В целях реализации Закона РК «Об информатизации» [1], Концепции информатизации системы образования РК одним из актуальных вопросов на сегодняшний день, стоящих перед системой образования это вопрос использования и внедрения электронных учебных комплексов в образовательный процесс. Реализация единой информационной среды требуют внедрить в процесс обучения структурные преобразования все образовательнй системы, осуществить пересмотр содержания образования, методов, организационных форм обучения, средств обучения [2].
При этом сам процесс применения электронных учебных комплексов может существенно улучшить процесс подачи традиционных, методически хорошо обеспеченных школьных предметов.
Внедрение мультимедийных информационных технологий должно способствовать качественному использованию компьютерной грамотности учащихся и учителей, развивать и обновлять образование в школе, в том, числе и в области информационных технологий, формировать у учащихся положительную мотивацию к обучению, развивать у них навыков самообразования и стремления к продолжению образования [2].
Уже давно понятно, что наилучшую информационную среду современной школы характеризуют не столько внедрение компьютерных технологий систему обучения школьного предмета информатики, сколько уровень применения информационных и телекоммуникационных технологий, в том, числе учебно- методических комплексов во всём образовательном процессе включения школы в единое информационное пространство.
Программа информатизации — это комплекс мер, направленных на обеспечение качественного изменения организации учебно-воспитательного процесса, с использованием новых информационно-коммуникационных технологий [3].
Информатизация образования — это сложный, инновационный по своему характеру процесс, ориентированный на модернизацию целей, содержания, методов, форм обучения, моделей управления школой. В этом процессе перед учителями, педагогами и руководителями образовательных учреждений постоянно возникают нестандартные задачи. Для их успешного решения требуются не только материальные ресурсы, но и особая информационно- мотивационная среда, поддерживающая и стимулирующая работников образовательных учреждений, облегчающая поиск и использование информации, требуемой для решения задач информатизации. [4].
Дидактические возможности ИКТ в образовательном пространстве школы [4]:
- незамедлительная обратная связь между пользователем и средствами ИКТ;
- компьютерная визуализация учебной информации об объектах или закономерностях процессов, явлений, как реально протекающих, так и «виртуальных»;
- архивное хранение достаточно больших объемов информации с возможностью ее передачи, а также легкого доступа и обращения пользователя к центральному банку данных;
- автоматизация процессов вычислительной информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;
- автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения».
Это позволяет организовать такие виды деятельности как:
- регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, в том числе реально протекающих, и передача достаточно больших объемов информации, представленной в различных формах;
- интерактивный диалог
- взаимодействие пользователя с программной (программно-аппаратной) системой, характеризующееся в отличие от диалогового, предполагающего обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями), реализацией более развитых средств ведения диалога (например, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием «ключевого» слова, в форме с ограниченным набором символов); при этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы;
- управление реальными объектами (например, учебными роботами, имитирующими промышленные устройства или механизмы);
- управление отображением на экране моделей различных объектов, явлений, процессов, в том числе и реально протекающих;
- автоматизированный контроль (самоконтроль) результатов учебной деятельности, коррекция по результатам контроля, тренировка, тестирование».
Возможности электронного обучения дает возможность [5]:
- Использование дистанционного обучения
- Найти дополнительные источники информации для учителя и учащихся.
- Шире использовать аудиовизуальные средства для увеличения наглядности материала, для лучшего понимания его учениками.
- Сопровождать учебный материал динамическими рисунками.
- Моделировать процессы, которые в обычных условиях невозможно воспроизвести.
- Проводить быстрое и эффективное тестирование учащихся.
- Дает возможность осуществлять индивидуальную траекторию обучения учащихся, возможность их роста и развития.
- Организовать самостоятельную работу учащихся с информацией, возможность осуществлять самоподготовку к ЕНТ, урокам контроля, подготовку собственных исследований.
- Проводить дистанционное обучение учащихся в случае их болезни или других причин.
- Размещать методические работы учителя и творческие работы учащихся на различных сайтах.
Отсюда можно сделать заключение, что главная цель программы информатизации школы — обеспечить повышение качества образования в образовательном учреждении за счёт широкого использования ресурсов и компьютерных технологий в обучении и управлении образованием, то есть формирование и развитие информационной культуры учащихся, педагогических и руководящих кадров [5].
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Управленческие:
- внедрение информационных технологий в образовательную и управленческую деятельность;
- автоматизация учёта кадров и документации школы для оперативного внедрения и архивного хранения документации;
- автоматизация статических данных школы для оптимизации процесса обучения и контроля качества образования;
Методические:
- обучение педагогических и руководящих кадров информационным технологиям;
- повышение уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки учащихся в области современных информационных технологий;
- создание в электронном виде и методические пособия и другие виды учебной информации.
Организаторские:
- создание условий для персонального доступа к компьютеру обучающимся и сотрудникам школы.
Программа информатизации школы предусматривает тесную взаимосвязь основных участников «образовательных» информационных потоков образовательного пространства, решая при этом поставленные в программе задачи:
- администрация — преподаватели;
- администрация — учащиеся;
- администрация — родители;
- преподаватели — учащиеся;
- преподаватели — родители;
- учащиеся — родители.
Все субъекты (участники) имеют свои правила взаимодействия в рамках учебного и воспитательного процессов. Некоторые из них взаимодействуют также с внешними относительно школы объектами.
Литература:
1. www.kargoo.gov.kz
2. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005–2010 годы.
3. www.pes.edu-fdr.kz
4. Правилов А. С. Образовательный сайт как современное средство обучения/ Молодежь и наука: реальность и будущее: Материалы V Международной научно- практической конференции. Том II: — С.236 -238.
5. В. Е. Фрадкин Методические основы использования// ИКТ в предметной области. ЧастьV. Физика: Методические рекомендации / Под ред. В. Е. Фрадкина. — СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС СПБ «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2010. — 83 с.