Деловая игра как способ развития социальной компетентности обучающихся
Автор: Сизых Татьяна Валентиновна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2011)
Статья просмотрена: 2876 раз
Библиографическое описание:
Сизых, Т. В. Деловая игра как способ развития социальной компетентности обучающихся / Т. В. Сизых. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1048/ (дата обращения: 16.12.2024).
Из словаря-справочника: деловая игра — средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности.
Концепция модернизации образования одним из приоритетов образовательной политики определяет обеспечение качества образования и его соответствие потребностям личности, общества и государства. И, конечно, школа должна сформировать у ученика целый ряд компетентностей, способных выступить в качестве движущей силы всего процесса личностного развития не только в период обучения, но и после окончания школы.
Математика как учебный предмет имеет богатые возможности для развития социальной компетентности школьников. Придание социально значимым знаниям практикооринтированного характера, сформированность навыков общения с другими людьми основываются на умении самостоятельно добывать знания, использовать их как орудийные средства при решении различных задач, что, в свою очередь, выступает в качестве показателей формирования социальной компетентности.
Математика широко использует аналогии, ассоциации, все то, что возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, интерес к нему, радость удовлетворения любознательности.
Положение о необходимости развития у школьников социальной компетентности не ново. Для этого учебная деятельность должна представлять интерес. В интересе К.Д.Ушинский видел основной внутренний механизм успешного учения. Он считал, что нужно сделать учебную работу насколько возможно интересной, но не превращать эту работу в забаву. В отечественной психологии общая теория интереса разрабатывалась такими учеными, как Б.Г.Ананьев, М.Ф.Беляев, Л.И. Божович, Л.А.Гордон, С.Л. Рубинштейн. Проведенные данными учеными исследования позволяют сделать вывод о том, что познавательный интерес представляет собой личностное образование, в котором органически представлены все важные для личности процессы: интеллектуальные, эмоциональные, волевые.
Современный учитель ищет разнообразные формы проведения уроков, новые построения учебных занятий, которые отличаются от стандартных. Педагогическая деятельность всегда предполагает творчество. Разнообразное содержание позволяет на уроках использовать игровые технологии, а именно технологию деловой игры. В деловых играх моделируются жизненные ситуации: игра представляет участнику возможность побывать в роли экскурсовода, учителя, судьи, директора и т.п. Использование деловых игр раскрывает творческий потенциал каждого обучаемого. В процессе деловой игры происходит более интенсивный обмен идеями, информацией, она побуждает участников к творческому процессу.
Деловые игры используются, как правило, в трех различных аспектах:
игра - обучение
игра - тренинг
игра - исследование
Однако следует отметить, что каждая конкретная деловая игра несет в себе переплетение указанных аспектов, либо в соответствии с определенными целями игры акцент может делаться на каком-то одном аспекте.
Для развития социальной компетентности у обучающихся в учебном процессе применяют следующие модификации деловых игр:
Имитационные игры.
Имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия. Класс делится на группы по 4-5 человек. Каждый становится специалистом определенного профиля. Группы изучают общие сведения, отвечают на предложенные вопросы.
Имитационная игра используется при усвоении новых знаний, способствует эмоциональной приподнятости, деятельности, соперничеству, конкуренции, обучающиеся вовлекаются в некую жизненную ситуацию.
Операционные игры.
Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций: решение поставленных задач, ведение пропаганды и агитаций.
Операционные игры формируют умение полемизировать, отстаивать свою точку зрения. Имеет социализирующую ориентацию.
«Деловой театр»
Основная задача метода - научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты. Игра используется в качестве контроля, позволяет индивидуально оценить обучающихся. Участники приобретают дидактические, воспитывающие, развивающие, социализирующие навыки: умение находить оптимальное решение, адаптироваться к условиям среды, умение сравнивать, сопоставлять.
- Игра «Ученый Совет»
План игры:
Вступительное слово ведущего.
Слово Ученому совету (чтение указов).
Представление рефератов:
- а) теоретическая часть;
- б) проведение фрагментов, бесед, кроссвордов, сказок и т. п.
На уроке математики структура деловой игры может быть такой:
знакомство с реальной ситуацией;
построение её имитационной модели;
постановка главной задачи командам (бригадам, группам), уточнение их роли в игре;
создание игровой проблемной ситуации;
отбор необходимого для решения проблемы теоретического материала;
разрешение проблемы;
обсуждение и проверка полученных результатов;
коррекция;
реализация принятого решения;
анализ итогов работы (рефлексия);
оценка результатов работы.
- Методика проведения деловых игр включает следующие этапы:
Этап подготовки.
Разработка игры
разработка сценария
план деловой игры
общее описание игры
содержание инструктажа
подготовка материального обеспечения
Ввод в игру
постановка проблемы, целей
условия, инструктаж
регламент, правила
распределение ролей
формирование групп
консультации
Этап проведения
Групповая работа над заданием
работа с источниками
тренинг
мозговой штурм
Межгрупповая дискуссия
выступление групп
работа экспертов
Этап анализа и обобщения
анализ, рефлексия
оценка и самооценка работы
выводы и обобщения
Деловая игра предполагает групповую форму работы, поскольку она позволяет:
обеспечивать режим наибольшего благоприятствования для проявления индивидуальных качеств каждого учащегося в системе межличностных отношений;
исключить пассивную позицию ребенка на уроке;
самостоятельно добывать теоретические знания и формировать практические навыки;
получать опыт определенного социального поведения.
Совместные размышления, поиск истины требуют работы с дополнительными источниками информации; развивают умения анализа, синтеза, обобщения. Помимо знаний у детей формируются навыки социального поведения и интереса к другому, как источнику познания.
Применение на уроках деловых игр обогащает социальный опыт обучающихся: учит деловитости, умению преодолевать трудности, достойно переживать успехи и неудачи, воспитывает уверенность в своих силах, учит взаимодействовать с учителями и одноклассниками.
-
- Литература:
- Лоповок Л.М. Математика на досуге. – М.: Просвещение, 1981
- Лэнгдон Н. Снейч Ч. С математикой в путь! – М.: Лайда, 1987
- Мадер В.В. Математический детектив. – М.: Просвещение, 1992
- Манвелов Конструирование современного урока математики. – М.: Просвещение, 2002
- Минскин Е.М. От игры к знаниям. - М.: Просвещение, 1982