Метод проектов как средство социализации и самореализации. Паспорт проекта «Каникулы без границ» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

V международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, июль 2014)

Дата публикации: 17.06.2014

Статья просмотрена: 371 раз

Библиографическое описание:

Ухарских, Т. В. Метод проектов как средство социализации и самореализации. Паспорт проекта «Каникулы без границ» / Т. В. Ухарских. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 182-185. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5864/ (дата обращения: 17.12.2024).

В России идет активная работа по совершенствованию системы образования. Главная задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижения нового качества результатов. Определяя основные направления в современном образовании, в том числе начальном, можно отметить: «…что в системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают деятельностно ориентированное обучение, учение направленное на решение проблем (задач); проектные формы организации обучения» [1].

Среди важнейших ценностных ориентиров начального общего образования отмечаются следующие:

-        формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

·         доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

·         уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

-        развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

·         развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

·         формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);

-        развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

·         формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

·         развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

·         формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма.

«Главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации». (Д. А. Медведев). Использование в работе такой методики обучения, которая не ориентировала бы школьника на воспроизведение образца, а помогла ему накопить соответствующие впечатления, развила способность работать с информацией разного типа, умение применять знания в нестандартных ситуациях — все это возможно при работе над проектом. Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить цели и задачи, продумывать способы их осуществления, возможности реализации и многое другое, что входит в содержание проекта. Именное социальные проекты интересуют детей в первую очередь, возможно потому, что они могут увидеть результаты своей работы. «Под социальным проектированием понимается самостоятельная деятельность обучающихся, направленная на практическое решение общественно-значимых проблем» [1]. Данный вид деятельности создает условия для самореализации и социализации обучающихся.

Главной задачей для себя, как учителя, считаю: не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» обучающимся, а организовать совместный поиск решения возникшей задачи. В результате работы над проектом возникает «учебное общение», при котором обучающийся, поняв, чего он не знает, не умеет делать, сам начинает активно действовать, восполняя недостаток знания и включая в этот процесс учителя, как более опытного партнера. Необходимость такого общения вытекает из природы поисковой, исследовательской деятельности, при которой поиск истины невозможен без дополнительной информации, общения со сверстниками, родителями.

Паспорт социального проекта «Каникулы без границ»

Сроки реализации проекта 3–5 месяцев

Количество лиц, принимающих участие в реализации проекта — 10 человек (количество может изменяться в зависимости от количества детей — инвалидов)

Целевую группу проекта составляют дети-инвалиды, обучающиеся на дому по общеобразовательным программам начального общего и основного общего образования, с сохранным интеллектом, не имеющих сложных нарушений развития и медицинских противопоказаний для работы с компьютером.

Аннотация проекта

Тема проекта. Организация летнего отдыха и оздоровления детей-инвалидов с использованием ИКТ.

— описание проблемы

— Что ты мне подаришь, лето?

—Много солнечного света!

В небе радугу-дугу!

И ромашки на лугу!

—Что еще подаришь мне?

—Ключ, звенящий в тишине,

Сосны, клены и дубы,

Землянику и грибы!

Подарю тебе кукушку,
Чтобы, выйдя на опушку,
Ты погромче крикнул ей:

«Погадай мне поскорей!»
И она тебе в ответ
Нагадала много лет! (Вадим Орлов)
Как долго мы с нетерпением ждали последнего урока, а впереди целых три чудесных месяца каникул. Каникулы! Ура, каникулы! Да и как может быть иначе, какие другие чувства и эмоции могут вызвать это замечательное слово: ка-ни-ку-лы! Как же мы удивились, когда кто-то из ребят сказал, что его друг Костя произнес: «Как жаль, что у Сашки наступят каникулы!». Мы не сразу поняли, о чем это он пожалел. Все притихли и переглянулись, словно пережив еще раз тот день, когда узнали о беде маленькой девочки из нашей школы, заболевшей серьезной болезнью. Она не может выходить на улицу на длительный срок. Практически остается одна в четырех стенах…
Наше современное общество чем-то напоминает Спарту. Мы тоже выбрасываем за борт жизни тех, кто не подходит к нашим стандартам, с кем не умеем общаться. Мы отгораживаемся, закрывая их сначала в четырех стенах квартир, а потом в интернатах… Взрослые поступают так и, копируя их, и мы, подростки, повторяем эту ошибку. Подросткам трудно первыми подойти к инвалидам, взять их за руку, даже если они и знакомы. Как помочь детям, которые во время каникул потеряют самое главное-общение? Они, находясь на домашнем обучении, общаются со сверстниками через учителя.
А летом — каникулы, это три долгих месяца без общения.

Таким образом, проанализировав сложившуюся ситуацию, мы разработали социальный проект «Каникулы без границ».

Цели:

организация развивающего досуга детей-инвалидов силами учеников-волонтеров.
Задачи:
-        расширение возможностей активного участия в жизни социума детей-инвалидов через организацию творческого досуга;

-        обеспечение познания ребенком — инвалидом окружающего мира, овладение опытом межличностных отношений и поведения со старшими детьми;
-        создание условий для приобретения волонтерами социально-значимого опыта добровольческой деятельности, направленного на определение перспектив собственного развития.

Целевая группа с указанием ответственных лиц

1.       группа: дети-инвалиды, обучающиеся на дому по общеобразовательным программам начального общего и основного общего образования, с сохранным интеллектом, не имеющих сложных нарушений развития, не имеющих медицинских противопоказаний для работы с компьютером.

2.       группа: ученики — волонтеры из числа учащихся 8–10 классов.

3.       группа: консультанты проекта.

План реализации проекта.

I этап. Подготовительный (апрель-май).

1.       Анкетирование детей- инвалидов «Организация летних каникул».

2.       Анализ материально-технических возможностей.

3.       Проведение информационно-просветительской работы с участниками проекта (дети, волонтеры, родители).

II этап. Организационный (май).

На данном этапе проводится работа по научно-методическому, информационно-методическому и финансовому обеспечению реализации социального проекта.

1.       Набор волонтеров из числа обучающихся и их обучение для организации работы с детьми-инвалидами.

2.       Разработка странички на сайте школы «Каникулы без границ».

3.       Проведение индивидуальных консультаций для детей — инвалидов, родителей.

4.       Обеспечение материально-технической базы для функционирования проекта.

III этап. Практический (июнь-август)

Этот этап включает в себя сам процесс воплощения проекта.

1.      Реализация проекта «Каникулы без границ».

2.      Технические консультации.

IV этап. Итоговый (сентябрь)

Подведение итогов реализации социального проекта.

1.      Подготовка волонтерами отчетов по итогам работы в рамках социального проекта.

2.      Проведение сравнительной диагностики «Как я провел каникулы».

Сфера реализации проекта

Организация помощи детям — инвалидам.

Методы реализации проекта, формы работы, способы сбора и анализа информации

Самым главным в проекте «Каникулы без границ» является возможность ребенку-инвалиду увидеть окружающий мир своими глазами, но с помощью волонтера.

Пошаговая инструкция

Действия волонтера

Действия ребенка

Анализ технических возможностей телефона, ноутбука.

Цель: наличие выхода беспроводного выхода в Интернет, наличие веб-камеры.

Анализ технических возможностей ноутбука.

Цель: наличие выхода беспроводного выхода в Интернет, наличие камеры.

Составить сообщение на страничке проекта «Каникулы без границ» с указанием даты, времени, места путешествия. (организация форума).

Ознакомиться с имеющейся информацией на сайте школы.

Определяет наиболее интересные для себя посещения. Отмечается о присоединении.

Анализ участников своего форума. Распределение по времени.

Подготовка вопросов, технического оборудования.

Выход в Интернет, работа с детьми с использованием веб-камеры.

Цель: выполнять все действия по команде ребенка-инвалида.

Выход в Интернет, работа с использованием веб-камеры, общение с волонтером.

Цель: рассмотреть и услышать предметы, звуки, которые интересны только данному ребенку.

2.После завершения сеанса проходит анализ каждого этапа работы.

Ресурсная база, которой располагает общеобразовательное учреждение, необходимая для реализации проекта.

1.      Ученик — волонтер с одной стороны использует iPad Устройство, с которого можно отправлять email, бродить в сети используя браузер Safari, просматривать фотографии, читать электронные книги, смотреть видео и слушать музыку.

2.      С другой стороны 1 ребенок-инвалид, находящийся дома, использует компьютер Apple iMac с операционной средой Mac OS X v10.5 Leopard, производитель Apple (имеется в наличии у 2 обучающихся).

3.      У детей нет выхода в интернет, появляется необходимость подключения их к интернету либо с помощью телекоммуникационной связи, либо через спутниковую связь. (необходима ежемесячная оплата)

Результаты и выводы по итогам реализации проекта

-                   анализ собранной информации

Таким образом, проанализировав собранную информацию, считаем возможным следующие пути решения:

1.                  Решение материальных затрат на реализацию проекта (из расчета 1 ученик — 2 тыс. руб. в месяц).

Оценка достижения поставленных целей и задач

Организовав проект «Каникулы без границ», мы смогли его реализовать.

Хочется верить, что в дальнейшей жизни ребят — инвалидов примут в общий круг. Они научат нас искренности, терпению, дружбе.

Дальнейшая реализация проекта (если планируется)

Данный проект можно организовывать каждые каникулы. Подбор волонтеров осуществлять с учетом их целей путешествия: к реке, к морю, в другие города, страны. Количество участников проекта может меняться, т. к. все больше ребят подключаются к работе в рамках «Дистанционного обучения».

Главную задачу школы — повышение качества знаний учащихся, развитие их творческих способностей — невозможно решить без формирования положительной мотивации учащихся. Метод проектов — способ достижения дидактической цели через пошаговую разработку темы, которая имеет реальный итог, так значимый для ребят. Практика работы над проектно-исследовательской деятельностью показала, что в них нет неуспевающих детей. Успех, интерес, радость, возможность самореализации, в независимости от успеваемости — результат данного вида обучения. Получение навыков общения со сверстниками, взрослыми: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат — идет целенаправленная подготовка к будущей взрослой жизни. Умение решать творческие задачи: самостоятельно составлять план действий, находить оригинальные пути решения поставленной задачи, создавать схемы, сочинения — становление будущего активного члена общества. Деятельность, которая приносит успех и удовлетворение — вот двигатель развития. Мало того, чтобы деятельность была отмечена другими, надо помочь ребенку преодолеть свой страх и застенчивость, свою робость и неуверенность, помочь поверить в свои силы и добиться хорошего результата своей деятельности. Вот это и будет настоящим успехом, потому что ребенок шагнет вперед в своем личностном развитии.

Литература:

1.                  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли: Пособие для учителя/ Под ред. А. Г. Асмолова.-М., Просвещение, 2008.

2.                  Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: Пособие для учителя. — М., 2008.-с.70.

3.                  Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. — М., 2001.

Основные термины (генерируются автоматически): каникулы, ребенок, социальный проект, работа, реализация проекта, III, беспроводный выход, основное общее образование, сложное нарушение развития, сохранный интеллект.

Похожие статьи

Движение «Абилимпикс» как актуальный инструмент социализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Опыт Красноярского колледжа сферы услуг и предпринимательства

Проблемы организации современного образования в школе. Профориентация в школе, методическая разработка «Я в мире профессий»

Методическая разработка. Проект «В гостях у сказки»

Данный проект направлен на развитие личности, создание условий для самореализации и речевого общения ребенка через знакомство с истоками русской народной культуры.

Методическая разработка игрового тренинга «Эффективные приемы общения как средства коммуникации среди подростков»

Консультация для родителей «Использование координационной лестницы для развития двигательной активности детей»

Игровая ситуация «Прогулка в парк». Технологии формирования ценностно-мотивационного отношения обучающихся к безопасному образу жизни

Обучение в международной частной школе: безграничные перспективы развития

Международная частная школа для активного развития детей с раннего возраста. Передовые методики обучения, профессионалы высокого уровня, индивидуальный подход.

Макетирование как средство нравственно-патриотического воспитания. Познавательный игровой макет «Русская изба»

Методическая разработка образовательной деятельности «Приключения в фиолетовом лесу» (образовательная область «Познавательное развитие»)

Дидактическая игра как средство развития экологического воспитания (из опыта работы)

Похожие статьи

Движение «Абилимпикс» как актуальный инструмент социализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Опыт Красноярского колледжа сферы услуг и предпринимательства

Проблемы организации современного образования в школе. Профориентация в школе, методическая разработка «Я в мире профессий»

Методическая разработка. Проект «В гостях у сказки»

Данный проект направлен на развитие личности, создание условий для самореализации и речевого общения ребенка через знакомство с истоками русской народной культуры.

Методическая разработка игрового тренинга «Эффективные приемы общения как средства коммуникации среди подростков»

Консультация для родителей «Использование координационной лестницы для развития двигательной активности детей»

Игровая ситуация «Прогулка в парк». Технологии формирования ценностно-мотивационного отношения обучающихся к безопасному образу жизни

Обучение в международной частной школе: безграничные перспективы развития

Международная частная школа для активного развития детей с раннего возраста. Передовые методики обучения, профессионалы высокого уровня, индивидуальный подход.

Макетирование как средство нравственно-патриотического воспитания. Познавательный игровой макет «Русская изба»

Методическая разработка образовательной деятельности «Приключения в фиолетовом лесу» (образовательная область «Познавательное развитие»)

Дидактическая игра как средство развития экологического воспитания (из опыта работы)