Развитие аксиологического потенциала будущих специалистов возможно, если в вузе предусмотрено создание такой среды, которая будет способствовать направленному изменению ценностных ориентаций студентов. Анализ практики профессиональной подготовки в вузе показывает, что в качестве такой благоприятной среды можно рассматривать систему студенческого самоуправления. Благодаря своей ценностно-ориентирующей функции, студенческое самоуправление выводит студентов в сферу мировоззренческого осмысления социальной и профессиональной реальности, их отношений с окружающими людьми.
Студенческое самоуправление как социальный феномен получил освещение в работах Н.П. Бугаенко, О. Виштака, А.И. Давыдовой, И.Ф. Ежуковой, А.А. Исаева, О.А. Колмогоровой, И.Н. Крещенко, В.М. Певзнера, С.С. Петровой, И.А. Правдиной и др. Изучение данных работ позволило сделать следующие выводы:
наряду с тем, что студенческое самоуправление является компонентом воспитательной системы вуза, оно представляет собой особую форму инициативной, самостоятельной, общественно полезной деятельности студентов по решению различных вопросов студенческой молодежи: организации обучения, быта, досуга, развития ее социальной активности и поддержке социально приемлемых инициатив;
студенческое самоуправление выступает в качестве формы самостоятельной общественной деятельности студентов по осуществлению функций управления жизнью студенческого коллектива;
ценной является идея о том, что основной приоритет самоуправления – организаторская деятельность в студенческой среде, защита интересов и прав студентов, формирование конкурентоспособного специалиста;
как целостная система студенческое самоуправление отражает различные организационные формы, обеспечивающие участие в управлении студенческими коллективами;
студенческое самоуправление является хорошей школой для развития умений принятия и реализации решений, касающихся организации и осуществления жизнедеятельности студентов;
студенческое самоуправление способствует включению студентов в управление вузом, в частности, в обсуждение и решение вопросов деятельности вуза, планирование, организацию, мотивацию и контроль учебного процесса, научно-исследовательской и внеучебной работы.
В сущности, студенческое самоуправление охватывает все без исключения сферы жизнедеятельности современного вуза. Для студентов, по выражению некоторых авторов, нет и не может быть «закрытых» зон в функционировании вуза, в противном случае вести речь о самоуправлении бессмысленно. Иными словами, студенческое самоуправление представляет собой форму и способ жизнедеятельности студентов и студенческих коллективов, соединение самостоятельности, инициативы, активности студентов в обеспечении деятельности вуза.
При всем при этом первостепенное значение приобретает вопрос о том, каковы возможности студенческого самоуправления (его отдельных органов, студенческих организаций и отдельных инициативных групп студентов) в расширении и усилении педагогического влияния на студенческую молодежь. Этот аспект проблемы получил отражение в работах Т.И. Волчок, Г.В. Гарбузовой, И.Ф. Ежуковой, И.Н. Крещенко, В.М. Певзнера, Э.О. Столяровой, А.А. Усова [1–7 и др.].
Например, А.А. Усов показывает потенциал студенческой организации в воспитании у студентов чувства социальной ответственности, что предполагает осознание студентами собственных мотивов деятельности и адекватную оценку своих способностей, понимание социальных ожиданий и требований общества, а также четкое соотнесение собственных целей и общих задач социально ориентированной деятельности [7].
Рассматривая студенческое самоуправление в процессе профессионального становления личности будущего учителя, И.Н. Крещенко видит роль студенческих организаций в развитии у будущих учителей умений и навыков организации деятельности школьников по созданию и поддержке школьного ученического самоуправления. По ее убеждению, студенческое самоуправление способствует построению учебно-профессиональной деятельности будущего педагога с целью «формирования качеств, характеризующих его готовность к самоуправленческой деятельности» [4, с. 233].
Т.И. Волчок роль студенческого самоуправления рассматривает не только как инструмент подготовки современного специалиста, но и как условие формирования ценностей студента, что собственно созвучно с решаемой нами проблемой. Основной идеей ее исследования является понимание роли студенческого самоуправления как фактора формирования личности творческого профессионала в условиях возрождения духовности народа. В контексте ее работы основными задачами студенческой организации выступают: «приобретение знаний и формирование умений и навыков самоуправленческой деятельности; применение их на практике; активизация студентов и развитие коллективного творчества; воспитание духовной творческой личности студента, сочетающего общечеловеческие и национальные ценности» [1, с. 15].
Важно также подчеркнуть, что к определению студенческой организации А.А. Волчок подходит не с академической позиции, а пытается подчеркнуть творческую направленность данного понятия. Например, для определения студенческой организации она используется такие эпитеты, как «культура юности», «средство развития личности к свободе» [1, с. 12]. Совершенно очевидно, что формирование такой творческой личности, о которой говорит А.А. Волчок, возможно не столько в процессе освоения основных образовательных программ, сколько в процессе приобретения студентами социального опыта, основой которого является включение в реальную социальную практику.
Исследуя педагогический потенциал студенческого самоуправления, В.М. Певзнер выделяет три важных критерия: 1) успешная реализация воспитательной функции студенческой организации, связанной с социальным и профессионально-личностным воспитанием студентов; 2) осуществление образовательной функции студенческого самоуправления, связанной использование самоуправления как ресурса самоорганизации учебной деятельности студентов; 3) эффективное осуществление развивающей функции самоуправления, обеспечивающей развитие у студентов организаторских, коммуникативных и творческих способностей [5, с. 42].
Г.В. Гарбузова исследует влияние студенческого самоуправления на формирование у будущих специалистов профессиональной идентичности. Она исходит из представления о профессиональной идентичности как об интегративной характеристики личности, обусловленной уровнем сформированности профессионального самосознания, выражающей устойчивое положительное отношение человека к себе как к субъекту профессиональной деятельности, позволяющей самостоятельно осуществлять стратегию профессионального самоопределения и развития [2, с. 14].
В своем исследовании она убедительно обосновывает, что среди многообразия основных направлений студенческого самоуправления, в рамках которых собственно и осуществляется формирование у будущих специалистов профессиональной идентичности, в качестве ведущего аспекта следует рассматривать усиление личностной направленности самоуправления студентов, а также его ориентацию на формирование базовых личностных и профессиональных ценностей.
И.Ф. Ежукова рассматривает студенческое самоуправление в рамках воспитательной системы вуза. Она полагает, что оно является «действенным средством воспитания и направлено на становление специалиста – интеллигента, обладающего высокими общечеловеческими, нравственными, эстетическими, профессиональными качествами, широкими коммуникативными и адаптационными возможностями» [3, с. 15]. По существу, она имеет в виду общечеловеческие, нравственные, эстетические и профессиональные ценностные ориентации, которые могут быть сформированы у студентов, вовлеченных в различные формы студенческого самоуправления.
Э.О. Столярова исследует возможности студенческого самоуправления в обеспечении социализации молодежи. Она говорит о том, что студенческое самоуправление, став реальной социальной практикой, создает условия, при которых самая активная часть молодежи обретает навыки общественного, социально-ориентированного управления: планирования, мобилизации ресурсов, достижения поставленных целей [6, с. 3–4].
Она считает, что студенческое самоуправление создает оптимальные условия для осознания студенческой молодежью своего места и роли в управлении социально-образовательными процессами, повышает уровень их ответственности за качество получаемого образования, позволяет овладеть практическими навыками в системе социального взаимодействия как на микроуровне университета, так и на макроуровне общественно-политических, общественно-экономических и социально-культурных отношений. При этом, по мнению автора, превращение студенчества в социального партнера администрации вуза и профессорско-преподавательского состава открывает доступ к раскрытию социального потенциала молодежи, способствует воспитанию самоорганизующихся ответственных граждан с устойчивыми ценностными ориентациями [6, с. 6].
Важным, с точки зрения нашего исследования, является и следующее положение Э.О. Столяровой, в котором она утверждает, что студенческое самоуправление в своей наиболее развитой форме призвано содействовать формированию как ценностей коллективизма и солидарности, так и навыков цивилизованного демократического лидерства, основанного на индивидуальных общественно-значимых заслугах и авторитете личности [6, с. 9].
Итак, исходя из проведенного анализа, можно утверждать, что в системе студенческого самоуправления создаются благоприятные возможности для развития аксиологического потенциала студентов, потому что здесь решаются следующие задачи:
реализация сущностных сил студентов, их потребностей, способностей и интересов в различных сферах и формах социальной деятельности;
повышение сознательности студентов и их требовательности к уровню своих знаний, умений и способностей; воспитание патриотического отношения к духу и традициям вуза;
содействие в реализации общественно значимых молодежных инициатив;
вовлечение студентов в формировании общественного мнения о студенческой молодежи как реальной силе и стратегическом ресурсе развития российского общества.
Итак, можно сделать вывод о том, что студенческое самоуправление в различных его проявлениях оказывает существенное педагогическое влияние на студенческую молодежь. Спектр такого влияния выходит далеко за рамки основного образовательного процесса и не сводится только к обеспечению высокого качества профессиональной подготовки будущих специалистов. Студенческое самоуправление, в первую очередь, направлено на реализацию сущностных сил студентов, их потребностей, способностей и интересов в различных сферах и формах социальной деятельности. Иными словами, основной смысл деятельности студенческого самоуправления состоит в обеспечении получения студентами опыта самоорганизации свой жизни.
Эти обстоятельства позволяют говорить о направленности студенческого самоуправления на развитие у студентов устойчивой иерархии ценностных ориентаций, которые определяют характер их социальной деятельности. Студенческое самоуправление обладает ценностно-ориентирующей функцией, что обеспечивает мировоззренческое осмысление студентами социальной и профессиональной реальности, их отношений с окружающими людьми. По существу, речь идет о направленности студенческого самоуправления на развитие аксиологического потенциала студентов.
Литература:
1. Волчок, Т.И. Самоуправление как средство результативности подготовки будущего учителя в условиях обновления общества / Т.И. Волчок // Среднее профессиональное образование. – № 10. – 1999. – С. 10–21.
2. Гарбузова, Г.В. Студенческое самоуправление как средство формирования профессиональной идентичности будущих специалистов: автореф. дис. ... канд. психолог. наук: 19.00.07 / Г.В. Гарбузова. – Ярославль, 2009. – 22 с.
3. Ежукова, И.Ф. Подготовка студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности на основе студенческого самоуправления: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / И.Ф. Ежукова. – Москва, 2009. – 28 с.
4. Крещенко, И.Н. Студенческое самоуправление в процессе профессионального становления личности будущего учителя / И.Н. Крещенко // Вестник Ставропольского университета. – Ставрополь. – 1996. – № 1. – С. 232–233.
5. Певзнер, В.М. Педагогический потенциал студенческого самоуправления в современном вузе: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / В.М. Певзнер. – Великий Новгород, 2005. – 182 с.
6. Столярова, Э.О. Студенческое самоуправление как фактор социализации молодежи в условиях становления социального государства: автореф. дис. … канд. социолог. наук: 22.00.04 / Э.О. Столярова. – Усть-Каменогорск, 2010. – 17 с.
7. Усов, А.А. Студенческие организации как субъект педагогической деятельности в процессе подготовки будущего учителя: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / А.А. Усов. – Самара, 2000. – 161 с.