Проблемы и особенности социализации подростков 14–18 лет, состоящих в волонтёрских организациях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (519) май 2024 г.

Дата публикации: 16.05.2024

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Никитина, Н. А. Проблемы и особенности социализации подростков 14–18 лет, состоящих в волонтёрских организациях / Н. А. Никитина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 20 (519). — С. 570-572. — URL: https://moluch.ru/archive/519/114176/ (дата обращения: 16.12.2024).



Социализация подростков в современном обществе остаётся одним из самых обсуждаемых и актуальных вопросов. Они остро ощущаются при попытках решить проблемы подросткового возраста, когда молодые люди стремятся вести самостоятельную жизнь, вырвавшись из-под опеки и надзора, не приобретя достаточного жизненного опыта.

Происходит процесс потери авторитета не только «родителей», но и взрослых, более опытных людей. Подростки не принимают мир, который им пытаются «навязать» взрослые, негативно относятся к обычаям и традициям старших, так как не понимают их значения. В результате подростки часто обращаются к сверстникам за советом, как поступить в той или иной ситуации. Авторитет сверстников начинает превалировать над авторитетом родителей, взрослых и учителей.

Каждый человек подвержен социализации, особенно в раннем детстве, юности и подростковом возрасте. В принципе, в процессе социализации всегда присутствует конфликт, который является внутренним и не всегда полностью разрешимым. Это конфликт между процессом адаптации к обществу и процессом отделения от общества. Трудное балансирование между этими двумя аспектами происходит в подростковом возрасте. Этот возраст часто называют переходным, поскольку он является переходом от детства к подростковому возрасту. Этот период подросткового возраста обычно описывается как «полувзрослый» или «полуребенок». У «полувзрослого» быстро растут физические и умственные силы и потребности, в то время как у «полуребенка» ещё очень ограниченные возможности и жизненный опыт, чтобы полностью удовлетворить свои неограниченные потребности и запросы. Именно поэтому этот возраст считается противоречивым и трудным для образовательной деятельности и «успешной» социализации. В данный период подростки чаще сталкиваются со следующими проблемами:

  1. Отключение от реальности. Интернет, социальные сети и т. д. ведут к тому, что многие молодые люди не имеют реальных контактов во внеучебной среде или слабо осознают, как выглядят реальные проблемы в нашем обществе.
  2. Стремление компенсировать неуверенность. Многие подростки сталкиваются с проблемой низкой самооценки и компенсируют её за счёт деятельности во внешнем мире, которая на самом деле может быть неэффективной и не продвигать их настоящие интересы.
  3. Проблемы социализации в группе. В целом, молодёжь сейчас более знакома с использованием интернета, но социализация, например, в команде может вызвать некоторые проблемы, такие как отсутствие уверенности, страх перед незнакомыми людьми, проблемы взаимодействия в группе.
  4. Общение со сверстниками — основная проблема многих подростков. Взаимоотношения между подростков и его товарищами имеет важную составляющую его жизни. От этого зависит все аспекты поведения подростка и его деятельности. А также, будет ли подросток замкнут в себе или же нет, станет он экстравертом или интровертом.
  5. Одиночество: подростки часто могут испытывать чувство одиночества. Причины разные: в основном, они не могут «завязать» разговор и установить контакт с человеком из-за своей крайне заниженной самооценки, критичному подходу к себе, также в силу недоверия к людям или из-за того, что не верят в свои возможности в тех или иных ситуациях.
  6. Отношения со взрослыми: ещё её называют проблему «отцов и детей». Чаще всего возникает из-за того, что взрослым трудно понять мир подростка, они имеют примитивные и чаще всего ложные представления о мотивах и переживаниях подростка. Как известно, у подростков имеется противоречивая черта: с одной стороны — они хотят независимость от взрослых, но с другой стороны — они ждут поддержки, одобрения и некой помощи от взрослых. Здесь важно не столько возможность независимости, сколько возможность того, чтобы права подростка ставили на ровне с правами взрослого.
  7. Самопознание и самореализация в обществе: в подростковом возрасте часто происходит процесс самореализации, самопознания и самооценки. Для младших и более старших подростков характерно переживания, которые связаны с личным отношением к себе, к своей собственной личности. Чаще всего, данные переживания оказываются отрицательными и их количество растёт с взрослением подростка [4].

В разные периоды жизни существуют общие опасности, которые оказывают сильное влияние на дальнейшую социализацию личности. В подростковом возрасте это алкоголизм, курение, наркомания, безнравственность, одиночество, издевательства и вовлечение в антисоциальные и преступные группы.

Молодой разум способен обрабатывать и усваивать огромное количество информации. В этот период развивается критическое мышление, стремление самостоятельно оценивать явления, поиск аргументов и оригинальных решений. С другой стороны, в этой возрастной группе сохраняется некоторое доколониальное мышление. Это связано с тем, что период активной творческой деятельности сталкивается с ограниченностью практической и творческой деятельности и неполной включенностью человека в систему общественных отношений. Другими словами, в поведении молодёжи наблюдается прекрасное сочетание противоречивых свойств и качеств. Идентификационные усилия и изоляция, конформизм и негативизм, подражание и неприятие общепринятых норм, коммуникативные усилия и замкнутость, отстранённость от внешнего мира.

Некоторые из этих проблем может решить сама молодёжь, но другие можно решить только с помощью более опытных людей, т. е. взрослых.

Именно через участие молодёжи в волонтёрской и добровольческой деятельности, можно получить следующий результат [5]:

  1. Удовольствие от деятельности. Волонтёрская деятельность может принести огромное удовольствие и радость, если молодой человек действительно интересуется деятельностью организации.
  2. Использование современных технологий. Современные технологии (такие как социальные сети) могут использоваться в волонтёрской работе для привлечения новых участников и координации деятельности.
  3. Участие в глобальной среде. Волонтёрская деятельность может помочь молодым людям ощутить свою значимость в масштабах мира и внести свой вклад в социальную жизнь.
  4. Общение со сверстниками: в процессе волонтёрской и добровольческой деятельности, подросток общается со своими товарищами.
  5. Одиночество: проблему одиночества также можно преодолеть в процессе участия подростков в волонтёрской деятельности. Подросток, вступая в организации добровольческого типа, начинает процесс общения и коммуникации с командиром, участниками и другими волонтёрами организации.
  6. Отношения со взрослыми: данную проблему также можно решить в процессе участия подростков в волонтёрских отрядах. Подросток, вступая в данные организации, начинает общение не только со сверстниками, но и со взрослыми, которые имеют больше жизненного опыта. Подросток учится общаться и понимать взрослых, а взрослый в свою очередь понимать мир подростка.
  7. Самопознание и самореализация в обществе: подросток, который участвует в деятельности волонтёрских организаций, имеет большие возможности реализовать себя в обществе. Подросток постоянно проводит самоанализ своих действий, совершенствуется и улучшает свои личностные качества.

Таким образом, социализация молодёжи 14–18 лет, состоящих в волонтёрских организациях, может быть как сложной, так и интересной. Главным фактором успеха является подбор обязательств, которые заинтересуют молодых людей и помогут им расти в качестве людей и способных граждан.

Литература:

  1. Волохов А. В. Социализация ребенка в детских общественных организациях / А. В. Волохов // Текст научной статьи по специальности «Социологические науки» — Ярославль, 1999.- С. 205–223.
  2. Волосков И. В. Особенности социализации учащейся молодежи / И. В. Волосков // Социологические исследования. — 2009. № 6. С. 107–109.
  3. Игдырова С. В., Чикляукова Е. В., Мукминов Р. Р. Развитие социальной активности молодежи в системе волонтерской деятельности / С. В. Игдырова, Е. В. Чикляукова, Р. Р. Мукминов // Проблемы современной науки. 2013. № 7–1. С. 81–87.
  4. Ковалева, Т. В. Подростки смутного времени (к проблеме социализации старшеклассников) / Т. В. Ковалева, О. К. Степанова. — Текст: непосредственный // Социологические исследования. — 1998. — № 8. — С. 57–64.
  5. Мотивация участия молодежи в волонтерском движении / Т. Г. Нежина [и др.]; под. ред. Т. Г. Нежиной // Вопросы государственного и муниципального управления. 2018. № 3. С. 49–71.
  6. Рубчевский К. В. Формы прохождения социализации личности / К. В. Рубчевский // Психологическая наука и образование. 2002. Том 7. № 2. С. 86–92.
  7. Топилина Е. С. Особенности социализации молодого поколения в современной России / Е. С. Топилина // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2006. № 3, С.140–144.
  8. Холина О. И. Волонтерство как социальный феномен современного российского общества / О. И. Холина // Теория и практика общественного развития. 2011. — № 8. — С. 71–71.
Основные термины (генерируются автоматически): подростковый возраст, подросток, взрослый, волонтерская деятельность, внешний мир, добровольческая деятельность, жизненный опыт, мир подростка, общество, процесс участия подростков.


Похожие статьи

Особенности психологической адаптации подростков с ОВЗ в образовательной среде

Формирование социально-бытовых навыков младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната

Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у слабослышащих детей младшего школьного возраста на коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке

Особенности развития коммуникативных навыков детей с РАС в условиях учреждения социального обслуживания

Особенности логопедической работы с детьми раннего возраста с задержкой психического развития в условиях реабилитационного центра

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Выявление и поддержка творчески одаренных детей в рамках дошкольного образования

Обеспечение межведомственного подхода к вопросу социализации молодых людей с интеллектуальными нарушениями

Введение элементов экологического воспитания в процесс формирования социально-адаптивных навыков у детей-сирот с нарушением интеллекта

Особенности профориентационной работы с леворукими подростками в школе

Похожие статьи

Особенности психологической адаптации подростков с ОВЗ в образовательной среде

Формирование социально-бытовых навыков младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната

Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у слабослышащих детей младшего школьного возраста на коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке

Особенности развития коммуникативных навыков детей с РАС в условиях учреждения социального обслуживания

Особенности логопедической работы с детьми раннего возраста с задержкой психического развития в условиях реабилитационного центра

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Выявление и поддержка творчески одаренных детей в рамках дошкольного образования

Обеспечение межведомственного подхода к вопросу социализации молодых людей с интеллектуальными нарушениями

Введение элементов экологического воспитания в процесс формирования социально-адаптивных навыков у детей-сирот с нарушением интеллекта

Особенности профориентационной работы с леворукими подростками в школе

Задать вопрос