Мотивация учения как одно из условий повышения качества образования в условиях начальной школы
Автор: Нимаева Елена Геннадьевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
III международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, февраль 2013)
Статья просмотрена: 543 раза
Библиографическое описание:
Нимаева, Е. Г. Мотивация учения как одно из условий повышения качества образования в условиях начальной школы / Е. Г. Нимаева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 113-114. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3450/ (дата обращения: 17.12.2024).
Чтобы соответствовать высоким стандартам и требованиям современной эпохи, человеку необходимы обширные знания, а также умения осваивать все новые и новые способы познания и виды деятельности. С помощью качественного образования можно вырастить человека мыслящего, творческого, созидающего и гуманного. Задача нашей школы состоит в том, чтобы дать ребенку импульс к творчеству, саморазвитию, раскрыть его дарования.
Определяя мотивацию учения младших школьников, мы используем возможности воспитательной системы, которая позволяет охватить максимальное количество учеников внеклассными мероприятиями. Личность ребенка должна развиваться в целостном педагогическом процессе. В новой социальной ситуации необходимо по-новому строить и воспитательную работу с учащимися. Поэтому вся воспитательная система школы построена на воспитании ключевых компетентностей, которые осуществляются через содержание, методику, форму и технологии воспитательной работы. Наша педагогическая позиция заключается в принятии ребенка как личности, признании его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое «Я». Система воспитательной работы разработана с учетом возрастных особенностей учащихся и отвечает их интересам.
Основные направления воспитательной работы:
«Я, моя семья, мои друзья»
«Я, мы и природа»
«Мой край родной»
«Я и здоровый образ жизни».
Отслеживать эффективность проводимых мероприятий нам помогает анкетирование учащихся, родителей и учителей, которое проводится раз в год, а отслеживание уровня воспитанности с помощью анкетирования учащихся проводится два раза в год. По результатам анкетирования в школе проводятся методические объединения классных руководителей. Они помогают учителям направить свою работу на повышение уровня воспитанности учеников, а именно уделить больше внимания воспитанию уважения к окружающим, вежливости, чувства благодарности, ответственности.
В школе ведется целенаправленная работа по развитию творческого потенциала школьников, не только с помощью системы внеурочных мероприятий по предмету, но и с помощью Курса развития творческого мышления.
Курс направлен на гармоничное развитие личности ребенка, прежде всего, на развитие воображения и творческого мышления. Актуальность данного курса связана с необходимостью внимания к развитию творчества детей и гармоничной личности в целом. Каждая часть состоит из задания, предназначенных как для развития общих свойств творческого мышления (беглости, гибкости, оригинальности, способности к детальной разработке), так и для развития отдельных творческих (дивергентных) мыслительных способностей.
Дивергентное мышление не может формироваться от случая к случаю, оно требует целенаправленного обучения и развития. Иначе оно просто угасает. Курс включает в себя специально подобранные упражнения и задания для развития творческих мыслительных способностей, обеспечивает учащихся и учителей теоретически систематизированным и практически эффективным материалам для преодоления стереотипов и шаблонов мышления.
Одним из основных плюсов творческого Курса состоит в том, что каждый учащийся выполняет задание в соответствии со своей подготовкой и жизненным опытом. Поскольку этот курс не опирается на способность учащихся применять какой-либо учебный материал, то каждый ребенок может творить, используя свои знания и опыт. Собственный опыт ребенка, его переживания и основные формы деятельности являются главными факторами его развития.
Многие задания Курса успешны для работы не только одним учеником, но и в парах и группах.
Предложенный в рамках курса порядок выполнения заданий не является жестким, можно менять их очередность по своему усмотрению.
Выполнение каждого задания занимает примерно 30 минут, но некоторые задания, в силу тех или иных обстоятельств, могут требовать больше времени. В этом случае мы предлагаем ребятам завершить оставшуюся часть работы дома. Тем не менее, обязательным условием каждого занятия должны быть заключительные дискуссии и обсуждения. Каждый ребенок должен иметь возможность поделиться своими творческими идеями. Каждое задание в данном курсе — это своего рода целое направление в развитии творчества. Важно наблюдать, чем нравиться заниматься нашим детям, как всем вместе, так и каждому по отдельности, и работать с ними углубленно именно в этих направлениях.
До 2009 года в начальной школе ежегодно проводились предметные недели, которые включали олимпиады, конкурсы, викторины, выставки. Такие мероприятия позволяли развивать познавательные способности к наукам гуманитарного и естественнонаучного цикла.
А уже с 2009–2012 учебного года это работа строится иначе — наши ученики стали пробовать свои силы в интеллектуальных конкурсах школьного, районного, республиканского и всероссийского уровней: «Ученик года», турнир по образовательным областям, научно-практическая конференция «Шаг в будущее», «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Мир, в котором я живу», «Чудесный клад Бурятии», «Я вижу мир палитрой красок».
С каждым годом все больше учеников принимают участие в школьных, поселковых, районных, республиканских конкурсах, выставках, играх, что является одним из показателей роста творческой активности.
Участвуя в таких играх, ученики могут попробовать свои силы и применить полученные в школе знания в новых нестандартных ситуациях. Ребята приобретают ценный опыт выполнения олимпиадных заданий и достигают высоких результатов. В течение 3 лет учащиеся начальных классов занимают призовые места в районном турнире по образовательным областям. Мы все хотели бы, чтобы наши дети добились успеха в жизни, проявляли свои таланты и совершенствовали их. Результаты нашей работы показали, что для детей созданы условия и возможности для саморазвития и самореализации. В течение 2011/2012 учебного года велась целенаправленная работа по созданию творческого альбома, (авторские стихи, песни, частушки), готовится выставка юных художников и дизайнеров, защита проектов.
Пусть наше профессионально-педагогическое самосовершенствование поможет найти новые пути повышения качества образования в условиях начальной школы.
Литература:
Гатанов Ю. Б. Курс развития творческого мышления. — Санкт-Петербург, ИМАТОН, 2002.
Жукова Л. Е. Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению школьников: справочник классного руководителя. — Тула; 1999. с.57–73
Матюхина М. Ф. Мотивация учения младших школьников. — М.: Педагогика, 1984.