Волонтерство как средство социализации молодежи с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (545) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 12.11.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Воронов, Н. А. Волонтерство как средство социализации молодежи с ограниченными возможностями здоровья / Н. А. Воронов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 46 (545). — URL: https://moluch.ru/archive/545/119180/ (дата обращения: 21.11.2024).



Данная работа рассматривает вопросы такого способа социализации молодежи с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), как волонтерство, а так же затрагивает особенности работы и помощи детям, которым повезло чуть меньше, чем остальным детям — предполагается акцентировать внимание на проблемах с социализацией, которые непременно настигают такую группу населения, и как волонтерство помогает значительно уменьшить трудности межличностных и профессиональных (если касаться профессионального будущего таких детей) отношений между детьми с ОВЗ и их здоровыми сверстниками.

Ключевые слова: волонтерство, дети с ОВЗ, социализация, волонтерская деятельность, развитие, адаптация, помощь.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в России — это сложная и многогранная проблема, требующая комплексного решения, выходящего далеко за рамки простого предоставления образовательных услуг. Несмотря на заявленные государством усилия, ситуация остается напряженной.

Недостаток ресурсов, несовершенство законодательной базы и укоренившиеся стереотипы общества создают значительные препятствия для полноценной интеграции детей с ОВЗ в социум. Число таких детей, к сожалению, неуклонно растет, что обуславливает необходимость разработки и реализации более эффективных стратегий.

Около 90 тысяч детей в России, по официальным данным (хотя реальные цифры могут быть значительно выше, учитывая сложности диагностики и регистрации), сталкиваются с нарушениями физического статуса, существенно ограничивающими их мобильность и доступ к образованию, культуре и другим аспектам общественной жизни [1].

Эта проблема затрагивает не только детей с видимыми физическими ограничениями, но и детей с нарушениями слуха, зрения, речи, аутистическим спектром расстройств, с интеллектуальными нарушениями и другими формами ОВЗ.

Каждый случай уникален, требует индивидуального подхода и специализированной поддержки. Существующие учреждения, такие как школы-интернаты, дома-интерната для детей-инвалидов и коррекционные школы, часто оказываются неспособными обеспечить полноценную социализацию. Они, вместо интеграции, нередко способствуют усилению социальной изоляции, лишая детей возможности естественного взаимодействия со сверстниками без ОВЗ. Это приводит к формированию замкнутых сообществ, усиливая чувство отчужденности и снижая шансы на успешную адаптацию во взрослой жизни. Проблема усугубляется доминированием медицинской модели инвалидности в российской социальной политике.

Инвалидность рассматривается прежде всего как медицинская проблема, требующая лечения и коррекции, а не как вариация человеческой нормы, требующая адаптации среды и общества к потребностям человека [2].

Этот подход подразумевает пассивную роль самого человека с ОВЗ, отводя ему позицию «пациента», а не «активного участника» общества. В результате, внимание фокусируется на устранении «дефекта», а не на развитии потенциала и способностей ребенка. Это приводит к ограничению жизненных возможностей, социальной дезадаптации и формированию чувства собственной неполноценности. Необходим переход к социальной модели инвалидности, которая фокусируется на создании условий, позволяющих людям с ОВЗ жить полноценной жизнью, участвовать в общественной жизни и реализовывать свой потенциал. Это подразумевает адаптацию среды (безбарьерная среда, доступные информационные ресурсы, инклюзивное образование), изменение общественных установок (борьба со стигматизацией, пропаганда инклюзии) и развитие специализированных служб поддержки (ранняя помощь, реабилитация, психологическая поддержка).

Инклюзивное образование, где дети с ОВЗ обучаются вместе со сверстниками без ОВЗ, является одним из ключевых элементов социальной модели. Однако, для успешной реализации инклюзии необходимо обеспечить достаточное количество квалифицированных специалистов (логопедов, сурдопедагогов, тифлопедагогов, психологов), адаптированные учебные материалы и специальные технические средства. Кроме того, важно подготовить педагогический состав к работе в инклюзивной среде, обучив их методикам работы с детьми, имеющими различные специфические образовательные потребности.

Также необходимо усилить роль родителей в процессе социализации детей с ОВЗ. Родительские объединения и группы взаимопомощи играют важную роль в обмене опытом, получении необходимой информации и поддержке друг друга. Государство должно содействовать развитию таких организаций, предоставляя им необходимые ресурсы и поддержку. В заключение, решение проблемы социализации детей с ОВЗ требует системного подхода, основанного на принципах социальной модели инвалидности, инклюзивного образования и активного включения родителей и общества в этот процесс.

Только комплексное решение проблемы, включающее законодательные изменения, финансовые вложения, профессиональную подготовку специалистов и изменение общественного мнения, может обеспечить полноценную жизнь детям с ограниченными возможностями здоровья в России [3].

Доступ к специальной помощи: Волонтеры, прошедшие специальную подготовку, могут оказывать соответствующую помощь детям с ограниченными возможностями, используя конкретные методы и методы нравственного воспитания. Участие в волонтерской деятельности помогает молодым людям с ограниченными возможностями развить коммуникативные навыки, набраться сил и получить ценный опыт взаимодействия с другими людьми.

Волонтерские проекты позволяют молодежи с ограниченными возможностями работать в команде, участвовать в сотрудничестве и развивать чувство принадлежности. Можно также сказать о развитии умений полноценно планировать жизненные перспективы, что создает основу для самостоятельности ребенка-инвалида, его трудовой деятельности, способности адаптироваться к жизни и рынку труда.

Многие образовательные организации нашей страны активно используют технологии проектирования. технология развития волонтерской деятельности. В связи с этим участие молодого поколения в важной общественной деятельности и реализации социальных проектов позволяет решить следующие образовательные задачи:

– привлечь внимание молодежи к актуальным социальным проблемам местного сообщества;

– вовлекать детей и молодежь в реальную деятельность. возможность решить одну из этих задач самостоятельно бесплатно.

Основная проблема детей-инвалидов — нарушение связи с миром, отсутствие общения со сверстниками и взрослыми, ограниченность общения с природой и культурными ценностями. Частью решения этой проблемы является привлечение ребенка к развлекательной деятельности путем организации совместных занятий «особых детей» со здоровыми детьми.

Волонтерство помогает молодым людям с ограниченными возможностями развивать навыки планирования и ориентироваться на будущее, что является важным требованием для их самостоятельной жизни и адаптации к рынку труда. Пространство общественных молодежных организаций предлагает молодым людям с ограниченными возможностями возможность получить базовые социальные и профессиональные знания, которые могут стать залогом успешного начала работы и карьеры.

С 2019 года волонтерский отряд «Рука Помощи» работает в Волгоградской области, где в волонтерских акциях участвуют дети с ограниченными возможностями, а также здоровые сверстники [3].

Всероссийское общество глухих (ВОГ) активно привлекает волонтеров с проблемами слуха к различным мероприятиям, в том числе к организации «Амбилимпийск» в России. Движение волонтеров «Даниловцы» в семейном центре «Дом ребенка» организует поездки с детьми и оказывает необходимую помощь по уходу. Благотворительный фонд «Сила в детях» оказывает поддержку семьям детей с ограниченными возможностями путем организации реабилитационных программ и мероприятий.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья — сложная задача, требующая совместных усилий образовательных учреждений, государства и общества. Волонтерство является важной частью этого процесса, открывающим новые возможности для развития, социализации и признания детей с ограниченными возможностями.

Литература:

  1. Волонтерство как способ социализации подростков. [Электронный ресурс]. -URL: https://scienceforum.ru/2020/article/2018023248
  2. Детские благотворительные фонды России. [Электронный ресурс]. — URL: https://movementup.ru/detskie-blagotvoritelnye-fondy-rossii/
  3. Устинова Ю. Г. «Волонтерское движение как средство эффективной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья». [Электронный ресурс]. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/volonterskoe-dvizhenie-kak-sredstvo-effektivnoy-sotsializatsii-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, возможность, ограниченная возможность здоровья, Россия, волонтерская деятельность, инклюзивное образование, общественная жизнь, полноценная жизнь, рынок труда, социальная модель инвалидности.


Похожие статьи

Задать вопрос