Студенческое самоуправление общежития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (232) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 19.11.2018

Статья просмотрена: 1744 раза

Библиографическое описание:

Любин, А. В. Студенческое самоуправление общежития / А. В. Любин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 302-304. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53930/ (дата обращения: 19.10.2024).



В статье показан опыт функционирования системы студенческого самоуправления на примере общежития. Описана роль и содержание проводимой работы, представлены реализуемые направления.

Ключевые слова: общежитие, студенческое самоуправление, воспитательная работа.

Одним из ярких моментов студенческой жизни является проживание в общежитии. Не зря в молодежной среде бытует мнение, что тот, кто не жил в общежитии, не был настоящим студентом, так как не познал всех радостей и горестей студенческой жизни. Поэтому одной из задач руководства ВУЗа является создание комфортных и благоприятных условий для данной категории учащихся. Важнейшей составляющей организации быта и реализации внеучебной воспитательной работы в общежитии по праву можно считать систему студенческого самоуправления [1]. В свою очередь, она представлена студенческим советом общежития, состоящего из старост этажей (крыльев) и куратора, координирующего работу совета и непосредственно подчиняющегося декану факультета [2]. Нормативной основой работы совета является Устав академии, Положение об общежитиях ЧГМА и Правила внутреннего распорядка общежития. Данные документы регламентируют цели, задачи, направления деятельности студ. самоуправления, права и полномочия участников, определяют перечень решаемых вопросов и т. д. [3]. Являясь выборным коллективным органом, состав совета избирается общим собранием проживающих сроком на 1 год. С каждого этажа желающие избраться старостой, заявляют о своем намерении, и путем открытого голосования простым большинством голосов выбирается лицо, которое на общественных началах выполняет эти функции. В некоторых случаях, когда представители этажа не могут определиться в своих предпочтениях, куратор и комендант предлагают кандидатуру на должность старосты из числа активных, ответственных и зарекомендовавших себя студентов. Доброй традицией в работе совета является преемственность в передаче опыта от старшекурсников к студентам младших курсов.

В начале учебного года, совместно с вновь выбранным советом общежития, составляется план работы на год, в котором отражены заявленные мероприятия, учтены пожелания учащихся и определен спектр направлений, реализуемых в будущем. Свои заседания совет проводит еженедельно, где рассматриваются текущие вопросы, к числу которых можно отнести: анализ дежурств на этажах и выписка справок, контроль за санитарным состоянием комнат, сохранность имущества, своевременность оплаты, соблюдение порядка и дисциплины и т. д. Важнейшим направлением работы совета является профилактика правонарушений в общежитии. В этой связи ключевым моментом является повседневное наблюдение за проживающими на каждом из этажей. Данная задача в большей степени реализуется старостами этажей, что возлагает на них высокую ответственность [4].

В случае выявления правонарушения, староста пишет докладную, а нарушить — объяснительную, после чего последний вызывается на очередное заседание совета, где всесторонне анализируется произошедшее и, учитывая все обстоятельства, выносится решение о применении мер административного воздействия. Резюмируя десятилетний опыт по организации системы студенческого самоуправления в общежитии, следует отметить, что самым проблемным контингентом в плане соблюдения правил проживания являются первокурсники [5].

Характеризуя деятельность студ. совета, нельзя не отметить тот факт, что эффективность работы во многом зависит от добросовестного выполнения старостами своих обязанностей, так как заведующий общежитием и куратор не в состоянии самостоятельно контролировать ситуацию на всех этажах одновременно. В практике встречались случаи, когда старосты действовали в угоду личных интересов, «прикрывая» от ответственности своих знакомых — нарушителей дисциплины. Очевидно, что у старост могут возникнуть сложности с тем, чтобы найти баланс между личным и общественным, исключая различного рода противоречия. По заявлению самих студентов, став старостой, у них нередко портятся отношения на этаже в среде сверстников, что обусловлено не столько выполнением их функциональных обязанностей, как нежеланием делать поблажки и снисхождения своим знакомым. И здесь важна принципиальная позиция старосты, в противном случае мы получим не только погрешности в воспитательной работе, но и в целом, увидим малоэффективную студенческую самоорганизацию. Поэтому куратору и заведующему важно уделять должное внимание подбору кандидатур для работы в совете и начинать это необходимо с первого курса обучения. Критериями отбора служат дисциплина студента, социальная активность, показатели учёбы, психо-физиологические и морально-волевые установки личности.

Одним из аспектов работы самоуправления является своевременное информирование учащихся о проводимых в академии мероприятиях. В настоящее время на смену объявлениям и плакатам приходят более актуальные для молодежной среды решения — группы в различных социальных сетях. Так наибольшую популярность у студентов получила соц. сеть «ВКонтакте» (www.vc.ru). Учитывая, что различные гаджеты с доступом в интернет получили повсеместное распространение, система информационного обеспечения вышла на новый уровень. Используемые ресурсы дают уверенность в том, что совет, как, впрочем, и все общежитие в целом с высокой степенью вероятности будут быстро ознакомлены с необходимой информацией.

Руководству общежития, безусловно, важно мнение студентов относительно условий проживания, социально-психологического климата в коллективе общежития, интересны предложения и пожелания по вопросам улучшения жизни в общежитии. С целью установления обратной связи, советом периодически проводится мониторинг удовлетворенности учащихся условиями проживания. Так, обобщенный анализ проведенных ранее исследований позволил выявить положительные и отрицательные нюансы жизни в общежитии [6, 7]. На основании сделанных выводов были определены направления, в которых необходимо усилить работу с целью улучшения организации воспитательного процесса. Руководство и студенческое самоуправление общежития всегда готовы к рассмотрению пожеланий и предложений, поступающих от студентов, как в открытой форме, так и анонимно, с целью чего в холле первого этажа размещен ящик для обращений.

Студенческое самоуправление общежития, безусловно, это совместная деятельность всех членов коллектива во внеучебной воспитательной работе. Правильно организованное студенческое самоуправление стимулирует личный рост учащихся, помогая им осваивать демократические отношения в коллективе, и играет существенную роль в поддержке дисциплины и порядка. Таким образом, студенческое самоуправление в лице его представителей участвует во всех сферах жизнедеятельности студентов, проживающих в общежитии, и помогает им осознать, что общежитие для студента в период обучения в ВУЗе является домом.

Литература:

  1. Любин А. В., Долина А. Б. Самоуправление студенческого общежития // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2015. — № 6. — С. 57–62.
  2. Любин А. В., Долина А. Б. Опыт курации студенческого общежития // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова. — 2016. — № 1. — С. 92–96.
  3. Любин А. В. Деятельность куратора учебной группы в медицинском вузе // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. — 2016. — № 4 (255). — С. 176–183.
  4. Любин А. В. Воспитательная работа в общежитии медицинского вуза // Преподаватель XXI век. — 2017. — № 4. Ч. 2. — С. 157–164.
  5. Любин, А. В. Воспитательная работа в студенческом общежитии // История и педагогика естествознания. — 2017. — № 1. — С. 44–46.
  6. Любин А. В. Удовлетворенность условиями проживания в общежитии // Известия высших учебных заведений. Серия: Гуманитарные науки. — 2016. Т. 6. — № 2. — С. 136–139.
  7. Любин А. В. Социально-психологический климат студенческого общежития // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. — 2016. Т. 16. — № 8. — С. 146–149.
Основные термины (генерируются автоматически): общежитие, студенческое самоуправление, внеучебная воспитательная работа, воспитательная работа, работа совета, совет, староста этажей, студенческая жизнь, студенческое самоуправление общежития, условие проживания.


Похожие статьи

Особенности студенческого научного общества педагогического колледжа

В статье представлены особенности деятельности студенческого научного общества педагогического колледжа, выделены психолого-педагогические условия его организации, а также проблемы, возникающие в ходе работы.

Представление результатов научных исследований как направление культурно-просветительской деятельности в образовании (на примере научного общества обучающихся)

В статье выделены различные направления деятельности студенческого научного общества как органа студенческого самоуправления в вузе. В качестве примера описана организация интеллектуальной игры «Мой Сухомлинский».

Социальная адаптация студентов в вузе

В статье анализируются проблемы социальной адаптации студентов в вузе, а также раскрываются основные проблемы и особенности адаптации студентов к условиям вуза. Кроме того, в статье сформулированы основные пути решения успешной социально-психологичес...

Самообразование взрослого человека в современном мире

В статье детально рассмотрено понятие «самообразование», а также проанализирована его проблематика, тенденции развития, принципы, этапы и виды. Также рассмотрено соотношение понятия «самообразование» с понятием «взрослый человек». Выведена взаимосвяз...

Трансформация культурно-досуговых учреждений в современных условиях

В данной статье рассматриваются проблемы учреждений культуры и способы их решения.

Опыт обучения безопасности жизнедеятельности в советской школе

В статье рассматривается механизм реализации социозащитной функции в рамках организации безопасной жизнедеятельности. Описание реализации социозащитной функции школы на примере опыта советской школы.

Кластер как одна из форм познавательной деятельности обучающихся

В данной статье приведен краткий исторический обзор развития кластера, описаны способы его применения в преподавательской деятельности. Приведены результаты работы и примеры практического применения данной формы познавательной деятельности обучающихс...

Педагогические условия развития студенческого самоуправления в образовательных организациях высшего образования

В данной статье рассматриваются педагогические условия развития студенческого самоуправления и их классификация в целях совершенствования воспитательной работы в образовательных организациях высшего образования.

Формирование экологического мышления у студентов вузов во время внеаудиторных занятий

В статье рассмотрены способы формирования экологического мышления студентов вузов во время работы в студенческих научных кружках на примере экологического клуба университета.

Формы развития социальной активности студентов педагогического колледжа

В статье раскрывается понятие социальной активности студентов, представлены формы её развития в рамках профессиональной подготовки будущих учителей.

Похожие статьи

Особенности студенческого научного общества педагогического колледжа

В статье представлены особенности деятельности студенческого научного общества педагогического колледжа, выделены психолого-педагогические условия его организации, а также проблемы, возникающие в ходе работы.

Представление результатов научных исследований как направление культурно-просветительской деятельности в образовании (на примере научного общества обучающихся)

В статье выделены различные направления деятельности студенческого научного общества как органа студенческого самоуправления в вузе. В качестве примера описана организация интеллектуальной игры «Мой Сухомлинский».

Социальная адаптация студентов в вузе

В статье анализируются проблемы социальной адаптации студентов в вузе, а также раскрываются основные проблемы и особенности адаптации студентов к условиям вуза. Кроме того, в статье сформулированы основные пути решения успешной социально-психологичес...

Самообразование взрослого человека в современном мире

В статье детально рассмотрено понятие «самообразование», а также проанализирована его проблематика, тенденции развития, принципы, этапы и виды. Также рассмотрено соотношение понятия «самообразование» с понятием «взрослый человек». Выведена взаимосвяз...

Трансформация культурно-досуговых учреждений в современных условиях

В данной статье рассматриваются проблемы учреждений культуры и способы их решения.

Опыт обучения безопасности жизнедеятельности в советской школе

В статье рассматривается механизм реализации социозащитной функции в рамках организации безопасной жизнедеятельности. Описание реализации социозащитной функции школы на примере опыта советской школы.

Кластер как одна из форм познавательной деятельности обучающихся

В данной статье приведен краткий исторический обзор развития кластера, описаны способы его применения в преподавательской деятельности. Приведены результаты работы и примеры практического применения данной формы познавательной деятельности обучающихс...

Педагогические условия развития студенческого самоуправления в образовательных организациях высшего образования

В данной статье рассматриваются педагогические условия развития студенческого самоуправления и их классификация в целях совершенствования воспитательной работы в образовательных организациях высшего образования.

Формирование экологического мышления у студентов вузов во время внеаудиторных занятий

В статье рассмотрены способы формирования экологического мышления студентов вузов во время работы в студенческих научных кружках на примере экологического клуба университета.

Формы развития социальной активности студентов педагогического колледжа

В статье раскрывается понятие социальной активности студентов, представлены формы её развития в рамках профессиональной подготовки будущих учителей.

Задать вопрос