За последние годы всё более настойчиво заявляет о себе проблема необходимости оздоровления населения нашей страны. В этой связи медико-валеологическое образование учащихся следует рассматривать в качестве одного из путей решения данной проблемы [9, c.307].
Освоение студентами педагогического университета основ учения о здоровье человека и изучение практических методов укрепления здоровья, равно как и усвоение ими значения здорового образа жизни и пагубного влияния на организм и личность человека различных проявлений аддиктивного поведения (алкоголизации, табакокурения, токсикомании, наркомании) – все эти задачи встают перед системой высшего профессионального педагогического образования всё более настоятельно. Решение указанных задач имеет большое значение для воспитания здорового молодого поколения, для повышения качества жизни населения и улучшения состояния общественного здоровья [4, c.3; 7, с.3-5; 8, с.156].
Распространение среди учащейся молодёжи знаний о здоровье и о путях предупреждения его нарушений, формирование знаний о причинах и условиях возникновения заболеваний, методах борьбы с болезнями и возможностях их профилактики – всё это может способствовать успешному решению задач по укреплению здоровья детей и подростков. Особого внимания при этом заслуживает необходимость пропаганды основ здорового образа жизни, профилактики табакокурения, употребления алкогольных напитков, наркотических и других психоактивных веществ [1, c. 459; 3, с.3-4; 5, с. 3].
Тем не менее, приходится констатировать, что на современном этапе общественного развития медико-валеологическому образованию учащихся всё ещё не уделяется необходимого внимания, несмотря на явно недостаточную мотивацию участников образовательного процесса к укреплению собственного здоровья и к здоровому, трезвому и активному образу жизни. И тем более важно, чтобы здоровый образ жизни являлся отражением внутренней убеждённости человека в самоценности своего здоровья, являющегося необходимым условием наиболее полного раскрытия потенциалов собственной личности, успешной социализации и достижения своих жизненных целей.
В процессе реализации программы медико-валеологического образования студентов в Педагогическом университете имени А.И.Герцена профессорско-преподавательским составом кафедры медико-валеологических дисциплин факультета безопасности жизнедеятельности разработаны учебные программы, рассчитанные как на подготовку специалистов (будущих учителей), так и на обучение бакалавров естественнонаучного образования, по профилю «Безопасность жизнедеятельности». Речь идёт о программах изучения таких учебных курсов, как «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Валеология», «Основы здорового образа жизни», «Основы медицинских знаний и профилактика болезней», «Основы социальной медицины» и «Профилактика социальных отклонений (Превентология)». В дополнение к этому предлагается также разнообразная тематика представляющих интерес для студентов учебных курсов по выбору и факультативов [10, с. 205; 11, с. 121].
Разработаны и апробируются учебные программы для обучения магистров безопасности жизнедеятельности человека в направлении воспитания культуры здоровья, предупреждения формирования наркотической зависимости среди учащейся молодёжи и профилактики возникновения наиболее распространённых заболеваний. Апробируются магистерские программы по использованию здоровьесберегающих образовательных технологий, анализируются их формы, преимущества и методы применения в образовательной деятельности [12, c. 28].
Центральной задачей медико-валеологического образования студентов в педагогическом университете является формирование медико-профилактической культуры будущего педагога как одной из основ воспитания культуры здоровья у формирующегося учителя. Выполнение указанной задачи требует образования у студентов определённого уровня знаний, умений и навыков:
навыков эффективной реализации образовательного процесса по распространению медико-профилактических и валеологических знаний среди учащихся;
навыков активного проведения антиалкогольной, антитабачной, антинаркотической профилактической работы с учащимися;
знаний основ медицины, гигиены, валеологии, психологии, возрастной анатомии и физиологии человека, необходимых и достаточных для обучения основам культуры здоровья и профилактики наиболее распространённых заболеваний учащихся средних общеобразовательных учебных заведений;
умений оказывать первую доврачебную медицинскую помощь больным и пострадавшим при острых заболеваниях и несчастных случаях;
умений выполнять простейшие медицинские манипуляции по уходу за больными и пострадавшими и при оказании им первой помощи [9, с.307].
Из этого вытекает сложная и ответственная задача преподавателя педагогического университета – уметь дать в доступной форме сложные, специфические медико-биологические знания студентам, не имеющим специальной медико-биологической подготовки. При этом определённые требования к квалификации вузовского преподавателя, позволяющие ему просто и логично, понятно и доступно разъяснять студентам педагогического вуза сложный и специфический медико-биологический учебный материал, не искажая его современного научного понимания, – эти требования к высокой квалификации преподавателя не вызывают никаких сомнений.
Не столько мастерству владения медицинскими манипуляциями нужно учить студентов в педагогическом университете, не столько клиническим особенностям и методам лечения отдельных форм заболеваний, сколько ясному пониманию общих причин и механизмов развития наиболее распространённых болезней, знанию их признаков, возможных осложнений и методов профилактики – вот чему, в первую очередь, следует обучать студентов в педагогическом вузе [9, с.309].
При этом нужно научить студентов понимать основные медицинские понятия и термины, чтобы они могли бы грамотно излагать учащимся школы и их родителям вопросы, касающиеся современных проблем укрепления здоровья и предупреждения болезней человека, вопросов лекарственного лечения и профилактики табакокурения, алкоголизма, токсикомании и наркомании [1, с. 459; 11, с.120; 12, с.32].
В результате изучения медико-валеологических дисциплин студенты, обучающиеся на факультете (или на кафедре) безопасности жизнедеятельности педагогического университета, должны знать:
принципы здорового образа жизни как основополагающего фактора интеллектуального и физического совершенствования человека, предоставляющего ему возможности наиболее полного раскрытия потенциалов личности;
характеристику понятия «Здоровье», его компонентов и факторов, оказывающих влияние на формирование здоровья человека;
нейрофизиологические, гигиенические и психологические основы высокоэффективного процесса обучения;
основные гигиенические нормы и правила организации учебной деятельности учащихся, способствующие укреплению их здоровья;
характеристику понятия «Болезнь», а также общие причины и условия, способствующие возникновению заболеваний у человека;
основные методы, средства и способы оказания первой помощи больным и пострадавшим;
доступные методы оценки и контроля состояния больных и пострадавших при оказании им медицинской помощи;
основные методы профилактики детского травматизма и наиболее распространённых соматических и инфекционных болезней у детей;
биологические, психологические, социальные последствия девиантного и аддиктивного поведения учащихся, а также методы их профилактики;
методы борьбы с курением, с употреблением учащимися алкогольных напитков, с потреблением наркотиков и других психоактивных веществ;
правила безопасного поведения в общественных местах и на улицах с интенсивным движением, и соблюдать их;
правила безопасного пользования доступными для молодёжи транспортными средствами передвижения (велосипеды, мопеды, скутеры, мотоциклы, автомобили и др.);
правила безопасного поведения человека в экстремальных и чрезвычайных ситуациях различного происхождения.
Программа обучения студентов основам медико-валеологических дисциплин, исходя из многолетнего опыта такой работы на Факультете безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А.И.Герцена, реализуется в определённой последовательности. На первом курсе студенты изучают основы анатомии, физиологии и гигиены. Затем, на следующих курсах обучения в педагогическом вузе, они приступают к изучению основ валеологии и здорового образа жизни, с освоением методов укрепления и сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.
Изучение основ медицинских знаний начинается на втором курсе (у бакалавров) и на третьем курсе (у специалистов), когда они приступают к изучению причин и условий возникновения наиболее распространённых болезней. Далее, на старших курсах (на третьем курсе – бакалавры и на четвёртом и пятом курсах – специалисты), – студенты занимаются изучением причин, механизмов развития и симптоматики наиболее распространённых заболеваний и травматических поражений, с обсуждением путей их профилактики и освоением доступных методов оказания помощи больным и пострадавшим.
Наряду с этим, рассматриваются также причины формирования девиантного, аддиктивного поведения детей и подростков, изучаются его проявления (токсикомания, наркомания, алкоголизм, асоциальное поведение), их последствия и методы предупреждения [1, c. 459-460].
На завершающем этапе изучения основ медицинских знаний (на третьем курсе у бакалавров и на пятом курсе у специалистов), изучаются основы медицины катастроф. При этом характеристика чрезвычайных ситуаций и особенности воздействия их поражающих факторов связываются с характером поражений у пострадавших и принципами организации оказания медицинской помощи при массовых поражениях, – в условиях чрезвычайных ситуаций различного происхождения [2, c. 3-5; 10, c. 205-220].
Исходя из этих принципов, с использованием рекомендуемой студентам учебно-методической литературы, выстраиваются программы обучения медико-валеологическим дисциплинам студентов на факультете безопасности жизнедеятельности в РГПУ им. А.И.Герцена. В более сокращённом варианте эти вопросы изучаются студентами других факультетов нашего Университета, в соответствии с рекомендациями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (см. Таблицу):
Таблица
Структура программы изучения основ медицинских знаний студентами различных факультетов педагогического университета (36 учебных часов аудиторных занятий)
Тематика учебных занятий |
Число учебных часов |
||
Лекций |
Практики |
Всего |
|
Основы учения о здоровье. |
4 |
2 |
6 |
Основы учения о болезни. |
4 |
2 |
6 |
Первая медицинская помощь, её значение, виды и методы; контроль эффективности её оказания. |
1 |
5 |
6 |
Инфекционные болезни, их профилактика и противоэпидемические меры в очаге инфекции. |
5 |
1 |
6 |
Внутренние болезни, их профилактика и методы оказания первой помощи при заболеваниях. |
4 |
2 |
6 |
Первая помощь при травмах, профилактика детского и подросткового травматизма. |
2 |
4 |
6 |
Итого аудиторных учебных часов: |
20 |
16 |
36 |
Программа изучения курса «Основы медицинских знаний» состоит,
таким образом, из шести, равных по объёму отводимого на их освоение учебного времени, тематических блоков (модулей), которые расположены в определённой логической последовательности, что направлено на облегчение усвоения учебного материала студентами. Тем не менее, индивидуальные предпочтения преподавателя могут повлиять как на последовательность изучаемых разделов курса, так и на объём каждого из них. При этом любой их шести модулей может быть, по желанию студентов, развёрнут в самостоятельный отдельный факультативный курс, либо в курс по выбору [8, с.311-312].
Примерами таких факультативов могут быть такие курсы, как: «Первая медицинская помощь при травмах», «Первая помощь при острых заболеваниях внутренних органов», «Актуальные инфекции и их профилактика», «Лекарственные средства, их характеристика и методы применения», «Профилактика наркотической зависимости» и др. – каждый объёмом от 18 до 24 учебных часов аудиторных занятий.
В факультативные курсы целесообразно включать также и региональные особенности – для большей подготовленности учащихся к решению возникающих в данном регионе проблем. Обучение студентов на факультативном курсе должно также завершаться зачётом по пройденной тематике.
Литература:
Буйнов Л.Г., Сыромятникова Л.И. Формирование ценностных ориентаций учащихся в работе по профилактике наркозависимости. Профилактическая и клиническая медицина: научно-практический журнал, 2011, № 3(40), с. 459-460.
Кошелев А.А. Медицина катастроф. Теория и практика. Учебное пособие. – СПб.: ЭЛБИ, 2005. – 320 с.
Основы валеологии. Учебное пособие под редакцией В.П.Соломина, Л.П.Макаровой, Л.А.Поповой. – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 1999. – 205 с.
Основы здорового образа жизни петербургского студента; Учебник / Под ред. В.П.Соломина. – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. – 319 с.
Основы медико-биологических дисциплин. Учебное пособие под редакцией В.П.Соломина и Л.П.Макаровой. – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 1998. – 246 с.
Пелисов М.Г., Соломин В.П., Бахтин Ю.К. Основы медицинских знаний и профилактика болезней. Учебное пособие. – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2002. – 183 с.
Соломин В.П., Корчагина Г.А., Пелисов М.Г. Медико-валеологические проблемы здоровья человека. Учебное пособие. – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2004. – 148 с.
Соломин В.П., Корчагина Г.А., Бахтин Ю.К. Социальная востребованность оздоровления населения посредством валеологически ориентированной образовательной деятельности. – В кн.: Вестник Национального института здоровья: Материалы 1-го Национального конгресса по валеологии «Качество жизни и здоровье». – СПб.: Национальный институт здоровья, 2006, с. 156-161.
Соломин В.П., Бахтин Ю.К., Макарова Л.П. Задачи и возможности медико-валеологического образования студентов педагогического университета. В кн.: Модернизация специального образования в современном социокультурном пространстве: Материалы XVIII Международной конференции «Ребёнок в современном мире. Процессы модернизации и ценности культуры» 20-22 апреля 2011 г. – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2011, Т. 45, с. 307-312.
Сопко Г.И. Программа курса «Основы медицинских знаний и профилактика болезней». В кн.: Подготовка учителя безопасности жизнедеятельности. Учебно-образовательные программы. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2001, с. 205-223.
Станкевич П.В. Теоретико-методические основы подготовки бакалавров естественнонаучного образования. Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. № 2, с. 121-127.
Станкевич П.В. Формирование содержания специализированных магистерских программ в сфере естественнонаучного образования. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена 2009 № 94, с. 28-35.