Результатом политики любого государства является здоровье нации, а здоровье молодежи — одним из важнейших показателей, определяющих экономический, интеллектуальный, культурный потенциал страны и национальную безопасность.
Подготовка высококвалифицированных кадров тесно связана с укреплением и охраной здоровья, повышением работоспособности студенческой молодежи.
Одним из важнейших элементов системы образования на современном этапе является гуманизация и личностная ориентация. Это обстоятельство повышает интерес к «человеку» во всех аспектах проявления его свойств и качеств. В образовательной системе становится приоритетными не только знания, но и физическое, психическое и нравственное состояние носителя знаний, степень реализации потенциальных возможностей человека. Формировать и поддерживать здоровье, как состояние нравственной, физической и психологической комфортности может лишь человек, обладающий культурой здоровья, знаниями и навыками сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья окружающих.
Основной вопрос, который встает в настоящее время перед образованием: как обеспечить сохранение, укрепление и восстановление здоровья всех участников учебного процесса? Поэтому образование будет выполнять функцию укрепления здоровья только в том случае, если здоровью будут не только учить, ноли сумеют сделать его основной потребностью и образом жизни всех участников образовательного процесса.
При рассмотрении здоровья сегодня специалистами оценивается в лучшем случае роль биологического компонента, экологического фактора, условий труда, быта и досуга, а не его собственная активная деятельность, направленная на сохранение и укрепление жизненных сил организма.
На кафедре медико-валеологических дисциплин факультета безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А. И. Герцена разработана модель формирования культуры здоровья студентов педагогического вуза при освоении образовательной программы «Безопасность жизнедеятельности», которая представлена программой элективного курса «Культура здоровья».
Данный курс способствует обеспечению условий для формирования и развития профессиональных и общекультурных компетенций и освоению технологий в области сохранения, укрепления и преумножения здоровья. Формирование компетентностей обусловлено интеллектуальными знаниями, связью их с умениями и применением на практике. Развитие компетентностей должно основываться на развитие интегративных и аналитических способностях человека [14].
Целями элективного курса «Культура здоровья» стали следующие:
1. Способствовать освоению студентами теоретических и практических знаний о сохранении и укреплении здоровья, для проектирования, реализации и психолого-педагогического сопровождения педагогического процесса, направленного на формирование культуры здоровья всех участников образовательного процесса.
2. Учитывая динамичность общественного развития, способствовать овладению студентами интегративными и аналитическими способностями для непрерывного образования, процесса постоянного повышения профессиональной и общекультурной компетентности, способствующих оздоровлению населения.
3. Помогать проектировать и реализовывать технологии формирования культуры здоровья в различных социальных средах, учитывая знания современных проблем на основе изучения научной, учебной и методической литературы.
4. Развивать способность обучающихся работать со специалистами разных направлений и обучающихся, используя различные средства коммуникаций (e-mail, Интернет, телефон, мультимедиа).
5. Развивать у обучающихся интеллектуальные умения анализировать, синтезировать, алгоритмизировать и моделировать отработку навыков в конкретных ситуациях [2].
Программа содержит образовательный комплекс, состоящий из следующих компонентов: теоретическая подготовка, практическая подготовка, практическая работа в школе по приобретению опыта творческой деятельности студентов в области культуры здоровья.
Обучение включает в себя систему знаний по изучению работы здорового организма, индивидуальных особенностей его реакций на те или иные воздействия, получение информации о методах умелого психического воздействия на тело, а также о методиках эффективного использования физических сил [13].
Теоретическая подготовка связана с формированием сознания студентов, направленного на сохранение и укрепление здоровья и личностно-значимых знаний в этой области (этот компонент актуализируется в различных дисциплинах и учебных курсах подготовки учителя на основе межпредметных связей) [9–11].
Практическая подготовка осуществляется с помощью овладения студентами умениями повышения индивидуального потенциала здоровья и выработки опыта эмоционально-ценностного отношения к здоровью.
В ходе практической подготовки студентам предлагается рассматривать здоровье через позитивное состояние, а не только отсутствие болезней.
Студенты знакомятся с закономерностями сохранения здоровья, морфофункциональными резервными возможностями организма, механизмами самообновления и поддержания здоровья. В ходе учебы студентам оказывается всесторонняя помощь по осознанию себя личностью, владеющей культурой индивидуального здоровья, побуждая их познавательный интерес не только к своему здоровью и его контролю, но и как будущих педагогов-профессионалов, призванных и умеющих решать задачи сохранения и укрепления здоровья всех субъектов образовательного процесса [6]. Развивая у студентов основные информационно-валеологические умения, связанные с получением, переработкой и усвоением информации, полученной из различных источников (монографии, учебники, научно-популярная литература, художественные и публицистические произведения, СМИ) происходит реализация полученных практических и теоретических знаний в социальном поведении.
Задача формирования культуры здоровья должна заключаться, прежде всего в том, чтобы перевести человека на более высокий уровень его здоровья за счет мобилизации резервных возможностей самого организма [3]. Успех реализации этой задачи будет зависеть от того, какими резервами саморегуляции обладает организм и выразить их в количественном эквиваленте. По конкретным данным можно будет судить об уровне здоровья человека.
Диагностические методики, используемые нами при освоении студентами элективного курса «Культура здоровья» для оценки уровня здоровья по их физическому и функциональному состоянию на момент исследования имели два направления: во-первых, студенты оценивали собственное физическое развитие; во-вторых, состояние системы аэробного энергообеспечения (кардиореспираторной системы) с помощью анализа физической работоспособности.
Умение оценить свое здоровье — комплексное понятие, оно включает в себя ряд частных умений, таких как: умение правильно измерять пульс, артериальное давление, частоту дыхания, умение правильно питаться, дозировать физические нагрузки, умение применять различные техники упражнения на расслабление при физическом и умственном перенапряжении [5]. Необходимо отметить, что любые умения обязательно основываются на знаниях [4].
Главной отличительной чертой содержания медико-валеологических дисциплин и разработанного нами элективного курса «Культура здоровья», включающего вопросы по сохранению и укреплению здоровья [1]. Явились информационные и практические подходы к формированию здорового образа жизни: ознакомление студентов с многообразием традиционных и нетрадиционных средств и методов сохранения и укрепления здоровья, воспитание потребности в формировании культуры здоровья:
- Усовершенствование содержания блока медико-валеологических дисциплин и создание элективного курса «Культура здоровья»:
- обновление медико-валеологических дисциплин с помощью включения в их содержание такого материала, который необходимо критически усвоить и претворить в персональный опыт здоровой жизни;
- привнесение в курс «Культура здоровья» разновидности практической работы студентов по определению индивидуально функционального состояния системы энергообеспечения, как главной системы, отвечающей за уровень здоровья [8].
- Создание здоровьесберегающей среды образовательного процесса:
- Создание такой среды в школе, колледже и вузе будет способствовать сохранению и укреплению здоровья, формированию культуры здоровья, усвоению её духовно-нравственной и физической составляющих [12].
- Вовлечение всех участников образовательного процесса в разнообразные формы деятельности по сохранению и укреплению здоровья:
- В системе высшего образования необходимо устроить учебно-воспитательную работу не столько на профилактике невыгодных явлений, сколько на пропаганде здорового образа жизни, вовлечение в спортивно-массовые мероприятия, досуговые формы, различные виды деятельности, включая ГТО [15].
Для реализации представленных концептуальных идей преподавания медико-валеологических дисциплин и элективного курса «Культура здоровья» необходимо соблюдение следующих условий:
1. Предоставление студентам для процесса формирования культуры здоровья способов деятельности, необходимых для достижения успеха в становлении культуры здоровья как качества личности;
2. Создание положительного эмоционального фона на занятиях, способствующих вовлечению студентов в активную исследовательскую деятельность по оценке их индивидуального уровня (качества) здоровья, проявлению их творческих способностей в обсуждении вопросов культуры здоровья, приданию им уверенности в собственных силах и оптимизма в деле сохранения и укрепления здоровья [16].
Элективный курс «Культура здоровья» является дополнительным и предназначен для профильной подготовки студентов, избравших педагогическое образование. Этот курс дает возможность будущему специалисту целостно осмыслить суть профессиональной деятельности в области общей культуры и культуры здоровья человека, раздвигает кругозор за рамки узкой специальности, содействуя формированию широкого мировоззрения [7]. Данный курс на основе научно-прикладных знаний формирует культуру здоровья и позволяет правильно ориентироваться в многообразии здоровьесберегающих технологий.
Литература:
1. Бойков А. Е. Профилактика информационной зависимости детей и подростков / А. Е. Бойков, Н. Н. Плахов // Безопасность жизнедеятельности. — 2011. — № 12. С.42–45.
2. Борисов А. А. Реализация здоровьеформирующих образовательных технологий в области педагогического образования [Текст] / А. А. Борисов, Л. И. Сыромятникова, Л. П. Борисова // Молодой ученый. — 2012. — № 6. — С. 375–377.
3. Мануйлова Г. Р. Выявление условий здоровьесберегающей деятельности студентов-первокурсников педагогического вуза // Молодой ученый. — 2014. — № 2. — С. 792–794.
4. Матусевич М. С. Методические основы построения программ снижения риска наркотизации в молодежной среде (на примере муниципального образования): Автореф. дисс. …канд. пед. наук. С-Пб, 2009. — 20 с.
5. Матусевич М. С. Особенности формирования пищевых нарушений у подростков //Молодой ученый — 2013.— № 12. — С. 814–817.
6. Новожилова А. П. Методические основы построения программ снижения риска наркотизации в молодежной среде на уровне муниципального образования [Текст] / М. С. Матусевич, А. П. Новожилова // Молодой ученый. — 2012. — № 8. — С. 360–364.
7. Плахов Н. Н. Безопасность жизнедеятельности: психолого-педагогические основания здоровья // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2012. — № 145. — С. 90–95.
8. Сорокина Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «Естествознание» 5 класс // История и педагогика естествознания. — 2013. — № 1. — С. 29–30.
9. Сорокина Л. А. Активизация познавательной деятельности обучающихся как средство формирования метапредметных результатов при изучении курса естествознание [Текст] / Л. А. Сорокина // Молодой ученый. — 2013. — № 12. — С. 522–524.
10. Сорокина Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса естествознание в 5 классе. Учебно-методическое пособие [Текст]: / Л. А. Сорокина // Издательство «РГПУ им. А. И. Герцена», СПб, 2012–85 с.
11. Сорокина Л. А. Методы активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» как средство формирования планируемых результатов обучения [Текст]: / Л. А. Сорокина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2011. — Т. 13. — № 2–6. — С. 1344–1347.
12. Сорокина Л. А. Психоэмоциональные, дидактические и психофизиологические методы активизации познавательной деятельности школьников в методике преподавания курса «Естествознание» (5 класс) // История и педагогика естествознания. — 2013. — № 2. — С. 29–32.
13. Сыромятникова Л. И. Особенности гендерных условий профилактики наркомании старшеклассников [Текст] / Л. И. Сыромятникова, И. Н. Шпет, Л. Г. Буйнов // Молодой ученый. — 2013. — № 11. — С. 660–662.
14. Хвеженко С. П., Матусевич М. С. Методические подходы к комплексному решению проблемы наркомании на уровне реализации локальных психолого-педагогических программ / С. П. Хвеженко, М. С. Матусевич // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2009. — № 1. — С. 222–226.
15. Чеснейший Т. А. Гигиеническое воспитание и обучение в профессиональной подготовке военнослужащих / Т. А. Чеснейший, А. Г. Зайцев, Н. Н. Плахов, А. В. Мухоротов // Материалы VI-й Международной научно-практической конференции «Оздоровление средствами образования и экологии»; науч. ред.: В. В. Латюшин, З. И. Тюмасева, Б. Ф. Кваша. — 2009. — С. 150–151.
16. Шатровой О. В. Модель виктимности [Текст] / А. А. Канчурина, М. С. Матусевич, О. В. Шатровой //Молодой ученый — 2013.— № 9. — С. 306–307.