Эффективность детского самоуправления на современном этапе
Автор: Захаров Вадим Андреевич
Рубрика: 22. Социология
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, январь 2020)
Дата публикации: 05.01.2020
Статья просмотрена: 1654 раза
Библиографическое описание:
Захаров, В. А. Эффективность детского самоуправления на современном этапе / В. А. Захаров. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 51-56. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/357/15547/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье рассматривается детское самоуправления на современном этапе и его эффективность, а также то, как оно функционирует в современном мире.
Ключевые слова: детское самоуправление, детская организация, самоуправление.
В настоящее время все еще преобладает представления о том, что детское самоуправление — это то, что может быть «введено» приказом директора, то, для чего достаточно опять же при помощи приказа назначить специализированного человека (специально выделенный педагог, старший вожатый и т. п.). Помимо этого, в ситуации усиливающегося контроля со стороны надзорных и управляющих над образовательными организациями органов времени на создание самоуправления в образовательных организациях не отведено. Все это приводит к тому, что вместо реального детского самоуправления, в котором дети действительно являются организаторами и субъектами деятельности, появляется имитационное, мнимое самоуправление, в котором данная деятельность имитируется.
Хуже всего, что в данной ситуации, не имея перед глазами никаких альтернатив, дети (а зачастую и неопытные молодые вожатые или учителя) всерьез считают, что только таким и может быть самоуправление.
Прежде всего, самоуправление — это то, что позволяет ребенку попробовать себя в новой, сначала непривычной роли организатора и приобрести организаторский опыт. Учебная деятельность, если и дает ребенку такие возможности, то мало.
Во-вторых, самоуправление помогает воспитывать в детях чувство ответственности. Когда ребенка выбирают командиром, он начинает видеть, что из-за его недоработок и лени становится плохо не только ему, но и тем людям, которыми он командует.
В-третьих, благодаря самоуправлению создается мотивация для личностного роста детей. Быть командиром почетно, и чем выше должность, тем более почетно.
В-четвертых, это учит детей проявлению активной позиции. При самоуправлении любой ребенок может предложить коллективу свою идею и реализовать ее, если она будет принята.
К сожалению, большинство так называемых систем самоуправления далеки от этого. Являясь в течение ряда лет членом жюри разных конкурсов, которые связаны с ученическим самоуправлением, можно отметить крайне низкий уровень понимания феномена детского самоуправления, подходов к нему как в управленческой, так и в педагогической среде.
Зачастую можно встретить несколько основных отрицательных походов:
– Властно-ориентированное самоуправление. В данной ситуации в образовательной организации создают разные формирования, которые призваны возглавлять и организовывать деятельность учеников по тому или другому направлению. В сущности, на самом деле данные формирования имеют, как правило, крайне ограниченную зону влияния, т. к. их деятельность не всегда адекватно воспринимается педагогами. (Например, в «министерстве спорта» учитель физкультуры может видеть помеху, а то и конкуренцию своей деятельности, а не партнера по общему делу). Вследствие этого данные органы оказываются имитационными, и следующим шагом является поиск деятельности для них: ведь что-то нельзя, что-то директор не разрешит, а что-то опасно. В результате, дети остаются разочарованными, т. к. возникшее у них ощущение причастности к принятию решений, формированию содержания их жизни в школе сменяет понимание того, что это только видимость партнерских отношений, которые по сути не являются таковыми.
– «Конкурсное самоуправление». Данный вид самоуправления получил развитие в последние годы, с появлением большого числа разных конкурсов, фестивалей и других мероприятий окружного, межшкольного, городского и далее уровней. В данной ситуации вокруг куратора ученического самоуправления есть некоторый актив детей, деятельность которого сведена к выполнению заданий вышестоящих организаций (окружных советов самоуправления и т. п.), участию в конкурсах по самоуправлению и т. п.
– «Бумажное самоуправление». С таким самоуправлением столкнулся автор, придя когда-то давно работать в школу заместителем директора по воспитательной работе и получив от директора увесистую папку со словами: «А это у нас самоуправление». После детального исследования папки выяснилось, что она переполнена различными протоколами заседаний, многочисленными «слушали-постановили» и тому подобными бюрократическими документами. Установить, какая реальная деятельность осуществлялась и какие реальные итоги достигнуты, не удалось.
В противовес им должен быть поставлен единственно возможный деятельностно-ориентированный подход в организации детского самоуправления, при котором вначале определен объем деятельности, который следует разделить с ребятами, а только потом формируется детское сообщество, которое готово такую деятельность реализовывать совместно с педагогом.
- Коллегиальность.
Все решения в коллективе должны приниматься вместе, посредством голосования или обсуждения на общем сборе. Если после голосования нет общего решения, то следует искать компромисс, учитывать при этом интересы всех.
- Критика и самокритика.
Важно, чтобы каждый ребенок был праве высказать замечания по какому-то поводу, и чтобы ему самому также указывали его минусы. В этом есть один подводный камень: это следует делать таким образом, чтобы не задеть друг друга и чтобы конструктивная критика не переходила в личные оскорбления.
- Свобода слова.
Ребенок должен быть понят и услышан. Нельзя допускать, чтобы ребенок боялся выражать свои мысли. Если это происходит — нужно работать над созданием атмосферы в коллективе, чтобы каждый член коллектива мог высказать свободно свою мысль и не бояться быть непонятым или осмеянным. Без выполнения данного требования самоуправление не представляется возможным.
- Ориентация на результат.
У каждого действия должен быть итог. Следить за достижением итога помогает отчетность. Каждому делу или поручению для ребенка необходим контрольный срок (срок, к которому оно должно быть окончено), после чего ребенок отчитывается о проделанной работе.
Подводя результат, нужно отметить, что детское самоуправление в ученическом коллективе — воспитательное средство, которое обладает большим потенциалом, который в настоящее время редко в какой образовательной организации реализован в полном объеме. Тем не менее, по словам В. А. Караковского, «если мы хотим, чтобы наша школа была демократичной и гуманной, то без серьезной профессиональной деятельности по развитию самоуправления не обойтись».
Важным условием создания эффективной системы детского самоуправления является заинтересованность, уважительное отношение к органам детского самоуправления, к их представителям со стороны педагогов и администрации организации, понимание многообразия и важности их деятельности, умение поиска компромиссных решений, моральная поддержка детей, а также создание ситуаций, в которых дети чувствовали бы свою значимость в управлении организацией.
Следует обратить внимание, что успешность детского самоуправления в организации зависит от решения ряда задач кадрового, организационного, социально-психологического, программно-методического характера. При организации детского самоуправления следует учитывать, что организация свободна в выборе модели детского самоуправления, исходя из опыта работы, своей специфики, имеющихся традиций.
Отметим, что развитие детского самоуправления предполагает ориентацию на коллективные и личностные потребности, интересы, способности всех участников образовательного процесса (педагоги, дети, родители). Деятельностная основа детского самоуправления должна быть направлена на социально-полезные и социально-значимые для учреждения дела.
Кроме того, следует помнить о тесном взаимодействии детского самоуправления с иными органами самоуправления в образовательной организации: родительские советы, педагогические советы, управляющие советы и т. д.
Сегодня в стране отмечается постоянный рост числа общественных организаций: если в 90-е годы XX века членами общественных объединений являлись от 2 до 10 % детей и молодежи, то в современной России членами и участниками общественных организаций в целом являются 32 % детей и молодежи. Эта же тенденция характерна и для Орловской области: на 1 января 2011 года здесь зарегистрированы 31 детская и молодежная общественная организация (из них 5 детских, 2 являются Орловскими отделениями российских организаций «Ассоциация юных лидеров», «Новая цивилизация»). Численность областной пионерской организации «Орлята» составляет около 46000 человек. Это массовая общественная неполитическая организация для детей и взрослых. Сегодня детские общественные объединения функционируют почти во всех образовательных учреждениях Орловской области. В их деятельности участвуют школьники от 8 до 18 лет.
В настоящее время около 90 % ребят хотят быть членами детских общественных организаций (исследование проводилось в 2010 году на базе детского общественного объединения Орловской области «Орлята», в нем приняли участие 1030 учащихся — членов детских общественных объединений). В чем причина растущей популярности детских общественных объединений? Общеизвестно, что ребенку по его природе необходимо общение. Дети, участвующие в управлении детской организации, получают не только радость и удовлетворение от собственной деятельности, но и неоценимый опыт личностной социализации посредством коммуникации со сверстниками и взрослыми. Участвуя в деятельности общественной организации, ребенок приобретает конкретный гражданский опыт: учится избирать и быть избранным, осваивает правила демократического устройства своей организации, процедуру выборов ее органов управления, принимает участие в создании законов своего объединения, правил и норм поведения, учиться уважать символы и ритуалы организации и даже формировать политику своей организации.
От детской общественной организации требуется создание таких условий, которые позволят ребенку раскрыть и реализовать свой внутренний потенциал; развить такие качества, как самостоятельность, инициативность, творчество, способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации. Таким образом, детская общественная организация должна воспитывать социально активного и культурного человека, который не просто любит свою Родину и переживает за нее, но и участвует в деятельности, направленной на решение конкретных вопросов развития страны: в выборах, в экологических субботниках, митингах. Такой человек в дальнейшем, осуществляя свою социально-культурную деятельность, будет организовывать свой досуг через деятельность в различных социально-культурных центрах; противостоять разрушению исторического и культурного наследия, участвовать в восстановлении памятников; требовать от властей принятия необходимых для общества законов; защищать свои права и права окружающих.
Добровольность членства в детской организации развивает в ребенке чувство внутренней свободы и собственного достоинства, способность к объективной самооценке, к рациональному мышлению, к осознанию своих интересов и потребностей, ставит его перед проблемой реального выбора. Включение в деятельность организации способствует приобщению молодого поколения к историческому и культурному наследию своей Родины, формирует национальное самосознание гражданина, учит быть патриотом. Возможность избирать и быть избранным способствует развитию высокой социальной активности, целеустремленности, формирует потребность в жизненных достижениях и успехах. В системе деятельности детского объединения существует реальная возможность выступить в различных социальных ролях (лидер, организатор, исполнитель, участник, наблюдатель), что позволяет ребенку быстро находить оптимальное решение жизненных проблем в нестандартных ситуациях, быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, уметь ориентироваться в социально-политической, социально-культурной обстановке, делать адекватный выбор.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что детская общественная организация сегодня создает реальные условия для практического включения ребенка в постоянно меняющуюся среду, помогает к ней адаптироваться, другими словами, всемерно способствует активной социализации личности. Именно общественная организация является одним из эффективных средств, способных обеспечить формирование активной гражданской позиции и воспитание инициативности молодежи через включение ее в социально-культурную деятельность.
В качестве примера управления детским коллективом можно рассмотреть городскую думу школьников Асбестовского городского округа (далее — Асбестовского ГО), которая является выборным органом, в нем состоят представители от каждой школы. Городская дума школьников решает общешкольные вопросы на городском уровне, некоторые вопросы решаются совместно с депутатами Асбестовского ГО. Деятельность данной организации будет рассмотрена во второй главе работы.
Другим примером является Тамбовская детская Дума, которая является руководящим органом организации «Юные россы». Детская организация была создана в 1997 году. В детскую Думу входят выбранные представители детских организаций г. Тамбова. Основная цель работы Думы как органа детского самоуправления состоит в общей координации деятельности организации «Юные россы», а также создании условий для развития потенциала детей как лидеров детской организации.
Деятельность юных депутатов направлена на развитие школьных детских организаций, решение их проблем, привлечение общественности к их деятельности, помощь активу.
В октябре 2019 г. был собран новый состав Думы.
В новый двенадцатый созыв вошли 53 депутата, которые прошли через настоящие выборы. На первом этапе от каждой школы были выдвинуты по 5 кандидатов в депутаты. Потом прошла пресс-конференция, на которой активисты презентовали проект модели развития школьной детской организации и пообщались с избирателями. По результатам мероприятия участие в выборах продолжили уже 4 кандидата.
На следующем этапе ребята проходили собеседование, где проверялись их знания в области детского движения, обсуждались планы и предложения по работе в новом созыве. Лучшие были допущены до итогового школьного голосования. Для его проведения в каждой детской организации была сформирована избирательная комиссия, следившая за ходом выборов. По результатам тайного голосования были определены лидеры-финалисты.
На торжественное посвящение депутатов Тамбовской городской детской Думы XII созыва приглашены первые лица города, которые обратятся к юному поколению с напутственными словами и вручат депутатские удостоверения.
Следует отметить, что с годами потребность в детских организациях и их социально-культурной деятельности будет только возрастать, поэтому и рассматриваем вопрос о совершенствовании развития самоуправления как фактора социально-культурной деятельности в детских общественных объединениях.
Основной целью совершенствования развития самоуправления является создание благоприятных условий для активного развития юных граждан России как ответственных членов местных, национальных и международных сообществ, их социальная адаптация. Для достижения этой цели требуется выполнение следующих задач:
– создание системы самоуправления на всех уровнях;
– создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы самоуправления на всех уровнях;
– подготовка молодых людей к сознательной и ответственной жизни в демократическом обществе, функционирующем в четком правовом пространстве;
– формирование навыков социальной мобильности, воспитание современной электоральной культуры;
– помощь юным гражданам в формировании российского государственного самосознания, воспитание любви к Родине, ответственности за будущее России;
– помощь в выработке воли и морально-психологических качеств, необходимых для того, чтобы быть успешным в жизни, в полной мере реализовать личностный потенциал, отстоять при необходимости свои духовные ценности, защитить близких и свое Отечество;
– содействие государству в отборе, воспитании, образовании, профессиональной подготовке и трудоустройстве молодых людей, обладающих высокими лидерскими качествами и организаторскими способностями.
Проведённый анализ литературных источников и интернет-ресурсов выявил, что на развитие форм детского самоуправления оказывает влияние ряд факторов государственно-общественного управления образованием:
- Учёт личностных качеств и интересов детей, вовлечённых в детское самоуправление.
- Учёт социальных и экономических условий при организации педагогического процесса.
- Стремление к личностному росту детей в процессе их управленческой деятельности.
- Определение возможных перспектив детей, осуществляющих деятельность в рамках детского самоуправления.
- Регулярный анализ результатов деятельности детей при организации детского самоуправления.
Выявление данных факторов позволило разработать методические рекомендации по развитию форм детского самоуправления.
- Построение детского самоуправления с учётом личностных качеств и интересов детей. Эффективность детского самоуправления во многом зависит от того, насколько дети замотивированы на его реализацию. Для выявления данных характеристик целесообразно использовать «Методические рекомендации по проведению психологического исследования».
- Постепенное усложнение форм детского самоуправления. На начальном этапе реализации детского самоуправления целесообразно применять простые формы. Например, организацию учащимися несложных конкурсов для небольшого количества участников. Со временем организационные и коммуникативные качества детей, вовлечённых в процесс детского самоуправления, будут развиваться и усложнение форм детского самоуправления станет возможным. Они смогут осуществлять управленческие функции для значительного количества человек и их роль в жизни образовательной организации существенно возрастёт.
- Постепенное повышение самостоятельности детей при принятии ими управленческих решений. На начальном этапе реализации детского самоуправления педагог организовывает и направляет деятельность детей. Впоследствии они собственными силами смогут осуществлять управленческие решения в рамках их компетенции.
- Систематический анализ результатов детского самоуправления и определение новых перспектив его реализации. В постоянно меняющихся социально-экономических условиях жизни общества важно учитывать возможные изменения окружающей среды для конструктивной социализации детей. С данной целью необходимо регулярно выявлять развитие полезных качеств детей, полученных в ходе реализации детского самоуправления, и на основе информации об этих качествах развивать новые формы самоуправления детей.
- Дополнительное образование является благоприятной базой для развития форм детского самоуправления. При этом большое значение имеет характер взаимодействия представителей актива с воспитанниками секций и кружков образовательной организации.
- Развитие форм детского самоуправления, связанное с взаимодействием актива школы со школьными кружками и секциями, шло по пути усложнения структуры, повышения масштабности и зрелищности, увеличения числа зрителей, участников и организаторов.
- В процессе развития форм детского самоуправления постепенно происходило увеличение степени самостоятельности работы актива школы.
- Организация различных форм детского самоуправления на базе дополнительного образования привело к развитию качеств учащихся, способствующих их личностному росту.
- Разработка исследовательских проектов и бизнес-проектов школьников является одной из самых благоприятных возможностей развития форм детского самоуправления.
- Следующий этап эволюции форм детского самоуправления — помощь в организации научно-практических конференций школьников. При этом происходило постепенное увеличение самостоятельности актива в процессе их организации.
- Самостоятельная разработка бизнес-проектов активом школы приводит к осуществлению новых форм детского самоуправления: коллективной трудовой деятельности и организации бизнес-конференции детей.
- Анализ результатов педагогических экспериментов, а также сравнение показателей, полученных в результате проведения различных методик, среди учащихся, включённых в детского самоуправление, и школьников, не охваченных данным видом деятельности, позволяет сделать выводы о том, что гипотеза данной исследовательской работы нашла своё подтверждение, а также разработать методические рекомендации по развитию форм детского самоуправления.
Таким образом, можно подвести следующие итоги:
- На современном этапе развития педагогики детское самоуправление является не прерогативой деятельности отдельных школ, гимназий и лицеев, а обязательным компонентом работы каждой образовательной организации, регулируемой ФГОС и Уставом конкретного учреждения.
- В организации детского самоуправления принимают участие практически все педагогические сотрудники. При этом роль каждого из них определяется конкретной ситуацией.
- Для эффективной работы учащихся в рамках детского самоуправления необходимо развитие определённых качеств их личности: лидерских качеств, энергичности, целеустремлённости, высокой самоорганизации, эрудированности, трудолюбия.
- Выбор форм детского самоуправления необходимо осуществлять с учётом их индивидуальных особенностей, интересов и потребностей.
- Роль влияния дополнительного образования на развитие форм детского самоуправления определяется главным образом уровнем его организации.
- Большое значение для развития форм детского самоуправления имеет вовлечение детей в исследовательскую работу.
Литература:
- Караковский В. А. Воспитание для всех. М.: НИИ школьных технологий, 2008.
- Низиенко, Е. Л. Механизм государственно-общественного управления профильным обучением на территории муниципального образования / Е. Л. Низиенко // Педагогическая диагностика. 2009. № 2.
- Прутченков, А. С. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении / А. С. Прутченков. — М:, 2003. — 328 с.
- Терентьева, С. Т. Новые образовательные стандарты как инструмент развития образования / С. Т. Терентьева // Вестник образования. — 2013. — № 11.
Ключевые слова
самоуправление, детское самоуправление, детская организацияПохожие статьи
Философский взгляд на физическое воспитание в современной России
В статье рассмотрены аспекты физического образования и воспитания в современной России с точки зрения философии.
Влияние информационных технологий на образовательную систему
В статье рассматривается влияние информационных технологий на образовательную систему в современном мире, а также анализируются положительные и отрицательные последствия цифровизации образования.
Цифровая экономика в современном мире
В статье рассмотрены вопросы использования цифровой экономики в современном мире. Где данный прогресс используется, для чего необходим и где ещё возможно применение данного инструмента. Были сделаны выводы, что цифровая экономика является хорошим «по...
Педагогический дизайн и его значение в современной педагогике
В статье рассматривается история возникновения понятия «педагогический дизайн», а также определяется значение применения технологий педагогического дизайна для создания благоприятной среды и повышения эффективности обучения.
Современные средства мультимедиа и их применение
В статье раскрывается понятие и сущность мультимедиа, освещается роль и влияние средств мультимедиа в жизни общества и интеллектуальной деятельности, рассматриваются положительные и отрицательные аспекты применения мультимедиа технологий в сферах обр...
Возникновение, черты и роль digital-маркетинга в деятельности предприятия
В данной статье будет проанализировано понятие digital-маркетинга, история возникновения данного явления, его характеристики и виды в современном мире, а также роль в деятельности предприятия.
Философия и предпринимательство: реалии современного мира
В статье рассмотрено понятие бизнеса с точки зрения философии. Выявлены самые распространённые концепции предпринимательства в настоящее время. Определены философы современности, их идеи и убеждения. Приведены примеры успешного устройства на работу б...
Принципы гражданского судопроизводства в условиях цифровизации
В данной статье рассматривается, как цифровизация повлияла на реализацию принципов гражданского судопроизводства, какие изменения происходят в сфере правосудия от внедрения информационных технологий для судебной деятельности, а также исследуются неко...
Наставничество в системе высшего образования в России: современные подходы
В статье прослеживается путь формирования системы наставничества от классических форм до современных подходов в системе высшего образования в России.
Применение инновационных методов мотивации в условиях цифровизации экономики
В статье раскрывается важность применения современных методов мотивации, а также изучается их влияние на деятельность персонала и компании.
Похожие статьи
Философский взгляд на физическое воспитание в современной России
В статье рассмотрены аспекты физического образования и воспитания в современной России с точки зрения философии.
Влияние информационных технологий на образовательную систему
В статье рассматривается влияние информационных технологий на образовательную систему в современном мире, а также анализируются положительные и отрицательные последствия цифровизации образования.
Цифровая экономика в современном мире
В статье рассмотрены вопросы использования цифровой экономики в современном мире. Где данный прогресс используется, для чего необходим и где ещё возможно применение данного инструмента. Были сделаны выводы, что цифровая экономика является хорошим «по...
Педагогический дизайн и его значение в современной педагогике
В статье рассматривается история возникновения понятия «педагогический дизайн», а также определяется значение применения технологий педагогического дизайна для создания благоприятной среды и повышения эффективности обучения.
Современные средства мультимедиа и их применение
В статье раскрывается понятие и сущность мультимедиа, освещается роль и влияние средств мультимедиа в жизни общества и интеллектуальной деятельности, рассматриваются положительные и отрицательные аспекты применения мультимедиа технологий в сферах обр...
Возникновение, черты и роль digital-маркетинга в деятельности предприятия
В данной статье будет проанализировано понятие digital-маркетинга, история возникновения данного явления, его характеристики и виды в современном мире, а также роль в деятельности предприятия.
Философия и предпринимательство: реалии современного мира
В статье рассмотрено понятие бизнеса с точки зрения философии. Выявлены самые распространённые концепции предпринимательства в настоящее время. Определены философы современности, их идеи и убеждения. Приведены примеры успешного устройства на работу б...
Принципы гражданского судопроизводства в условиях цифровизации
В данной статье рассматривается, как цифровизация повлияла на реализацию принципов гражданского судопроизводства, какие изменения происходят в сфере правосудия от внедрения информационных технологий для судебной деятельности, а также исследуются неко...
Наставничество в системе высшего образования в России: современные подходы
В статье прослеживается путь формирования системы наставничества от классических форм до современных подходов в системе высшего образования в России.
Применение инновационных методов мотивации в условиях цифровизации экономики
В статье раскрывается важность применения современных методов мотивации, а также изучается их влияние на деятельность персонала и компании.