В статье авторы рассматривают вопросы, связанные с проблемой того, что на протяжении последних лет число отчисляемых из военных образовательных организаций высшего образования становится всё больше при росте уровня потребности в качественно подготовленных кадрах для воинских формирований, раскрывают некоторые факторы и причины, влияющие на данный процесса, а также предлагают возможные пути решения.
Ключевые слова: обучение, подготовка, развитие, адаптация, мотивация к военной службе, качества, непривычные условия, военный институт, военное образование.
Актуальность представленной проблемы исследования обусловлена тем, что на протяжении последних лет фиксируется высокий уровень потребности в качественно подготовленных кадрах для Вооруженных Сил и других воинских формирований. Сегодня подготовка офицерских кадров является одной из наиболее важных проблем для государственной военной организации России, так как она затрагивает общественно-политическую жизнь и безопасность государства. Хотелось бы обратить внимание на то, что армия является одним из наиболее закрытых государственных институтов, и проведение некоторых научных исследований затруднены. С одной стороны, это вполне обоснованно, учитывая задачи, стоящие перед военной организацией.
Объектом представленного в статье исследования является образовательная среда военных институтов на современном этапе, а рассматриваемым предметом является мотивация курсантов в процессе обучения в военных учебных заведениях. Целью же данной статьи можно определить рассмотрение некоторых основных причин отчисления курсантов военных институтов и поиск путей решения данной проблемы.
В настоящее время обстановка в стране и за рубежом остаётся напряженной, вследствие чего возрастает востребованность в подготовке не просто офицерских кадров, а высококвалифицированных: способных умело управлять личным составом, быстро принимать правильное решение в условиях изменяющейся обстановки, способных выполнять сложные задачи в любых сложившихся ситуациях.
Для достижения данной цели необходимо качественно готовить будущих офицеров, формировать знания, умения и навыки, позволяющие соответствовать данным квалификационным требованиям. Привитие необходимых морально-боевых и психологических качеств играет в современной сложной обстановке одну из ведущих ролей. Проблема в том, что привитие этих качеств сопряжено с тяжелейшими нагрузками в условиях, которые не соответствуют жизни в «зоне комфорта» и «тепличных условиях», к которым привыкли многие абитуриенты, поступающие в институты.
Перед поступлением в военные вузы некоторые абитуриенты не в полной мере представляют особенности выбранной ими профессии, а также специфику, в которой протекает процесс обучение в военном институте, не имеют достаточной мотивации для получения знаний в непривычных условиях, уезжают уже в первый же день после нахождения на абитуриентских сборах. После поступления в военный вуз к еще вчерашнему школьнику начинают предъявляться требования, которых он не знал и к которым он не готов, на него оказывается воздействие множества факторов, связанных с особенностями военного обучения и военной службы [2].
Первичная трудность, с которой сталкивается курсант 1 курса, является физиологическая адаптация, связанная с изменением всего организма под условия армейской жизни: изменение климата и географических условий (если курсант из другого региона); физические и морально-психологические нагрузки; изменения в питании, режиме труда и отдыха; факторы сна и бодрствования при несении службы внутренней или караульной и т. д.
Но это только начальный этап, в дальнейшем же мы видим тенденцию того, что уже поступившие в военные институты курсанты отчисляются по разным причинам и относительно в большом количественном соотношении. Это уже связано с трудностями социально-психологической и профессиональной адаптации, которые присутствуют на протяжении всего периода обучения в военном учебном заведении и от успешности преодоления которых зависит конечный результат в получении военного образования. От уровня профессиональной адаптации, предполагающей овладение навыками учебной деятельности, зависят позитивные изменения, влияющие на развитии личности курсанта как будущего офицера [1].
Статистика показывает, что к сожалению, уровень подготовки офицерских кадров не в полном объеме отвечает предъявляемым современным требованиям как в количественном, так и в качественном отношении, хотя материальные затраты на подготовку военного специалиста в несколько раз превышают затраты на подготовку гражданского лица. Обращает на себя внимание возросшее количество отчислений курсантов из военных вузов по причине нежелания учиться и недисциплинированности, что ведет за собой значительные материальные убытки государства из-за нарушений военными обязательств прохождения военной службы в течение установленного срока по контракту. В военные институты часто приходят молодые люди, имеющие недостаточную профессиональную мотивацию, негативные взгляды, наклонности и привычки.
Кроме перечисленных причин отчисления, одной из основных также является неспособность курсантов в полном объеме овладевать образовательной программой и их низкая успеваемость. Следовательно, для решения данной проблемы на этапе отбора кандидатов для поступления в военные институты необходимо уделять особое внимание, кроме мотивации получения высшего образования по специальности и стремления в дальнейшем служить в силовых структурах, еще и уровню интеллектуальных способностей абитуриентов.
Каковы же основные, наиболее значимые факторы воздействия, влияющие на курсанта как объекта военно-педагогического процесса и приводящие его к желаю отчислиться?
Проведенные исследования позволяют сделать выводы, что к некоторым из них можно отнести (рис. 1):
Рис 1. Причины отчисления курсантов за 2020 год
- Сомнения в правильности выбранной профессии и специальности, осознание того, что результат обучения — получение офицерского звания, служба в силовых структурах не является желаемой целью.
- Нехватка «внутренних ресурсов» как моральных, так психологических и физических в период адаптации.
- Отсутствие «зоны комфорта гражданской жизни».
- Ощущение того, что курсант не имеет свободы, теряет свою молодость, так как процесс обучения проходит в условиях проживания в казарме и на закрытой территории.
- Ошибочное стремление заработать больше денег, нежелание видеть перспективу.
- Столкновение и употребление «запрещённых» веществ и препаратов.
Изучив ряд статистических данных по отчислению курсантов военных институтов за 2020 год, можно сделать вывод, что одной из главных причин, играющих значимую роль в решении отчислиться, является также влияние внешних факторов, негативно воздействующих на сознание обучающихся.
Рассматриваемая нами тема сложна и многогранна. Решение данной проблемы, т. е. уменьшение количества желающих отчислиться курсантов из военных институтов, нам видится [3]:
— в учете командирами курсантских подразделений влияния специфики военного вуза на адаптационный период курсанта, так как именно в данном возрасте (17–25 лет) происходит интенсивное созревание организма, развитие человека достигает максимума, а личность выступает как объект и субъект образовательного процесса;
— в формировании в процессе обучения в военном вузе совокупности необходимых профессионально-важных качеств будущего офицера: личностных, интеллектуальных, психофизиологических, физических, которые будут способствовать успешности обучения и профессиональной деятельности;
— в создании благоприятных условий для качественного обучения и подготовки к самообразованию будущих офицеров;
— в проведении командирами и преподавателями военного института индивидуальной работы с курсантами, основанной на знании характерных особенностей возраста обучаемых: оптимизм, веру в собственные силы, чувство товарищества, собственного достоинства, искренность, стремление к самостоятельности, показ своих положительных качеств, любознательность, широту интересов, впечатлительность, повышенную эмоциональность, категоричность, поспешность в принятии решений;
— в поощрении курсантов в их разумной инициативе в воинской службе, учебной деятельности, а также при решении сложных учебно-познавательных задач и оказании им помощи в преодолении ошибок и промахов [4].
Литература:
- Гнатышина Е. А., Уварина Н. В., Савченков А. В. Характеристика адаптационных процессов в вузе в условиях социокультурной динамики: сравнительный анализ адаптационных процессов иностранных и отечественных студентов вуза // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2018. Т. 10. № 2. С. 34–43.
- Долгова В. И. Власенко Е. А. Системообразующая роль мотивационного компонента в структуре психологической готовности старшеклассников к службе в армии // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2016. № 10. С. 147–153.
- Лазукин В. Ф. Теоретические основы и прикладные аспекты образовательного процесса военного инженерного вуза. Монография. Воронеж: ВВАИУ, 2006. С. 193.
- Рябуха Е. В. Содержание и основные направления воспитательной работы преподавателя военного института войск национальной гвардии // Проблемы современного педагогического образования. — Ялта, 2016. — Выпуск 53. Часть IV. — 200–206 с.