Образование во все времена и для всех народов являлось абсолютной ценностью. Этим объясняется постоянно возрастающая роль образования в развитии личности, общества и государства.
Эпоха глобализации и информатизации ещё более актуализирует образовательную составляющую в подготовке человека к жизни в быстро меняющемся мире. Творческий потенциал человека становится основной производительной силой, что означает усиление роли человеческого фактора. Педагогика нового времени на первый план выдвигает способность личности самосовершенствоваться, а обучающийся человек перемещается в центр педагогического пространства. Остаётся в прошлом представление об образовании как относительно непродолжительном и законченном процессе в начале жизни человека. Новое время требует иного качества подготовки специалистов, чем раньше. Становятся всё более очевидными ограниченность и недостаточная эффективность прежних форм и способов обучения взрослых людей. Вот почему поиск наиболее эффективных и оптимальных в конкретных исторических условиях теоретических и технологических подходов к обучению этой категории людей является одним из важнейших факторов, способствующих развитию всей образовательной сферы.
В общей системе образования важное место занимает военное образование. Этот статус определяется той ролью, которую играет военная сфера в современной жизни общества. Эра постиндустриализма в условиях глобализации порождает не только новые формы и виды соперничества, но и формирует новейший класс оружия, новейшие условия его воспроизводства, применения и новые организационные структуры. Всё это выдвигает новые требования к национальным вооружённым силам, к качеству подготовки личного состава и прежде всего офицерских кадров.
Военные действия, которые проводили США в последние годы на территориях Югославии, Афганистана, Ирака показали, что на наших глазах формируется новый тип войн — войны нового поколения. Характерные черты такой войны уже достаточно отчётливо просматриваются. Это войны бесконтактные, направленные на разгром экономического потенциала противника и не требующие большого временного периода. Они могут начаться и закончиться компактно. Эти войны будут вестись специально созданными разведывательными ударными боевыми системами. Принципиально меняется роль видов и родов войск, требуется совершенно другая система противовоздушной обороны. Таким образом, войны нового типа будут идти в другом масштабе, в других координатах. Это требует адекватной военно-профессиональной подготовки офицерского состава, составляющего костяк любой армии.
Основы профессионализма офицерского состава закладываются в высших военно-учебных заведениях (вузах), где курсанты (слушатели) овладевают разнообразными знаниями, формируют умения, навыки и качества, необходимые для последующей войсковой деятельности. Опыт работы в системе военного образования, регулярное изучение отзывов на выпускников из войск, работа с выпускниками, окончившими военно-учебные заведения, а также изучение зарубежного опыта подготовки офицеров, позволяют сделать вывод о том, что качество подготовки военных специалистов МО РФ понизилось в последние годы. В системе подготовки офицеров имеют место серьёзные проблемы, среди которых, например, снижение уровня военно-профессиональной компетентности и психолого-педагогической подготовленности выпускников высших военно-учебных заведений. Военно-профессиональная подготовка офицерского состава, как по исходным принципам, так по структуре и содержанию, в современных условиях должна претерпеть существенные изменения. Сегодня нужны новые подходы к ней, способствующие приросту креативного потенциала личности военнослужащего, позволяющие обучающемуся и обучающему оперативно и эффективно адаптироваться к новым условиям существования, ускоренно овладевать новыми знаниями [1].
В современных условиях в военно-педагогическом процессе недостаточно учитывается тот факт, что обучающиеся в ВУЗах являются взрослыми людьми, имеющими определённый жизненный опыт. Внедрение андрагогического подхода в военно-профессиональной подготовке курсантов (слушателей) высших военно-учебных заведений МО РФ является одним из возможных путей повышения эффективности обучения и воспитания офицерского состава. Андрагогический подход является производным от андрагогики — области знания, претендующей на статус науки об обучении взрослых людей и представляет собой совокупность (систему) её основных положений, закономерностей, принципов, методов и приёмов, используемых применительно к чему-либо, в чём-либо. В нашем случае — в военно-профессиональной подготовке курсантов (слушателей) высших военно-учебных заведений. Андрагогика как наука весьма молода и находится в периоде своего окончательного формирования. Поэтому все её положения, закономерности воспринимаются ещё настороженно, а порой на самом деле ещё спорны. Несмотря на это образование взрослых появилось конечно же давно, по крайней мере хронологически раньше, чем образование детей. Элементы андрагогического подхода всегда имели место, например, в обучении и воспитании офицерского состава русской и советской армий, однако доминирующее положение всегда занимала общая педагогика. Задача сегодня состоит в том, чтобы внедрить андрагогический подход в систему высшего военного профессионального образования, гармонизировать его с традиционным обучением и воспитанием переменного состава высших военно-учебных заведений [2,3].
Реализация андрагогического подхода, на наш взгляд, позволит успешнее решать накопившиеся проблемы в системе высшего военного образования и дать лучший результат в подготовке военного специалиста нового типа. Более того, применение андрагогического подхода в военно-педагогическом процессе является давно назревшей необходимостью.
С одной стороны, это объясняется тем, что офицер, занимаясь повседневной деятельностью или участвуя в боевых действиях, должен постоянно проявлять инициативу, творчество, самостоятельность, брать на себя ответственность и т. д. В тоже время, сложившаяся система обучения в ВУЗах не способствует в полной мере формированию всех этих, необходимых для офицера, качеств и навыков. Обучающийся по-прежнему остаётся пассивным элементом процесса обучения, зависимым от педагога и имеет незначительные возможности для формирования умений и навыков ведения самостоятельных и ответственных действий. Выпускнику военно-учебного заведения в войсках приходится обучаться заново методом проб и ошибок. Это противоречие между целями и содержанием обучения, отмечаемое многими педагогами и самими обучающимися, может быть снято в условиях внедрения андрагогического подхода в военно-профессиональную подготовку курсантов (слушателей) ВУЗов.
С другой стороны, как отмечалось ранее, обучающийся в высшем военно-учебном заведении является взрослым человеком, который самостоятельно сделал профессиональный выбор и в большинстве случаев осознаёт себя самоуправляемой личностью. Его мотивация определяется стремлением при помощи военно-учебной деятельности решить свои жизненно важные проблемы, самореализоваться и достичь конкретные цели. Обучающийся в высшем военно-учебном заведении человек может и должен выбирать свою собственную военно-образовательную траекторию. По многим характеристикам, в том числе и по возрастным, курсант (слушатель) ВУЗа является взрослым человеком, требующим соответствующей модели и технологии обучения.
Но сложившаяся система обучения в высшем военно-учебном заведении и имеющиеся к нему подходы и теоретически, и технологически остаются в силу традиции сугубо педагогическими, в узком значении этого понятия, поскольку копируют педагогические подходы средней школы. Основной упор в обучении по-прежнему делается на обучающего — преподавателя, а обучающийся по сути остаётся школьником, занимающим зависимое положение и участие которого в реализации процесса обучения достаточно ограничено. Это находит выражение в противоречии между организацией педагогической деятельности преподавательского состава и учебно-познавательной деятельностью курсантов (слушателей) ВУЗов.
Имеющиеся и возникающие в военно-педагогическом процессе противоречия подтверждают наличие проблемы в подходе к военно-профессиональной подготовке офицерского состава. Система обучения в вузах направлена на то, чтобы “наполнить” головы обучающихся знаниями, которые в перспективе (когда-нибудь) будут востребованы офицерской практикой. Целью такого обучения становится заучивание знаний впрок без конкретной связи с практической деятельностью. Однако повышение эффективности военно-профессиональной подготовки офицерского состава требует безотлагательного применения на практике приобретённых знаний, навыков, умений. Для этого необходимо создавать условия, когда курсант (слушатель) вуза из статичного состояния обучаемого переходил бы в динамичное состояние обучающегося, становился активным субъектом процесса обучения.
Внедрение андрагогического подхода, на наш взгляд, будет способствовать решению этой проблемы обучения и совершенствованию военно-профессиональной подготовки в целом.
Литература:
- Торосян В. Г. История образования и педагогической мысли: Учебник. — М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. — 351 с.
- Громкова М. Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых. — ЮНИТИ, 2005.
- Основы андрагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед / И. А. Колесникова, А. Е. Марон, Е. П. Тонконогая и др.; Под ред. И. А. Колесниковой. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 240 с.