Современный уровень состояния разработанности условий преподавания медико-валеологических дисциплин будущим специалистам безопасности жизнедеятельности представлен теоретико-методологической основой, включающей единство теории и социально-правовой практики, позволяющей регулировать, управлять, прогнозировать, не допускать, а в случае возникновения ликвидировать развитие чрезвычайных ситуаций медицинского характера [8].
Общеизвестно, что школьная атмосфера сегодня стала небезопасна для здоровья детей. Ухудшение здоровья детей прямо пропорционально учебным перегрузкам учащихся, их неудовлетворенности своим учителем и негативным отношением к части изучаемых предметов. Очевидно, одним из правил педагогической деятельности должно стать следующее: обучая и воспитывая, помни, не навредят ли твои действия здоровью твоего ученика.
Выделение валеологии в качестве самостоятельной области преподавания обусловлено актуальностью знаний здоровьесберегающих технологий для педагогов, в том числе для будущих специалистов безопасности жизнедеятельности [2]. Цель валеологии как учебной дисциплины – вооружение человека знаниями о здоровом образе жизни (ЗОЖ), о путях формирования в сохранении и укреплении здоровья [9]. ЗОЖ как совокупность способов ежедневной жизнедеятельности человека и специально направленной здравьесозидательной деятельности, определяет социальное благополучие в процессе самореализации личности при сохранении витального потенциала здоровья человека [1,4]. В приведенном определении акцент сделан на индивидуализацию понятия. Здоровых образов жизни должно быть столько же, сколько людей. Структура ЗОЖ как всего способа жизнедеятельности, ориентированного на здоровье человека, на наш взгляд, должна включать следующие факторы: оптимальный двигательный режим; тренировку иммунитета и закаливание; рациональное питание; психофизиологическую регуляцию; психосексуальную и половую культуру; рациональный режим жизни; соблюдение гигиенических норм и требований; отсутствие вредных привычек; валеологическое самообразование [5, 7]. Если ЗОЖ как основе здоровья надо учить, это означает, что само здоровье – категория не медицинская (категория медицины – болезнь), а педагогическая, призванная служить воспитанию культуры здоровья, предполагающей, что человек, во-первых, сознает ценность здоровья и свою ответственность за его обеспечение, и, во-вторых, знает принципиальные основы формирования ЗОЖ [6]. Главной целью педагогической валеологии является разработка технологий «первичного конструирования», формирования здоровья и расширения резервных возможностей организма учащегося в процессе обучения [9]. Сегодня на школу и учителя возлагается задача – забота о здоровье учащихся потому как, во-первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми; во-вторых, большая часть воздействий на неокрепший организм осуществляется в образовательном процессе и в-третьих, основная роль в формировании ценностного отношения к своему здоровью возложена на школьное образование [3]. Учителя и учащиеся выступают партнёрами в учебном процессе, действуя в одном образовательном пространстве. Как отмечается в научной литературе [1, 3, 4, 7, 8], основными факторами, оказывающими воздействие на здоровье субъектов образовательного процесса, являются:
Гигиенические условия, факторы:
шум;
освещенность;
воздушная среда;
размер помещений, кубатура;
дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы);
используемые стройматериалы, краска;
мебель: размеры, размещение в помещении;
видеоэкранные средства: компьютеры, телевизоры;
пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания;
качество питьевой воды, используемой в школе;
экологическое состояние прилегающей к школе территории;
состояние сантехнического оборудования и др.
Учебно-организационные факторы (зависящие в большей степени от администрации школы):
объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника;
расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году;
организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, наличие оздоровительно-развивающих компонентов в структуре урока и т. п.);
позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся;
объем физической нагрузки – по дням, за неделю, за месяц на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время;
медицинское и психологическое обеспечение школы;
участие родителей учащихся в жизни школы;
стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали»;
психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали»;
интегрированность школы в окружающий социум, влияние администрации района и других организаций на жизнь школы;
наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся;
особенности норм школьной жизни.
3. Психолого-педагогические факторы (зависящие в большей степени от учителя):
психологический климат в классах, на уроке, наличие эмоциональных разрядок;
стиль педагогического общения учителя с учащимися;
степень владения современными образовательными технологиями и возможности инновационной деятельности учителя;
профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий;
характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок;
степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно группы риска);
особенности работы с «трудными подростками» в классе;
соответствие используемых образовательных методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе);
личностные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений;
состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью;
обремененность учителя собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения.
Как видим, группа факторов педагогической направленности имеет значительный диапазон воздействия (группы учебно-организационных и психолого-педагогических факторов), что обусловливает в большей степени педагогический подход к организации валеологически грамотной учебной среды, который позволяет решать проблемы, связанные непосредственно с сохранением здоровья учителя и учащихся.
Учитывая валеологический подход к образованию, будущий специалист безопасности жизнедеятельности изучает такие предметы как анатомия, гигиена, основы медицинских знаний и медицина катастроф.
В результате изучения медико-валеологических дисциплин студент должен знать:
принципы здорового образа жизни;
- нейрофизиологические основы поведения человека;
методы, средства, способы организации оказания первой медицинской помощи при заболеваниях, травмах, отравлениях и других несчастных случаях;
гигиенические нормы, требования и правила укрепления здоровья учащихся в учебном процессе и других видах деятельности;
направления и методы профилактики соматических и инфекционных заболеваний, травм, отравлений и других несчастных случаев;
биологические, психологические и социальные последствия аддиктивного поведения учащихся;
основы психологии безопасного поведения человека в экстремальных и чрезвычайных ситуациях различного происхождения [5].
Целью обучения медико-валеологическим дисциплинам является формирование медико-валеологической компетентности, под которой понимается интегративное свойство личности педагога, характеризующее его глубокую осведомленность в медико-валеологической области знаний, его медицинские умения и навыки, личностный опыт и образованностъ специалиста, направленное на перспективность в работе, открытое динамичному обогащению, уверенное в себе и способное достичь значимых результатов в профессиональной деятельности [7].
Исходя из этих организационно-методических условий, формируется структура и содержание подготовки специалистов безопасности жизнедеятельности на кафедре медико-валеологических дисциплин РГПУ им. А.И.Герцена.
Литература:
Алексеев С.В. Педагогика окружающей среды, безопасности и здоровья человека: интерактивные образовательные технологии: Учебно–методическое пособие / С.В. Алексеев, Э.В. Гущина, С.А. Шаров; Под ред. Э.В. Гущиной. – СПб.: СПбАППО, 2008. – (Постдипломное образование педагога) – 104 с.
Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Л.А. Михайлов, В.П. Соломин, А.Л. Михайлов, А.В. Старостенко и др.– СПб.: Питер, 2005.- 302 с.
Васильева Н.В. Обучать, сохраняя здоровье. Педагогические условия организации учебного процесса в школе: Учебно-методическое пособие. – Спб.: СпбАППО, 2008. – 66 с. – (Постдипломное образование педагога).
Ким С.В. Валеологическая безопасность образования. Ресурсы педагогических систем. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. – 315 с.
Медико-валеологические проблемы здоровья человека: Учебное пособие / Под ред. В.П. Соломина. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. – 148 с.
Полетаева Н.М. Мотивация здорового образа жизни в образовании педагога: Монография. – СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. – 98 с.
Сыромятникова Л.И. Формирование медико-валеологической компетентности будущих специалистов безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе: Автореф. канд. пед. наук. – Санкт-Петербург, 2009.- 24с.
Стратегия профессионального сотрудничества с работодателем в рамках реализации концепции трудоустройства выпускников специальности «Безопасность жизнедеятельности»: Материалы ХI Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 19-22 ноября 2007года. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.– 181 c.
Татарникова Л.Г. Валеологическое воспитание: Традиции и новации: Учебно-методическое пособие. – СПб.: СПбАППО, 2007. – 252 с.- (Приоритетные национальные проекты).