Развитие мотивационной готовности к обучению в школе | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гербрант, А. В. Развитие мотивационной готовности к обучению в школе / А. В. Гербрант. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2.1 (8.1). — С. 6-7. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/54/2186/ (дата обращения: 15.11.2024).



После выпускного в детском саду первого сентября ребёнок попадает в совершенно новое для него здание – в школу. В ней много этажей, новых помещений: раздевалка, актовый зал, столовая, спортивный зал, классы. В то же время приход в школу сопровождается встречей с огромным количеством новых людей: и взрослых, и сверстников, и старших детей. Начало обучения в школе – критический период в жизни детей. Это приводит к возникновению стрессовой ситуации: меняется привычный образ жизни, возрастают нагрузки, связанные с перестройкой социального статуса, а, следовательно, и уклада жизни. Для того, чтобы избежать данных проблем, ребенок должен быть готов к школе и физически и психологически. Одной из главных сторон психологической готовности ребенка к обучению в школе является мотивационная готовность.

Мотивационная готовность предполагает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль - роль школьника, потребность ребенка в знаниях и умениях, а также стремление к их совершенствованию. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью – учебой. Для решения данной проблемы актуален такой метод работы как проектная деятельность.

Проектная деятельность - это всегда «общее дело» всего коллектива группы (детского сада), в процессе которого развивается способность устанавливать контакты друг с другом и общаться в ситуации совместной деятельности. Таким образом, проектная деятельность создает благоприятные условия для формирующей мотивационной готовности к школе.

Суть проекта: все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и умениями [3, с. 205].

Перед началом проекта методом анкетирования была выявлена слабая мотивационная готовность воспитанников к школе. Это побудило к созданию познавательно-исследовательского проекта под названием «Я хочу в школу». Проект был нацелен на формирование положительного отношения детей к предстоящему школьному обучению.

В начале проекта была создана предметно - развивающая среда школьной тематики. Подобрана картотека дидактических игр на школьную тематику, которая способствовала развитию познавательных и умственных способностей, развитию внимания, памяти и воображения.

В рамках проекта было проведено много бесед «Чем школа отличается от детского сада. Что мы знаем о школе», «Об уроках, переменах и звонках», «Профессия учитель», «Мы будущие первоклассники». Они обогащали представления детей об обучении в школе, о профессии учителя.

Формированию учебной мотивации способствовало и чтение художественной литературы на школьную тему. Особый акцент уделялся произведению «Лесная школа» М. А. Панфиловой. Сказки помогают в формировании мотивации к учебной деятельности, позитивных моделей поведения, помогают избежать отрицательных эмоций. Каждый день мы читали по одному рассказу и каждый раз дети просили продолжить чтение, с удовольствием беседовали о поступках героев, отвечали на вопросы, пересказывали.

Умение сосредоточиться – очень важно для учебы в школе. И такие задания как графический диктант развивает это умение как нельзя лучше. В частности, графический диктант учит слушать и слышать, сосредоточиться на том, что говорит учитель, а это очень важное для школы умение. Поэтому для самостоятельной работы было распечатано множество вариантов графических диктантов от самого легкого уровня до сложного. Дети сами выбирали варианты и решали. Потом с гордостью показывали то, что у них получилось. В случае неудачи, пробовали еще и еще, кто просил помощи, а кто-то добивался результатов сам. Кроме графических диктантов дети решали лабиринты и простые, и буквенные, выполняли задания на логику и внимание. Этот интерес постоянно поддерживался разнообразием заданий.

Стандартным мероприятием для такого проекта была экскурсия в школу. Мы посетили библиотеку, спортивный и актовый залы. От посещения библиотеки дети получили огромные впечатления. Они, затаив дыхание, слушали рассказ педагога, рассматривали стеллажи с книгами и учебниками. В спортивном зале учитель физической культуры провел для наших воспитанников разминку и подвижную игру. После посещения спортзала нас проводили в актовый зал, где ученики показали небольшой концерт, в котором участвовали и наши бывшие воспитанники. Дети смотрели концерт, затаив дыхание.

При последующем посещении учитель начальных классов устроила для наших детей игру в форме урока, дети как настоящие ученики сели за парты и выполняли простейшие задания, услышали настоящий звонок на перемену. Дети были в полном восторге от того, что превратились в учеников, они потом еще долго вспоминали об этом эксперименте. Это вызвало и них стремление узнать больше о школьной жизни, повлияло на желание учиться в школе.

После посещения школы была устроена выставка детских рисунков на тему «Скоро в школу я пойду». И проведено совместное с родителями развлечение «Собери ребенка в школу». Целью развлечения было способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимодействия друг с другом, сблизить детей и их родителей, помочь родителям понять, что вместе можно справиться с любой проблемой. Результат развлечения был немного неожиданным, многие родители уходили притихшими, оказалось они тоже недопонимали важность мотивационной готовности будущих школьников, они по-новому взглянули на своих детей и поняли, что готовым к школе должен быть не только ребенок, но родитель.

В конце учебного году для родителей провели родительское собрание на тему «В преддверии школьной жизни». По просьбе родителей, пригласили учителя начальных классов, с которым они могли выяснить все интересующие их вопросы. На собрании освещались результаты диагностики: на начало года у 50 % детей не сформирована мотивационная готовность к школе. На конец года эффективность работы составила 100 %. Результаты всех порадовали, ведь это обозначало, что детям будет легче адаптироваться при поступлении в школу.

Все оказались вовлечены в проект и дети, и родители, и педагоги детского сада и школы. Участие в проектной деятельности дало возможность развить у дошкольников внутреннюю активность, способность выделить проблему, ставить цели, приходить к результату. В результате реализации проекта у детей появилась не только мотивационная потребность в обучении, но и появилась динамика развития в познавательной сфере. А также повысилась педагогическая компетентность воспитателей и родителей по вопросам учебной мотивации и эмоционального настроя дошкольников.

Литература:

  1. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – СПб: Питер, 2004.
  2. Панфилова М. А. «Лесная школа»: Коррекционные сказки для дошкольников и младших школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  3. Серебрякова Л. Т., Покушалова Л. В. Метод проектирования – путеводная нить для организации приобретения знаний по иностранному языку // Молодой ученый. — 2010. — №12. Т.1. — С. 205-207.
Основные термины (генерируются автоматически): школа, ребенок, проектная деятельность, актовый зал, детский сад, мотивационная готовность, родитель, графический диктант, спортивный зал, учебная мотивация.
Задать вопрос