Реализация новой модели образования требует применения комплекса подходов к организации всего образовательного процесса и педагогической деятельности в целом. Наиболее востребованным и интегрированным является компетентностный подход. В идеальной модели компетентностного подхода результат образования зависит не только от предложенного содержания, но и от личностных особенностей, заинтересованности и способности в обучении воспитанника.
Большое внимание в училище уделяется успешности обучения. В деятельности учебного заведения при становлении целостной системы воспитания важную роль играет самоуправление. Самоуправление — это самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации в интересах своего коллектива. Оно реализуется на основе самоанализа, самооценки, самокритики и самоустановкам, сделанным обучающимся по отношению к своей деятельности и коллективу. Его использование дает возможность попробовать себя в различных социальных ролях, нарабатывать опыт общения, преодоления трудностей, испытывать ответственность за свои поступки, воспитывать самодисциплину.
Системный подход к пониманию роли самоуправления в учебном коллективе нашел свое отражение в трудах Л. И. Новиковой [3]. Большое значение автор придает вопросам внедрения самоуправления в познавательную деятельность, т. е. в учебный процесс.
Система самоуправления класса выполняет следующие задачи:
– развитие детского коллектива;
– формирование социально активной личности;
– вовлечение воспитанников в управление делами класса;
– организация шефской помощи;
– консультативная деятельность по учебным предметам;
– вовлечение каждого воспитанника в трудовую деятельность класса.
Благодаря четкой и строго выстроенной учебно-воспитательной системе в филиале, у воспитанников закладываются основы морально-мировоззренческой и эмоциональной направленности, стиля поведения и деятельности. Для решения поставленных задач по учебной работе в начале учебного года была проанализирована успеваемость каждого нахимовца. Встал вопрос: как практически и качественно организовать самоподготовку, чтобы помочь адаптироваться воспитанникам на новой ступени обучения, обеспечить успешное развитие и саморазвитие, раскрыть возможности каждого из них? От правильной организации самоподготовки зависит качество знаний, умений и навыков воспитанников. В ее основе лежит самостоятельный учебный труд каждого воспитанника взвода и оказание ему индивидуальной помощи в случае необходимости со стороны воспитателя. Все приёмы самостоятельной рациональной работы по предмету формируются на уроке преподавателем. На самоподготовке же осуществляется закрепление этих навыков под руководством воспитателя, который должен продолжить работу преподавателя. Отсюда основные воспитательные задачи самоподготовки:
– закрепить навыки самообразовательной работы;
– воспитать у нахимовцев организованность, собранность и дисциплинированность, самостоятельность и прилежание;
– сформировать положительное отношение к учёбе, потребность и способность своевременно и в установленный срок выполнять учебные задания преподавателей;
– научить пользоваться справочниками, словарями, дополнительной литературой, умению работать в библиотеке.
По окончанию первой четверти в результате анализа обучения нахимовцев были сделаны выводы, что повысить качество знаний необходимо при помощи хорошо успевающих и активных воспитанников. На собрании класса был создан актив консультантов по основным предметам (русский язык, математика, английский язык, история, литература), которые с желанием оказывали взаимопомощь своим одноклассникам. Распространенная и эффективная форма работы — индивидуальное шефство над слабоуспевающими нахимовцами по отдельным предметам. Одна из главных форм работы самоуправления — контрольный лист (журнал) на самоподготовке, который систематически «ведет» и делает отметку о выполнении домашнего задания нахимовец, ответственный за учебу. Для повышения качества знаний на протяжении учебного года была создана следующая форма работы с воспитанниками, которая определенно играла положительную роль на протяжение учебного года — это взятые каждым воспитанником обязательства. По проблемным учебным предметам в начале четверти, проанализировав результаты предыдущей, нахимовцы ставят перед собой задачи по улучшению успеваемости. Созданный документ, (обязательства нахимовцев) при партнерском взаимодействии с преподавателями по предметам «работал» на результат повышения качества знаний воспитанников. При выполнении любого задания нахимовец должен понимать цель, задачи, знать объем работы и способы ее выполнения, предвидеть результат, который имеет для него серьёзную мотивирующую силу. Форма работы, которая важна для получения высоких результатов в учебе, — это час общения «Учись учиться», где обязательным является подведение итогов — как результат всей деятельности воспитанников за неделю.
Часы общения — это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного воздействия на личность нахимовца, возможность формировать у каждого воспитанника активную жизненную позицию.
Требования к подготовке и проведению часов общения.
- Организационный этап:
– подбор воспитателем и воспитанниками необходимой нравственной темы, информационный минимум, который зависит от ситуации, сложившейся в классе (равнодушное отношение к друг другу, ложное представление о нормах морали, или содержательная новость по телевидению, события в мире);
– подготовка воспитанником информации, которая раскрывает содержание темы, привлечение всех нахимовцев к ее обсуждению. Во время информирования воспитанник инициирует живой диалог, обмен мнениями, обсуждение.
- Основной этап:
– подведение итогов деятельности за неделю по всем направлениям работы самоуправления: успеваемость (отслеживание динамики), выполнение правил и норм поведения нахимовца, дежурство по жилому корпусу и т. д.
На часах общения осуществляется не только подведение итогов обучения, но и практическая учеба анализу всего положительного и негативного в деятельности коллектива. Анализ мероприятий, экскурсий, посещения театров, проведенных дней рождений, конкурсов по самоуправлению «Мой шеф — лучше всех», «Самое активное отделение», «Лучший консультант недели», «Мой кубрик — образец чистоты». Соревновательный характер стимулирует активность нахимовцев и опирается на их стремление к победе, при этом необходимо преодолеть нежелательные последствия. При правильной организации соревнований у воспитанников вырабатываются коллективистские черты, товарищеская взаимопомощь.
Нахимовцы критически оценивают с позиции норм, морали и права свои поступки и поступки своих товарищей. Анализ должен быть четким, оперативным, не растянутым по времени — в противном случае ослабляется интерес к деятельности. Во время анализа деятельности и выполнения поручений нахимовцу нужна педагогическая помощь в виде одобрения, совета. указания. Это создает уверенность в своих силах, осознание сопричастности общему делу.
- Заключительный этап:
– оценка педагога-воспитателя, выводы, задачи на следующую неделю, творческие планы.
Как итог прожитой недели, в заключение — «Минута радости», которая особенно нравится воспитанникам. Это обязательная благодарность нахимовцев и воспитателя за оказанную помощь в учебной деятельности, подготовке к внеклассным мероприятиям, в быту. На данном этапе можно проследить положительные дела каждого воспитанника, а также пассивных нахимовцев. Ребята могут просить прощение за содеянный проступок, приносить извинение за поведение, не соответствующее принятым в филиале нормам. Именно на часах общения члены самоуправления анализируют деятельность ответственных за учебу, выявляя лучшего консультанта недели, месяца, лучшего шефа недели, идет подробный анализ взятых обязательств по предметам каждым индивидуально.
Итоги 2015–2016 учебного года
Результатыобучения |
четверть |
год |
|||
I |
I I |
I I I |
IV |
2016 |
|
На «5» |
- |
4 |
4 |
7 |
6 |
С одной оценкой «4» |
3 |
2 |
4 |
1 |
1 |
С двумя оценками «4», остальные «5» |
2 |
4 |
- |
1 |
2 |
На «4» и «5» |
16 |
14 |
13 |
11 |
12 |
С одной оценкой «3» |
2 |
- |
2 |
1 |
|
С двумя оценками «3» |
- |
1 |
- |
- |
1 |
С тремя и более оценками «3» |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Неуспевающие |
- |
- |
- |
- |
- |
Успеваемость |
100 % |
100 % |
100 % |
100 % |
100 % |
Качество знаний |
80 % |
90 % |
85 % |
90 % |
90 |
Такая система работы приносит определенные результаты в обучении и воспитании. Способствует выработке у нахимовцев таких социально значимых качеств личности, как коллективизм, взаимопомощь, сотрудничество, взаимопонимание, сознательное и ответственное отношение к учебе. Правильная организация классного самоуправления способствует самореализации, становлению и развитию личности воспитанников.
Литература:
- Гилёва Г. Д. Методика планирования воспитательной работы с классом. Папка классного руководителя [Текст]: метод. материал / Г. Д. Гилёва // Всё для классного руководителя! — 2016. — № 9. — С. 2–8.
- Гура Л. М. Методика воспитательной работы классного руководителя [Текст] / Л. М. Гура, С. М. Тищенко. — Севастополь: Мир, 2011. — 203 с.
- Новикова Л. И. Воспитательная система школы: сущность, функции, структура, этапы развития [Электронный ресурс] / Л. И. Новикова. — Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/1622292/
- Педагогические советы [Текст]: актуальные проблемы шк., соврем. пед. технологии. Вып. 2 / сост.: Л. А. Вагина, Е. Ю. Дорошенко. — Волгоград: Учитель, 2008. — 250 с.: ил., табл. — (В помощь администрации школы).
- Собченко Е. В. Модель воспитательной работы [Текст]: метод. материал / Е. В. Собченко // Всё для классного руководителя! — 2016. — № 7. — С. 2–13.
- Стародубцева И. В. Методическое обеспечение воспитательного процесса в образовательном учреждении [Текст] / И. В. Стародубцева, С. М. Тищенко. — Севастополь: Мир, 2003. — 294 с.
- ФГОС и внеурочная деятельность [Текст] // Воспитательная работа в школе. — 2015. — № 7. — С. 27–37