В статье представлены результаты исследовательского студенческого проекта, реализованный как один из способов решения проблемы организации и успешного функционирования государственно-общественного управления системой общего образования. Результатом проекта стала разработка и апробация авторской модели, в состав которой вместе с органами самоуправления вошли инклюзивная среда самоуправления и школа актива.
Ключевые слова: проект, модель, самоуправление, государственно-общественное управление, школа, инклюзия, лидер
В настоящее время наибольшую актуальность приобретает проблематика государственно-общественного управления системой отечественного общего образования. В контексте преобразований, наблюдаемых на сегодняшний день, образование должно развиваться как открытая система, где важную роль играет активное участие общественности (детей и родителей) в формировании и реализации государственной политики в сфере образования в целом и школы в частности. Так, традиционная модель самоуправления в общеобразовательной организации состоит из трех основных ветвей — обучающиеся, их родители и администрация образовательной организации, включая весь педагогический коллектив.
Проведенный студентами педагогического университета опрос школьников, родителей и учителей общеобразовательных организации, с целью анализа ситуации формирования государственно-общественного управления в школе, показал, что 90 % респондентов осознают свою роль и возможность быть членом государственно-общественного управления школой. Анализ ответов на вопросы о функциях педагогического коллектива, родителей и учащихся в государственно-общественном управлении школой, привел нас к выводу, что из всех респондентов наиболее затрудняются в своих действиях школьники. Они объясняют это недостаточными знаниями, ограниченностью в возможности участия каждого обучающегося в управлении школой. Хотя, именно школьное самоуправление призвано стать формой реализации обучающимися права на участие в управлении школой, в организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и родителями. Данное право закреплено в ст. 34 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Поиск ответов на вопросы о том, каким образом подготовить ученический актив школы к самоуправлению и организовать его таким образом, чтобы каждый ребенок независимо от его возможностей и способностей стал полноценным членом системы государственно-общественного управления школой, определили проблему проекта. Она заключается в поиске пути организации ученического самоуправления школой, которая характеризуется наличием подготовленного актива обучающихся и созданием инклюзивной среды.
Теоретическая и практическая значимостьпроекта заключается в создании модели ученического самоуправления, как части государственно-общественного управления школой. Построение модели и ее апробация кроме традиционных компонентов ученического самоуправления включают обучение актива и предоставление возможности каждому обучающемуся участвовать в государственно-общественном управлении школой.
Возвращаясь к данным опроса, обратим внимание, что самой ограниченной, но потенциально активной частью государственно-общественного управления системой общего образования являются обучающиеся. В связи с данным фактом особое внимание в проекте обращено на ученическое самоуправление школой. Исследования ученых открывают направления актуализации ученического самоуправления: создание инклюзивной среды с целью удовлетворения социальных потребностей каждого ребенка [2], совершенствование системы гражданского воспитания [3,5], формирование ценностных ориентаций школьников [4], обеспечение психологической безопасности детей [1] и другие.
Выше сказанное обусловило идею усовершенствования традиционной модели ученического самоуправления школой. Среди педагогических моделей выбрана организационная модель, отличительной чертой которой является возможность автора наиболее выразительно представить процесс управления, раскрыть особенности взаимодействия субъектов процесса самоуправления.
В разработанной модели родители и педагоги не исключаются из ученического самоуправления школой, хотя и не входят в него. Они выступают в качестве попечителей, спонсоров, мотиваторов, наставников, способствуя развитию ученического самоуправления через участие в решении важных организационных вопросов школы, подготовке и проведении различных культурно-массовых, творческих и других мероприятий.
Предложенная нами модель ученического самоуправления в структуре государственно-общественного управления общеобразовательной организацией (рис. 1) является образом реально действующего процесса ученического самоуправления. Она состоит из следующих компонентов ученического самоуправления: цель, управленческий аппарат, субъекты (обучающиеся), школа актива, инклюзивная среда.
Рис. 1. Модель ученического самоуправления в структуре государственно-общественного управления общеобразовательной организацией
Цель выбранной нами организационной модели — это самореализация каждого ученика и выработка навыков самостоятельной работы по формированию гражданско-нравственной позиции. Так, самоуправление в общеобразовательной организации будет осуществляться благодаря взаимодействию управленческого аппарата школы и президента школы, выбранного из числа учащихся, с одной стороны, и учеников, которые являются членами министерств и клубов по интересам, с другой стороны.
Президент школы организует работу идейного центра, осуществляет связь с методическим объединением классных руководителей, а также со всеми учителями школы, подчиняясь при этом администрации общеобразовательной организации. Министерства школы подчиняются президенту школы.
Ученики школы являются членами представительных органов ученического самоуправления — министерств, или же участниками клубов по интересам. Инклюзивная среда самоуправления школой предполагает создание условий для участия в самоуправлении каждого ученика. Акцент на создание инклюзивной среды самоуправления в авторской модели позволяет говорить об активном использовании принципов инклюзивного образования, поскольку инклюзивное образование предполагает создание среды, в которой реализованы условия для образования и удовлетворения потребностей различных категорий детей: дети с нормой, дети с ограниченными возможностями здоровья, одаренные дети и дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию. При этом для успешного функционирования системы самоуправления в общеобразовательной организации должна быть создана школа актива «You Lead», состоящая из числа старшеклассников и педагогов.
Разработанная организационная модель ученического самоуправления в структуре государственно-общественного управления общеобразовательной организацией нашла свое применения в школах города Челябинска.
Первым этапом реализации цели проекта стало создание в общеобразовательных организациях города школы ученического актива «You Lead». Школа «You Lead» — это тренинговая программа, направленная на выявление лидеров в школьной среде и обучение их навыкам эффективной работы в школьном самоуправлении. Участвуя в школе актива, учащиеся учатся работать в команде, проявлять свои лидерские качества, быть ответственными за полученный результат, решать конфликты, уметь красиво говорить и т. д.
Школа актива — это не только тренинги личностного развития, опыт управления командой и реализация собственных проектов, но и ряд увлекательных мастер-классов, новые знакомства, интересные встречи, яркие эмоции и воспоминания.
Первый этап школы актива проходит в октябре. Программа школы очень насыщенная и включает в себя тренинги на знакомство и командообразование. Второй этап не менее насыщен. Он включает в себя уже лекции,семинары, проектную работу, мастер-классы по вопросам личностного роста, а также проведение различных творческих мероприятий.
Результатом работы школы актива являются разработанные социальные проекты и культурно-массовые мероприятия. Организаторами школы актива «You Lead» для школьников являются старшеклассники, обучение которых в качестве волонтеров осуществляли студенты педагогических вузов.
В работе школы актива применяются технология проектного обучения, которое направлено на активизацию самостоятельной работы учащихся и развитие их познавательного интереса; технология портфолио, предполагающая формирование учеников способности и готовности к самопрезентации, демонстрации собственных достижений, а следовательно, мотивирующая школьников к активной деятельности; технология организации самостоятельной работы обучающихся, целью которой является выработка навыков самостоятельной работы у каждого школьника; технология рейтинга достижений, направленная на формирование направленности каждого ученика на самореализацию.
С целью оценки значимости реализации модели школьного самоуправления в общеобразовательной организации, среди учеников школ нами было проведено исследование представлений учащихся о деятельности органов ученического самоуправления при помощи разработанного нами опросника. Результаты опроса показывают, что 75 % опрошенных придерживаются мнения, что занятия в школе актива позволяют учащимся выразить и отстоять свою точку зрения по важным вопросам школьной жизни, 69 % отмечают, что занятия в школе актива способствуют установлению контактов с другими детскими, подростковыми и молодежными организациями, а следовательно, расширяет социальную мобильность школьников. Таким образом, результаты работы со школьниками по данному направлению показали, что проведение «Школ актива» способствует развитию самостоятельности детей, развитию лидерских и коммуникативных качеств. Не зря процесс обучения в школе называется учебно-воспитательным. Миссия современной школы давно вышла за грани только обучения, огромная роль отводится социализации ребенка. Уже в школе он должен готовиться к взрослой жизни, к необходимости занять свое место в обществе. Очевидно, что немалую роль в этом играет ученическое самоуправление.
Важным условием развития системы самоуправления в школе является то, что уровень активности ученика в качестве участника ученического самоуправления определяется на основе результатов самооценки ученика и оценки его деятельности активом класса либо всем коллективом класса, из чего складывается индивидуальный рейтинг, который, как мы считаем, следует проводить не чаще одного раза в месяц и не реже одного раза в полугодие по усмотрению коллектива класса. Критериями индивидуального рейтинга участника ученического самоуправления являются показатели выполнения «Законов», которые вырабатываются непосредственно учащимися и принимаются ими как нормы жизни школы, которые также можно назвать традициями отношений в школе.
Проанализировав опыт деятельности различных школ мы приводим примерный список таких «Законов»: закон «0:0» — «точность — вежливость королей», неукоснительная пунктуальность, выполнение режимных моментов школьной жизни; закон «Солидности» — «в человеке все должно быть прекрасно…», соблюдение делового стиля одежды, чистоты речи, правил поведения для учащихся; закон «Зеленый коридор» — вежливое, уважительное отношение к старшим и младшим, отношения толерантности и взаимопомощи; закон «Управляем школой» — активная, систематическая работа в качестве участника ученического самоуправления; закон «Творчества и инициативы» — «все творчески, а иначе зачем», активное, творческое участие в традиционных мероприятиях школы.
Мы убеждены, что формирование, совершенствование и неукоснительное соблюдение членами ученического коллектива этих законов позволяет повышать мотивацию каждого ученика к активному участию в управлении школой, способствует формированию гражданско-нравственной позиции подрастающего человека. Кроме того, данная система позволяет найти индивидуальный подход к каждому обучающемуся, дает школьникам широкие возможности для саморазвития и самосовершенствования.
Говоря о школьном самоуправлении, законах его существования и развития, взаимодействии субъектов отношений в рамках школьного самоуправления, мы наблюдаем инклюзию в образовании.Так, обучающиеся могут получить возможность самореализации и самосовершенствования, участвуя в работе клубов по интересам (клуб юных исследователей, клуб любителей спорта, клуб юного журналиста и т. д.). Особо актуальным нам представляется участие в работе клубов по интересами не только одаренных детей, но и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации или детей с ограниченными возможностями здоровья.Участвуя в работе клуба,ребенок получает возможностьпроявить свою активность, провести время с пользой, научиться работать в команде, а также решать проблемные и творческие задачи. При этом не следует забывать о том, что каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным, а подлинное образование осуществляется лишь в контексте реальных взаимоотношений. Если обучение и воспитание станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование благодаря развитому институту самоуправления в школе, удовлетворение образовательно-воспитательных потребностей получит каждый ребенок.
Таким образом, апробация модели ученического самоуправления в структуре государственно-общественного управления общеобразовательной организацией дала положительные результаты. Через организацию школы актива «You Lead» ученическое самоуправление стало более организованным и осознанным со стороны ребят, а реализация законов школьного самоуправления, как критериев индивидуального рейтинга учащегося в школьном самоуправлении, наиболее ярко показывает инклюзивную среду самоуправления школой, обеспечивающей равный доступ к управлению общеобразовательной организацией всем ее обучающимся.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводам: предпринимаются попытки для совершенствования системы государственно-общественного управления образовательной; государственно-общественное управление в общеобразовательной организации реализуется благодаря тесному взаимодействию трех ветвей самоуправления, которые представлены собственно обучающимися, их родителями, а также всем педагогическим коллективом и администрацией общеобразовательной организации; предложенные дополнения к содержанию и организации ученического самоуправления показали положительные результаты. Проект можно считать успешно реализованным.
Литература:
- Василенко, Е. А. К вопросу о сущности экологического стресса и восприятии экологической угрозы подростками и юношеством [Текст] / Е. А. Василенко // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 16 окт. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.].– Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — С.97–99.
- Воденникова Л. А. Обзор историографии проблемы формирования профессиональных ценностных ориентаций будущих педагогов-дефектологов/ Л. А. Воденникова // Научно-методический электронный журнал «Концепт» [Электронный ресурс] — 2014. — № 11 — С. 76–80.
- Воденникова Л. А. Ценностно-ориентационный компонент гражданского воспитания учащихся в подростковом возрасте [Текст] / Л. А. Воденникова. — Профессиональный проект: идеи-технологии-результаты. — Москва — Челябинск. — 2012. — № 2 (7) — С. 22–25.
- Воденникова, Л. А. Идеи К. Д. Ушинского о формировании ценностей и ценностных ориентаций ребенка путем нравственного воспитания [Текст] / Л. А. Воденникова // Современная высшая школа: инновационный аспект. — 2010. — № 4. — С. 35–38.
- Циулина, М. В. Патриотическое воспитание учащихся в общеобразовательной школе: организационно-содержательный аспект [Текст] / М. В. Циулина // Вестник Орловского государственного университета. — Серия: Новые гуманитарные исследования. — 2011. — № 1 (15). — С. 329–333.