Теоретические предпосылки для разработки электронных учебных комплексов для средних школ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №6 (86) март-2 2015 г.

Дата публикации: 11.03.2015

Статья просмотрена: 52 раза

Библиографическое описание:

Жаманкарин, Максут Мухамбетназарулы. Теоретические предпосылки для разработки электронных учебных комплексов для средних школ / Максут Мухамбетназарулы Жаманкарин, Ж. И. Кабильдина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 6 (86). — С. 50-52. — URL: https://moluch.ru/archive/86/16123/ (дата обращения: 19.10.2024).

В целях реализации Закона РК «Об информатизации» [1], Концепции информатизации системы образования РК одним из актуальных вопросов на сегодняшний день, стоящих перед системой образования это вопрос использования и внедрения электронных учебных комплексов в образовательный процесс. Реализация единой информационной среды требуют внедрить в процесс обучения структурные преобразования все образовательнй системы, осуществить пересмотр содержания образования, методов, организационных форм обучения, средств обучения [2].

При этом сам процесс применения электронных учебных комплексов может существенно улучшить процесс подачи традиционных, методически хорошо обеспеченных школьных предметов.

Внедрение мультимедийных информационных технологий должно способствовать качественному использованию компьютерной грамотности учащихся и учителей, развивать и обновлять образование в школе, в том, числе и в области информационных технологий, формировать у учащихся положительную мотивацию к обучению, развивать у них навыков самообразования и стремления к продолжению образования [2].

Уже давно понятно, что наилучшую информационную среду современной школы характеризуют не столько внедрение компьютерных технологий систему обучения школьного предмета информатики, сколько уровень применения информационных и телекоммуникационных технологий, в том, числе учебно- методических комплексов во всём образовательном процессе включения школы в единое информационное пространство.

Программа информатизации — это комплекс мер, направленных на обеспечение качественного изменения организации учебно-воспитательного процесса, с использованием новых информационно-коммуникационных технологий [3].

Информатизация образования — это сложный, инновационный по своему характеру процесс, ориентированный на модернизацию целей, содержания, методов, форм обучения, моделей управления школой. В этом процессе перед учителями, педагогами и руководителями образовательных учреждений постоянно возникают нестандартные задачи. Для их успешного решения требуются не только материальные ресурсы, но и особая информационно- мотивационная среда, поддерживающая и стимулирующая работников образовательных учреждений, облегчающая поиск и использование информации, требуемой для решения задач информатизации. [4].

Дидактические возможности ИКТ в образовательном пространстве школы [4]:

-          незамедлительная обратная связь между пользователем и средствами ИКТ;

-          компьютерная визуализация учебной информации об объектах или закономерностях процессов, явлений, как реально протекающих, так и «виртуальных»;

-          архивное хранение достаточно больших объемов информации с возможностью ее передачи, а также легкого доступа и обращения пользователя к центральному банку данных;

-          автоматизация процессов вычислительной информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;

-          автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения».

Это позволяет организовать такие виды деятельности как:

-          регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, в том числе реально протекающих, и передача достаточно больших объемов информации, представленной в различных формах;

-          интерактивный диалог

-          взаимодействие пользователя с программной (программно-аппаратной) системой, характеризующееся в отличие от диалогового, предполагающего обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями), реализацией более развитых средств ведения диалога (например, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием «ключевого» слова, в форме с ограниченным набором символов); при этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы;

-          управление реальными объектами (например, учебными роботами, имитирующими промышленные устройства или механизмы);

-          управление отображением на экране моделей различных объектов, явлений, процессов, в том числе и реально протекающих;

-          автоматизированный контроль (самоконтроль) результатов учебной деятельности, коррекция по результатам контроля, тренировка, тестирование».

Возможности электронного обучения дает возможность [5]:

-          Использование дистанционного обучения

-          Найти дополнительные источники информации для учителя и учащихся.

-          Шире использовать аудиовизуальные средства для увеличения наглядности материала, для лучшего понимания его учениками.

-          Сопровождать учебный материал динамическими рисунками.

-          Моделировать процессы, которые в обычных условиях невозможно воспроизвести.

-          Проводить быстрое и эффективное тестирование учащихся.

-          Дает возможность осуществлять индивидуальную траекторию обучения учащихся, возможность их роста и развития.

-          Организовать самостоятельную работу учащихся с информацией, возможность осуществлять самоподготовку к ЕНТ, урокам контроля, подготовку собственных исследований.

-          Проводить дистанционное обучение учащихся в случае их болезни или других причин.

-          Размещать методические работы учителя и творческие работы учащихся на различных сайтах.

Отсюда можно сделать заключение, что главная цель программы информатизации школы — обеспечить повышение качества образования в образовательном учреждении за счёт широкого использования ресурсов и компьютерных технологий в обучении и управлении образованием, то есть формирование и развитие информационной культуры учащихся, педагогических и руководящих кадров [5].

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Управленческие:

-          внедрение информационных технологий в образовательную и управленческую деятельность;

-          автоматизация учёта кадров и документации школы для оперативного внедрения и архивного хранения документации;

-          автоматизация статических данных школы для оптимизации процесса обучения и контроля качества образования;

Методические:

-          обучение педагогических и руководящих кадров информационным технологиям;

-          повышение уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки учащихся в области современных информационных технологий;

-          создание в электронном виде и методические пособия и другие виды учебной информации.

Организаторские:

-          создание условий для персонального доступа к компьютеру обучающимся и сотрудникам школы.

Программа информатизации школы предусматривает тесную взаимосвязь основных участников «образовательных» информационных потоков образовательного пространства, решая при этом поставленные в программе задачи:

-                   администрация — преподаватели;

-                   администрация — учащиеся;

-                   администрация — родители;

-                   преподаватели — учащиеся;

-                   преподаватели — родители;

-                   учащиеся — родители.

Все субъекты (участники) имеют свои правила взаимодействия в рамках учебного и воспитательного процессов. Некоторые из них взаимодействуют также с внешними относительно школы объектами.

 

Литература:

 

1.                  www.kargoo.gov.kz

2.                  Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005–2010 годы.

3.                  www.pes.edu-fdr.kz

4.                  Правилов А. С. Образовательный сайт как современное средство обучения/ Молодежь и наука: реальность и будущее: Материалы V Международной научно- практической конференции. Том II: — С.236 -238.

5.                  В. Е. Фрадкин Методические основы использования// ИКТ в предметной области. ЧастьV. Физика: Методические рекомендации / Под ред. В. Е. Фрадкина. — СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС СПБ «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2010. — 83 с.

Основные термины (генерируются автоматически): возможность, автоматизация процессов, объем информации, процесс, система образования, учащийся, учебная деятельность, учебная информация, учебный материал, школа.


Похожие статьи

Педагогические основания развития современных интерактивных технологий обучения

Проблемы и перспективы введения элективного курса философии в общеобразовательные школы

Концепция создания электронных обучающих средств для школьников младших классов

Компетентностный подход как основа реализации ФГОС для средней и старшей школы. Методика использования дистанционного интернет-пространства в курсе немецкого языка для общеобразовательных школ

Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры

Инновационные методы проведения уроков биологии в условиях новой школы

Методика использования электронного учебника на уроках естественно-математического цикла как средство реализации новых ФГОС

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста

Возможности применения метода эвристических вопросов в преподавании правовых дисциплин

Обоснование эффективности введения андрагогического подхода в подготовке курсантов высших военно-учебных заведений

Похожие статьи

Педагогические основания развития современных интерактивных технологий обучения

Проблемы и перспективы введения элективного курса философии в общеобразовательные школы

Концепция создания электронных обучающих средств для школьников младших классов

Компетентностный подход как основа реализации ФГОС для средней и старшей школы. Методика использования дистанционного интернет-пространства в курсе немецкого языка для общеобразовательных школ

Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры

Инновационные методы проведения уроков биологии в условиях новой школы

Методика использования электронного учебника на уроках естественно-математического цикла как средство реализации новых ФГОС

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста

Возможности применения метода эвристических вопросов в преподавании правовых дисциплин

Обоснование эффективности введения андрагогического подхода в подготовке курсантов высших военно-учебных заведений

Задать вопрос