Теория и методика профессионального образования
Опубликовано в Педагогика высшей школы №2 (8) апрель 2017 г.
Дата публикации: 01.04.2017
Статья просмотрена: 83 раза
Библиографическое описание:
Новикова-Калита, Е. Л. Деловая игра как составляющая проекта «Созвездия, создающие ценность» / Е. Л. Новикова-Калита, Д. А. Калита. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 2 (8). — С. 36-39. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/55/2253/ (дата обращения: 08.11.2024).
В рамках статьи рассмотрены некоторые аспекты проекта«Созвездия, создающие ценность». Актуальность его обусловлена тем, что в последние годы в теории и практике управления наблюдается повышенный интерес к устойчивым хозяйственным связям между организациями. Р. Рамирес и Р.Норман используют термин «созвездия, создающие ценность» для обозначения совокупности организаций, связанных партнерскими взаимоотношениями в общей цепочке создания ценности для потребителя [3]. Чаще всего, это результат долговременного планируемого сотрудничества всех стейкхолдеров, хотя основополагающим фактором ее возникновения являются потребности рынка.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время в нашей стране большое количество студентов экономических специальностей. Но нам нужны высококвалифицированные специалисты в сфере предпринимательства. Поэтому необходимо осуществлять набор из тех выпускников школ, которые действительно, заинтересованы в изучении экономических наук, желающих в дальнейшем открыть свой бизнес. «Малое и среднее предпринимательство — это основа развития российской экономики, и необходимо всячески содействовать развитию этого сегмента, увеличению количества предпринимателей» [1]. «В России количество субъектов малого предпринимательства должно увеличиться в 3,4 раза к 2025 году» [2].
Вызовами на сегодняшний день служит существенный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы среди выпускников учреждений образования по специальностям профессиональной подготовки на рынке труда Саратовской области. Аналогичной является ситуация и во многих других регионах. Это происходит в результате недостаточного уровня вариативности профильного обучения на третьей ступени обучения в школе и условий для самоопределения, развития и самореализации личности в ходе обучения.
Решение этих проблем видится в формировании потенциального кадрового резерва с учетом потребностей рынка и способностей современной молодежи к тем или иным наукам. Поэтому направление «Школа — ВУЗ — Малый бизнес» (Школа — СПО — ВУЗ/Малый бизнес), действительно востребовано, поскольку должна осуществляться взаимосвязь между учреждением среднего и среднего специального/высшего образования, а также будущими работодателями.
На наш взгляд, одним из инструментов его реализации, выступает данный проект «Созвездия, создающие ценность», в рамках которого предлагается построение Модели индивидуальной образовательной траектории старшеклассника. Отличие данной модели от общепринятой заключается в том, что особое внимание нужно уделить детям, проживающим в детских домах и интернатах. Они должны иметь равные возможности.
Цель проекта: создание условий для определения направления будущей профессии и оказание содействия подросткам, в том числе проживающим в интернатах и детских домах в профессиональной ориентации и выборе образовательной траектории, повышение мотивации молодых людей к открытию своего бизнеса (малого и среднего) как к альтернативному варианту трудоустройства после окончания среднего профессионального/высшего учебного заведения.
Задачи проекта:
– углубление и систематизация знаний и формирование компетенций у учащихся в области менеджмента и предпринимательства;
– развитие творческих способностей и интереса к профессии предпринимателя у талантливых учащихся;
– создание условий для интеллектуального развития и поддержки одаренных молодых людей;
– обеспечение возможности участия школьников всей Саратовской области в проекте (аналогично и других регионов);
– создание и внедрение модели индивидуальной образовательной траектории старшеклассника.
В рамках данной статьи мы не будем описывать весть проект, а остановимся на пусть хорошо известном, но достаточно эффективном и отлично зарекомендовавшим себя на практике инструменте — деловой игре.
Деловые игры — это уникальный инструмент для анализа и развития системы мышления человека, для осознания своих потребностей в изучении тех или иных областей науки. Проведение деловых игр предлагается по предметам направления подготовки (медицина, технические науки, юриспруденция, экономика, экология, аграрный сектор и множество других.)
Что же принципиально нового, ведь деловые игры уже существуют и применяются на практике? Да, безусловно. Однако если они будут проводиться системно, то у учащегося появится больше шансов определиться с выбором профессии. Например, учащийся физико-технического лицея может открыть для себя, что действительно, что ему очень нравится — это психология, экономика и политология, хотя он неплохо справляется с математикой и физикой (пример приведен на личном опыте Калиты Д. А. ). Но, к сожалению, это может произойти, поздно, после выбора предметов для сдачи ЕГЭ.
Итак, приведем некоторые элементы деловой игры «Брейн-ринг для предпринимателя». Игра построена по принципу игры «Что? Где? Когда?».
Для проведения игры понадобятся: аудитория (желательно с круглым столом ), компьютер, проектор, вопросы от преподавателей в конвертах, волчок, музыкальное сопровождение, торт как награда победителю. Преподаватели кафедры играют против студентов.
Оформление представлено в виде презентации:
1-й Файл.
2-й Файл. Капитан команды крутит волчок- выпадает номер письма (например № 7). Ведущий наводит курсор на номер вопроса. Автоматически открывается фото преподавателя, играющего против студентов
3-й Файл. Студенты видят «противника» . Ведущий подводит курсор к значку гиперссылки (в нашем примере синий кружок) — автоматически открывается вопрос.
4-файл. Это сам вопрос, адресованный студентам.
На размышления студентам дается 1 минута. Минуту можно сэкономить, сказав досрочно правильный ответ. Далее ведущий наводит курсор на стрелку, и мы опять возвращаемся к таблице вопросов. Между раундами и вначале игры звучит музыка и, конечно, гонг.
Игру в таком формате можно проводить после изучения блока тем, перед промежуточным и итоговым тестированием. Это повышает качество усвоения материала, закрепление материала происходит на аудио-уровне и на визуальном уровне, создает творческую обстановку на занятии, формирует командный дух. Студенты практически всегда записывают игру на видеокамеру, чтобы на встрече выпускников вспомнить свои студенческие годы. Такие же игры мы проводили в школах г. Саратова со старшеклассниками.
В заключении хотелось бы отметить, что торт всегда достается студентам , так как они тщательно и с глубоким интересом готовятся к игре по темам дисциплин ФГОС, приобретая необходимые компетенции.
Литература:
1. Путин В. В. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016 «Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию» 1 декабря 2016 года. — [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207978/(Дата обращения 23.03.2017)
- Петербургский международный экономический форум 17 июня 2016 года [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: // http://www.forumspb.com/ru/2016 (дата обращения 23.03.2017)
- Ольве Н.-Г., Рой Ж., Веттер М. Оценка эффективности деятельности компании. М.:ИД «Вильямс»,2003. — 340 с.