«Добротой согреем сердца» (программа социально-педагогической акции по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья)
Автор: Паршутина Светлана Владимировна
Рубрика: 14. Социальная работа
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2015)
Дата публикации: 08.05.2015
Статья просмотрена: 17680 раз
Библиографическое описание:
Паршутина, С. В. «Добротой согреем сердца» (программа социально-педагогической акции по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья) / С. В. Паршутина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 224-227. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8137/ (дата обращения: 17.12.2024).
Актуальность программы
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — сложная категория, требующая к себе повышенного педагогического, психологического, социологического, медицинского и общественного внимания. С 1995 года Дом детского творчества работает с детьми с ОВЗ — накоплен большой практический опыт в педагогическом сопровождении детей с ОВЗ и реализации разнообразных благотворительных проектов.
Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Следует отметить, что увеличение числа таких детей наблюдается во всём мире, и проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья стала одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем. Признание прав такого ребёнка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления и в выборе соответствующей профессиональной деятельности является чрезвычайно важным. Процессы демократизации и гуманизации в современном обществе предусматривают необходимость создания для каждого человека, и тем более для лиц с интеллектуальными и физическими нарушениями, равных прав и возможностей на получение образования, на развитие их индивидуальных способностей.
Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда к элементарному образованию.
С раннего детства «особые» дети сталкиваются с оценкой их внешности другими, что приводит к формированию у них «комплекса неполноценности», который выражается в замкнутости и приводит к скрытой депрессии или агрессии.
По мере взросления они начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с «обычными» детьми снижен. При этом формируются излишне заниженная самооценка, социальная пассивность, происходит сужение активного жизненного пространства. В будущем ребёнка-инвалида ждут трудности и с вопросами трудоустройства.
Педагоги, работающие с детьми в отделе МБОДО «Дом детского творчества», стараются восполнить дефицит общения, представить широкий спектр педагогических услуг по различным направлениям деятельности, они стремятся стабилизировать эмоциональное состояние ребёнка, используя нетрадиционные формы организации обучения и воспитания, вносят в коррекционно-развивающую работу элементы творчества, создавая сюрпризные моменты, настраивающие ребёнка на положительные эмоции и контакт. Проживание «ситуации успеха» позволяет ребёнку почувствовать уверенность в себе, свои возможности и востребованность в обществе. Любимые занятия поддерживают эмоциональное здоровье, помогают выйти из стрессов и тревожного состояния, предупреждают задержку психического развития.
Учитывая социальные потребности, физиологические и психологические возможности воспитанников, деятельность педагогического коллектива направлена на «специальное» обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, сегодня в ДДТ проводится: обучение по программам дополнительного образования детей в инклюзивных группах объединений по интересам на базе ДДТ и индивидуальные занятия на дому; психолого-педагогическое и методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса; оздоровление и коррекция недостатков в физическом и психологическом развитии; организация конкурсов и фестивалей детского творчества детей с ОВЗ на уровне района и города; организация содержательного досуга с привлечением семей с детьми с ОВЗ; реализация инклюзивной программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей в каникулярное время.
Выполняя компенсаторные и реабилитационные функции, дополнительное образование предоставляет ребёнку с ОВЗ максимум возможностей для развития его потенциальных творческих способностей с учётом интересов и желаний, дает допрофессиональное образование и оказывает огромное влияние на его дальнейшую судьбу. Однако материально-техническая база объединений, где занимаются дети, очень слабая, недостаточное финансирование не даёт возможности в полной мере осуществить поддержку детей данной категории. В рамках благотворительных акций к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья могут привлекаться общественные организации, фонды, ресурсные центры, спонсоры — все неравнодушные люди.
Целевые благотворительные акции помогут повысить мотивацию к творчеству, активную заинтересованность не только наших воспитанников, но и их родителей, педагогов. Появится возможность осваивать новые художественные техники и изготавливать выставочные и коллекционные образцы для пропаганды самореализации каждого ребенка, не зависимо от тяжести его диагноза. А дети, которые занимаются вокалом и хореографией получат возможность участвовать в поездках на Всероссийские и международные конкурсы. Таким образом, благотворительная акция «Добротой согреем сердца» позволит многим детям получить «путёвку» в жизнь, реализовать свой талант и творческий потенциал.
Цель и задачи программы
Цель: — организация и проведение благотворительных акций, направленных на поддержку талантливых детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
- привлечение внимания общественности к проблемам творческих детей с ограниченными возможностями здоровья;
- обобщение позитивного педагогического опыта работы в рамках развития творческих способностей детей-инвалидов;
- создание условий для реализации творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья в общественной жизни в условиях учреждения дополнительного образования, благотворительная поддержка одарённых детей-инвалидов;
- предоставление детям-инвалидам возможности не только развивать творческие способности, но и получать допрофессиональные навыки, которые пригодятся им в дальнейшей жизни;
- привлечение к благотворительности новых партнёров, заинтересованных в решении проблемы самореализации и социализации детей-инвалидов в современном обществе.
Основная идея программы
Программа «Добротой согреем сердца» носит благотворительный характер и направлена на поддержку талантливых детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения дополнительного образования, состоит из нескольких этапов, которые помогут детям реализовать свой творческий потенциал, получить материальное поощрение, самоутвердиться в социуме, почувствовать внимание общественности к своим проблемам. К реализации данной программы будут привлечены педагоги, родители, дети, партнёры.
Сотрудничество участников проекта направлено на благотворительность и поддержку талантливых детей с ограниченными возможностями здоровья:
- выявление и распространение позитивного педагогического опыта;
- поддержка творчески работающих педагогов и их одарённых воспитанников с ОВЗ;
- пропаганда благотворительных акций в СМИ, Интернет и на форумах разного уровня, привлечение новых партнёров;
- совместные мероприятия, направленные на поддержку талантливых детей с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание разделов программы.
1 этап «Умелые руки»
Материальное и методическое оснащение творческих мастерских для проведения мастер-классов для детей, родителей и педагогов: изготовление сувениров, изделий декоративно-прикладного направления, рисунков и т. п.
2 этап «Сами делаем, сами зарабатываем»
Организация ярмарки-продажи детских работ, изготовленных на мастер-классах и занятиях в объединениях художественно-эстетической направленности.
3 этап «Чудеса своими руками»
Организация выставок детского творчества в ДДТ и на различных форумах и фестивалях.
4 этап «Калейдоскоп талантов»
Организация гала-концерта «Добротой согреем сердца» — выступления детей с ОВЗ, занимающихся в театральных, вокальных и хореографических объединениях перед родителями, социальными партнерами и спонсорами.
5 этап «Подари ребёнку праздник»
Проведение домашних праздников для детей-инвалидов со сложными диагнозами в День рождения и Новый год: материальное поощрение (подарок и наборы для творчества) и творческое поздравление. Предполагается активное участие детских общественных организаций города.
6 этап «Делимся опытом»
Обобщение позитивного опыта работы, выпуск методических сборников, другой продукции, направленной на пропаганду добровольческих проектов в плане поддержки детей-инвалидов.
Каждый этап содержит в себе цикл творческих занятий по подготовке и проведению итоговых благотворительных мероприятий по поддержке талантливых детей с ОВЗ и педагогов. Временные рамки акций могут меняться в зависимости от поставленных целей и возможностей. Все этапы программы будут проходить в рамках учреждения дополнительного образования, использоваться ресурсы МБОДО «Дом детского творчества». Каждый этап предполагает отдельный план мероприятий, который можно корректировать с учётом новых возможностей участников программы «Добротой согреем сердца».
Ожидаемые результаты
Для воспитанников:
- прогрессирующее творческое развитие личности ребёнка с ОВЗ;
- успешное самоопределение и социализация ребенка с ОВЗ;
- высокий уровень владения разнообразными видами творческой деятельности, которые пригодятся в дальнейшей жизни;
- оздоровление и коррекция недостатков развития через творчество.
Для педагогов:
- удовлетворение результатами педагогической деятельности;
- пополнение «банка» педагогического опыта;
- использование позитивного опыта педагогической деятельности в своей практике;
- расширение спектра педагогических услуг.
Для родителей:
- удовлетворение результатами развития ребёнка;
- расширение рамок общения с семьями, имеющими подобные проблемы и с теми, кто готов помочь и поддержать;
- психолого-педагогическое просвещение.
Для партнёров:
- изучение положительного опыта работы и внедрение его в свою практику;
- совершенствование технологий работы;
- удовлетворение потребности быть внимательным и щедрым к тем, кто нуждается в помощи и поддержке;
- ощущение сопричастности к решению важных социальных проблем.
Полученные средства от благотворительной акции «Добротой согреем сердца» будут направлены:
- на поддержку талантливых детей с ограниченными возможностями здоровья (награждение, материальное поощрение);
- на приобретение оборудования и материалов для творческих занятий;
- на поощрение педагогов, работающих с самой сложной категорией — детьми-инвалидами;
- на организацию благотворительных мероприятий: изготовление декораций, костюмов, игрового инвентаря, оформление помещений, организацию видео- и аудиосопровождения;
- на расходы по оформлению и изготовлению методической продукции по обобщению позитивного опыта реализации благотворительных проектов;
- на рекламные акции с целью привлечения новых партнёров к благотворительности
Оценка эффективности реализации программы
Методы оценки эффективности данной программы могут включать:
- аналитический отчет о проделанной благотворительной работе с приложением фото- и видеоматериалов, презентаций и личных портфолио детей с ограниченными возможностями здоровья;
- статистические данные: о количестве проведённых благотворительных мероприятий, участниках акций, количестве детей и педагогов, получивших материальную поддержку;
- финансовый отчёт о количестве приобретённого оборудования и оснащения для учебных кабинетов, для творческих занятий, досуговых и массовых мероприятий, посещений детей-инвалидов на дому (с обоснованием эффективности);
- анкетирование благополучателей и педагогов об удовлетворенности уровнем реализации акций в рамках проекта;
- количество и качество выпускаемой методической продукции по результатам благотворительных акций — востребованность описываемого опыта;
- доля социально-значимых акций от общего количества мероприятий;
- аналитические справки и результаты коллективной рефлексии по итогам отдельных мероприятий;
- частота публикаций анонсов и результатов конкретных дел в региональных СМИ и Интернет (сайт ДДТ, социальные сети);
Ресурсы учреждения
Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования «Дом детского творчества», отдел по работе с детьми с ограниченными возможности здоровья располагает достаточными средствами и возможностями для реализации данной программы:
- имеются помещения для реализации проекта (здания, учебные кабинеты, актовый зал, оборудование, территория);
- работают опытные педагогические кадры;
- сформирован банк дополнительных образовательных программ; планов и положений мероприятий, сценарии мастер-классов, досуговых и массовых благотворительных мероприятий;
- ведется методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса;
- укомплектована специалистами психолого-педагогическая служба;
- есть контингент детей с ограниченными возможностями здоровья от 4 до 18 лет;
- все работники ДДТ и социальные партнеры готовы помочь детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Сотрудничество в рамках программы рассчитано на один год согласно плану мероприятий, который можно корректировать с учётом новых требований и возможностей.
Литература:
1. Ромашина Н. Ф. Внеклассные мероприятия в игровой форме М.: Глобус, 2007;
2. Титов С. В. Ура, каникулы! — М.: ТЦ Сфера, 2001;