Активизация познавательной деятельности младших школьников
Автор: Фарукшина Милауша Рифовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2016)
Дата публикации: 15.05.2016
Статья просмотрена: 133 раза
Библиографическое описание:
Фарукшина, М. Р. Активизация познавательной деятельности младших школьников / М. Р. Фарукшина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 164-166. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10556/ (дата обращения: 16.12.2024).
Современная школа предъявляет все новые требования к учащимся. Если раньше дети сдавали экзамены только к окончанию школы, то сейчас они уже вводятся после 4 класса начальной школы. Многие родители обеспокоены этим. Для них возникают непредвиденные трудности. Перед учителями другая проблема. Как же подготовить ребёнка к сдаче экзамена, к стрессам?
Я хочу рассказать о том, какая работа проводятся в нашей школе.
Современный учитель должен включиться во все виды деятельности, быть мастером слова, исследователем, консультантом, общественным деятелем, разработчиком интересных проектов.
Учителя нашей школы Миннуллина И.В., Идиатуллина Р.Ф., Габдулхакова И.В., Колесникова В. Х. не жалея сил и времени работают с детьми, добиваются хороших результатов.
Каждый год 30 апреля в нашей школе проводится Слёт одарённых детей, куда приходят дети, занявшие в разных конкурсах и олимпиадах призовые места. В этом году количество награждённых составило 550 человек.
В своей работе я стараюсь не просто обучать своих подопечных, но развивать в них познавательную активность и творческую самостоятельность.
В этом году у меня первоклассники. В классе их тридцать. В школу они пришли с разным уровнем подготовки. Больше половины класса не знали даже буквы. На уроках я использую разные формы работы. Это групповые, фронтальные, индивидуальные, парные формы работы Готовясь к урокам я подбирала разноуровневые задания. Если кто-то умел составлять предложения по данной картинке, то для некоторых было трудно находить тот или иной предмет. Работая в группе, слабые учащиеся старались помочь сильным и сами не замечали, как подключались в работу. Большинству детям нравятся работать в группе, определять проблему и находить пути их решения. Работая в группе дети учатся общаться, работать вместе, помогать друг другу. Также детям нравится и фронтальные формы работы, когда они показывают сигнальные карточки зелёного или красного цвета и этим дают положительный или отрицательный ответ. К урокам готовлю много индивидуальных карточек, стараюсь дойти до каждого. Также анализировать свои действия; самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; отличаться мобильностью. В этом мне помогают карточки типа: Я понял, что могу... Мне понравилось…Меня удивило… Я предполагаю... Для меня стало новым.. Каждый получает удовольствие от чувства уверенности в себе. Все учатся проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Дети с большим удовольствием находят ответы на вопросы: Что проходим? Как? Для чего проходим? Стараюсь, чтоб дети получали информацию с текстов задач, с упражнений, для этого готовлю индивидуальные карточки. Прочитай народные приметы. Раздели слова для переноса. В марте воробьи гнёзда вьют. Солнечный дождь быстро пройдёт. Снег прилипает к деревьям — к теплу. Длинные сосульки — к долгой весне. Большая роса в мае — к урожаю огурцов. При подготовке к урокам я подбираю задания разной трудности. Ведь с одарёнными детьми нельзя выполнять те же задания, которые рассчитано для базового уровня. Сейчас очень много дополнительной литературы, откуда можно извлечь нужный к уроку материал. На родительском собрании знакомлю родителей с сайтами, откуда дети и родители могут извлечь задания для проверки своих знаний. С детьми мы пишем статьи, проводим разные исследования, готовимся к творческим конкурсам. В этом году Абдуллин Исмагил, ученик 1б класса МБОУ СОШ№ 7 участвовал в конкурсе проектных работ муниципального района Туймазинский район РБ «Юный эрудит». Он представил на суд зрителей и жюри свою научную работу «Полосатые сластёны». Исмагил удивил жюри тем, что так интересно рассказал о пчёлах. Он смог убедить зрителей и жюри, что мёд хорошо влияет на развитие интеллекта, но в то же время надо быть осторожным у человека может быть аллергия. Исмагил так же интересно рассказал маленьким зрителям о пчёлах, о своём деде пчеловоде. А поделка, проделанная к конкурсу вопрос модуля, помогла дойти до каждого. Но всех удивило то, что за 7 минут времени изложения своего материала, он даже не взглянул на свою работу, а всё изложил по памяти. Будто он всё время жил с пчёлами и хорошо знал их. Зрители и жюри были очень довольны. Он был награждён почётной грамотой.
Четверо учащихся 1б класса прошли на муниципальный уровень олимпиады на Кубок Гагарина. Это Пастухов Кирилл, Мусин Юлдаш, Сахаутдинова Каролина, Самигуллина Камила. Да их не так уж много, но они образец для других. Все стараются по своим возможностям, главное их поддержать в этот момент. Кто не смог проявить в интеллектуальных конкурсах, проявили себя в творческих. Например, Фахертдинова Милана создала целый макет сказочного города к конкурсу «Мультяшный Новый год» и заняла 2 место Ишмухаметов Данис, Андреев Артём и Сахаутдинова Каролина создали свой проект заняли призовые места в конкурсе «Зелёная планета глазами детей», Мусин Юлдаш создал фильм, который назывался «Подарок маме» и занял 1 место в Всероссийском творческом конкурсе «Талантоха-25»
Любой учитель знает, что заинтересовать младшего школьника учебной деятельностью не просто, но если интерес есть, то положительный результат будет обязательно.
Для меня принципиально важно, чтобы дети на каждом уроке переживали радость открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы и познавательный интерес. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе — научить ловить рыбу, тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.
Литература:
- Д. Х. Гифатулина «Русский языка в играх», С. — П., 1996 г.
- Г. А. Бакунина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка 2 класс и 3 класс». М.: Изд-ий центр «ВЛАДОС», 2001 г.