Мотивация — то, что заставляет человека достигать поставленных целей. Мы исследовали проблему низкого уровня мотивации курсантов, при проведении занятий по дисциплине огневая подготовка, рассмотрели факторы, влияющие на мотивацию курсантов, и дали определенные рекомендации, позволяющие найти подход к каждому обучающемуся и проводить занятия более продуктивно.
Ключевые слова: мотивация, профессиональная подготовка, воспитание, педагогическая методика, психология.
Motivation is what makes a person achieve their goals. We investigated the problem of the low level of motivation of cadets when conducting classes in the discipline «fire training», considered the factors that affect the motivation of cadets, and gave certain recommendations that allow us to find an approach to each student and conduct classes more productively.
Keywords: motivation, professional training, education, pedagogical methods, psychology .
Ежедневно десятки тысяч преподавателей сталкиваются с такой проблемой как отсутствие заинтересованности и мотивации к изучению предмета студентами. Осознание необходимости изучения в должной мере специальных предметов приходит уже на этапе применения их на практике. Если, по окончании высшего учебного заведения, выпускник удовлетворительно усвоил некоторые теоретические учебные дисциплины, у него есть шанс повысить свой уровень теоретических знаний за счет той практической деятельности, которую он будет осуществлять в своей профессии, то как же быть со специальными практическими дисциплинами, от которых, в первую очередь, зависит личная безопасность и жизнь будущего сотрудника?
В данной публикации мы рассмотрим проблему мотивации курсантов к изучению и совершенствованию знаний и умений специальной дисциплины — огневая подготовка.
Чтобы понимать суть проблемы, необходимо обратиться к определению термина «мотивация».
«Мотивация» образует достаточно широкий спектр понимания, при изучении научной литературы мы выявили несколько определений данного концепта. Наиболее полно данный термин раскрывается при определении мотивации, как системы, имеющей побуждающие процессы, которые непосредственно направлены осуществление каких-либо действий или деятельности, целью которых является достижение определенных целей, удовлетворение потребностей и желаний, интересов и мотивов.
На сегодняшний день проблема мотивации человека находится в стадии активного изучения различными научными направлениями [3]. Нами было изучено множество теоретических подходов к проблеме мотивации людей молодого возраста. На основе изученных материалов и практических знаний работы с курсантами военизированных вузов, необходимо разработать универсальный алгоритм мотивации курсанта к изучению дисциплины огневая подготовка и желанию совершенствования ранее полученных навыков в точной, скоростной и безопасной стрельбе, умению быстро и правильно исправлять задержки при стрельбе, готовности сознательно действовать в экстремальных ситуациях, при которых есть необходимость применения физической силы или огнестрельного оружия.
Для того, чтобы мотивировать молодых людей и уметь правильно донести до них информацию, необходимо взять за основу такие науки как психология и педагогика [2]. С точки зрения психологии мотивами могут быть как внешние, так и внутренние стимулы или же потребности, которые непосредственно влияют на поведение человека и его желание заниматься определенной умственной или физической деятельностью. Данные потребности принято рассматривать как составную структуру, иерархию потребностей. В рамках научных исследований А. Маслоу [7], Б. И. Додонова [4], структура мотивации обретает образ устойчивого ряда элементов, находящихся в единстве и определяющих целостность мотива.
Б. И. Додонов определяет четыре составляющих структуры мотивации
- Получение удовольствия от совершения факта деятельности;
- Степень значимости для определенной личности результата выполняемой деятельности;
- Вознаграждение за выполняемую деятельность, как «мотивирующая» сила;
- Психологическое давление, принуждающие к деятельности.
Рассматривая данные структурные элементы, можно увидеть внутренние и внешние факторы воздействия. Третий и четвертый компоненты структуры отвечают за внешние факторы воздействия на мотивацию, так как являются отражением отрицательных и положительных воздействий (поощрение или наказание), изначально или в последствии перерастающие в негативное отношение к деятельности и предмету в целом.
Первые два фактора являются внутренними, упор на которые в своей деятельности педагог должен сделать. Именно внутренние факторы будут воздействовать на оценку значимости для курсанта дисциплины (нравится она ему или нет).
Преобладание внутренних или внешних факторов курсантов учебной группы будет относительно одинаково, в связи с тем, что курсанты проходят определенный психологический, физический и учебный отбор перед поступлением, в связи с этим преподавателю будет проще найти подход к мотивации изучения предмета обучающимися.
В первую очередь педагог должен выступать в роли наставника, наладить доверительные отношения с каждым из курсантов, что облегчит донесение педагогом материала до курсантов.
При проведении первого занятия педагогу необходимо узнать о мотивах поступления курсантов в данное учебное заведение, позволяя таким образом курсантам самим дать положительный ответ о важности и необходимости изучения тактики проведения специальных операций для эффективного осуществления профессиональной деятельности.
Одним из наиболее мотивирующих методов в педагогической практике является ориентация хода занятия не на оценку, а на результат [6]. Несколько занятий можно интегрировать в соревновательную форму, так как социальный фактор имеет немаловажное значение, результатом воздействия которого является улучшение показателей в теоретических знаниях, а также практических навыков.
Бывает сложно мотивировать курсанта, который в первые занятия не достиг определенных результатов. Так бывает, когда на первых занятиях по каким-то причинам у курсанта не получается качественно выполнить задание преподавателя и под давлением социального фактора (более «успешных» курсантов) он отказывается совершенствовать свои навыки и всеми способами пытается избежать этакого «общественного порицания». В данной ситуации необходимо уделить чуть больше внимания обучающемуся, подобрать упражнения, которые помогут исправить эту ситуацию, например, дать дополнительные материалы для более глубокого изучения дисциплины, предложить изучить мультимедийные материалы по теме. Курсант должен понимать, что в дальнейшем у него получится повысить свои навыки, а может даже преуспеть в обучении, таким образом мы получаем мотивированного на изучение дисциплины обучающегося.
Немаловажную роль играет формирование позитивного отношения курсантов к выбранной профессии, так преподаватель должен демонстрировать важность и нужность профессии полицейского, заостряя внимание на вопросах, связанных непосредственно с профессиональной компетенцией курсантов.
Таким образом, при использовании данных приемов педагогом в ходе проведения занятий по огневой подготовке, курсанты смогут получать новые знания, испытывая при этом только положительные эмоции, они будут мотивированы на достижение результата в профессиональной деятельности, а педагог будет пользоваться их уважением.
От достижений курсантов в учебной деятельности напрямую зависит формирование профессионального облика сотрудника полиции в будущем, поэтому преподавателю необходимо также быть высококлассным специалистом в своей области, помогая обучающимся достигать все новых и новых высот в освоении профессии полицейского.
Литература:
- Басина Т. А. Особенности учебной мотивации курсантов ведомственной образовательной организации // Психопедагогика в правоохранительных органах 2017 № 1(68). С. 18–68
- Волкогонова О. Д., Зуб А. Т. Управленческая психология: Учебник. — М.: И.Д. «Форум»; НИЦ «ИНФРА-М», — 2019. 352с.
- Генкин Б. М. Мотивация и организация эффективной работы (теория и практика: монография / Б. М. Генкин — 2-е изд., испр. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2020. С. 132
- Додонов Б. И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы психологии. 1984. № 4.
- Жданова И. В., Ластовец И. В. Особенности личностного развития курсантов МВД и психологические условия его гармонизации // Психопедагогика в правоохранительных органах 2014 № 3(59)
- Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. — М.: Просвещение, 2008. — 284 с.
- Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2008.