К вопросу об истории формирования знаний и умений о сохранении здоровья в педагогике и методике обучения биологии
Автор: Сычева Лидия Александровна
Рубрика: 2. История образования и педагогики
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2011)
Статья просмотрена: 561 раз
Библиографическое описание:
Сычева, Л. А. К вопросу об истории формирования знаний и умений о сохранении здоровья в педагогике и методике обучения биологии / Л. А. Сычева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 59-61. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/936/ (дата обращения: 17.12.2024).
- Впервые о здоровом
образе жизни заговорили в Древней Греции и Древнем Риме. Несмотря на
строгую систему физического воспитания, государственные законы об
обязательных занятиях физическими упражнениями, многие именитые
граждане не исполняли «гимнастическую повинность», а
проводили время на бесчисленных празднествах и пирах. Древние
мыслители били тревогу. В VI
в.до н.э. Феогнид писал: «
Сытость чрезмерная больше людей погубила, чем голод».
Гиппократ (V-IV
в. до н.э.) считал, что «праздность и ничего неделание влекут
за собой порочность и нездоровье». Слова Аристотеля «…ничто
так сильно не разрушает организм ,как физическое бездействие»
могут принадлежать сегодня любому из наших современников.
- Проблема формирования здоровья затрагивалась в работах Плутарха (I в. до н.э.), Галена (131-201 гг.до н.э.), Ибн Сины (IX в.н.э.) и др. философы обращали внимание на необходимость чаще заниматься физическими упражнениями, бегом, осуществлять прогулки на свежем воздухе. В средние века положение ухудшилось. Медики тех времён увлеклись поисками «магического камня»- эликсира жизни и предали забвению методы профилактики древнегреческой и древнеримской медицины.
- В XVIII-XIX вв. в связи с развитием естествознания вновь появился интерес к вопросам здоровья и здорового образа жизни.
- Первые упоминания о важности вопросов здоровья, в том числе и вопросов гигиены, мы находим в трудах основоположника отечественной методики преподавания естествознания В.Ф. Зуева. Учебник «Начертание естественной истории. Изданное для народных училищ Российской империи» (1786 г.), написанный им, содержал сравнительно мало сведений о строении, функциях и гигиене человеческого тела: им было посвящено всего несколько параграфов. Слабое освещение вопросов гигиены в учебнике объяснялось тем, что в училищах, где преподавалась естественная история, изучался курс «О должностях человека и гражданина», написанный И.И.Фельбигером [2], включавший достаточно обширные сведения санитарно-гигиенического характера. Начало первой главы, нацеленное на формирование ценностных ориентаций, начиналось с определения здоровья и «хворости». Далее разбирались причины, которые могут привести к «хворости». Это болезни наследственные и случайные, каждые из которых автор подробно анализировал. В главе второй- «о благопристойности»- строго регламентировались «Правила приятного обхождения». Учащимся разъяснялось, как надо сидеть, ходить, преклонять колено, соблюдать правила личной гигиены. «Лицо и руки должно умывать, ногти обрезывать, а не кусать, голову в чистоте содержать и волосы причёсывать, а простым людям так постригать, чтобы они в глаза не висели; лучше всего волосы заплетать и завязывать»
- Оценивая этот период развития гигиенической пропаганды в России, следует отметить, что в XVIII веке она осуществлялась в отрыве от систематического изучения биологии и была связана с социальными и религиозными дисциплинами, которые давали возможность дать более чёткую градацию ценностей, одной из которых являлся здоровый образ жизни.
- Новый устав учебных заведений, принятый в 1804 г. Переименовал городские народные училища в гимназии и учредил уездные училища. Естественная история преподавалась в этих учебных заведениях до 1828 года, после чего была отменена до 1852 года.
- Реформа школьного образования происходила ряд лет и определилась лишь к 1870 году. Систему учебных заведений составили мужские и женские классические гимназии, реальные коммерческие училища, кадетские корпуса. К этому времени сделала большие успехи и гигиеническая наука. Она оформилась в самостоятельную отрасль медицины, и именно потребности гигиенических знаний способствовали возрождению преподавания анатомии, физиологии и гигиены в русских школах. Однако соединение анатомо-физиологического и гигиенического образования произошло не сразу. Лишь в 70-х годах появились учебники, совмещающие в себе это направление. Одним из них выступает учебник К.Э. Бока «Человеческое тело, его строение, жизнь и холя» [ 1 ]. Первая часть включала в себя основы клеточного строения и обзор основных систем органов. Во второй части рассматривался целостный организм, и только в третьей части – «Учение о здоровье». Следует отметить, что в учебнике система санитарно-гигиенических знаний хотя и давалась в плане обзора систем органов, но ещё не интегрировалась полностью с анатомо-физиологической частью. Здесь нет лабораторного практикума, который появляется в учебниках следующего поколения.
- Разработка анатомо-физиологического практикума связано с работами Б.Е. Райкова, который издал пособие «Первые работы по анатомии и физиологии. Руководство для практических занятий в средней школе».
- Пособия следующих авторов М.М. Волковой и В.Д. Вольфсона «Курс гигиены для средних учебных заведений» сделало попытку соединить анатомо-физиологический анализ организма человека по системам органов с элементами личной коммунальной гигиены и гигиены спорта.
- Итак, санитарно-гигиеническая культура на начальных этапах развития общего образования формировалась независимо от анатомо-физиологических знаний, опиралась на практическую медицину, этические, эстетические, религиозные нормы поведения. Интеграция анатомических, физиологических знаний с гигиеническими сведениями начинается лишь со второй половины XIX в., когда развитие гигиены привело к выделению её в самостоятельную отрасль медицины, освоившую научные методы исследования.
- Дальнейшее развитие вопросов формирования и охраны здоровья можно увидеть в первых примерных учебных программах 1920-1921 гг. Почти во всех школах в том или ином объёме была организована работа школьных санитарных комиссий и санитаров. В 1930 году в период перехода к обязательному начальному образованию возрастают требования к школе, как важнейшему средству подъёма санитарной культуры. В 1933 году в образовательные учреждения был введён учебный предмет «Человек». В 1938 году была создана первая методика преподавания анатомии, физиологии, гигиены человека Цузмера. В 1970-е годы сложилась система обучения и воспитания в школе, особенно важное место в этой системе заняла система последовательного преподавания сведений по гигиене в начальных классах («уроки по охране здоровья»). В 80-х гг. в школах учебный предмет «Человек» назывался «Анатомия, физиология, гигиена человека», в 90-х годах- «Человек и его здоровье», где большое значение стало уделяться гигиене здоровья, гистологическим знаниям, физиологии труда.
- В период прогрессирующего снижения уровня здоровья школьников, являющееся отражением нестабильности социально-экономических и экологических условий, и крайне низкого уровня заботы о своём здоровье в обществе, возникает новая наука в системе знаний о человеке- валеология. Непосредственно валеологическое освещение проблема формирования знаний о здоровье получила в трудах учёных-валеологов: Н.Д. Андреева, Э.Н. Вайнер, Ю.Л. Варшамов, Л.А. Ивченко, Л.П. Макарова , В.Ю. Осипова , В.П. Петленко , А.А. Семёнов, И.И. Соковня-Семёнова, В.П. Соломин , Л.Г. Татарниковой, З.И.Тюмасёва . Сохранение собственного здоровья требует от учащихся развития валеологического мышления, которое проявляется в сформированности системы убеждений личности, предметным содержанием которой являются валеологические взгляды и обусловленные ими выводы. Важнейшим условием внедрения валеологического материала в систему биологического образования является взаимосвязь между отдельными компонентами валеологии, экологии, биологии, которые взаимодействуют и обуславливают формирование и развитие экологических, валеологических, биологических знаний, умений и навыков учащихся. Однако, введение в школьную практику однопредметной модели валеологического образования ограничено из-за отсутствия квалифицированных кадров и недостаточности учебно-методического обеспечения (есть отдельные авторские программы по валеологии для школ, также как и авторские учебники для школ)
- Теме сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения уделяли внимание в своих трудах известные методисты и биологи: С.В.Алексеев, Е.П. Бруновт, В.А. Герд, Ю.А. Даринский, И.Д. Зверев, И.Н. Пономарёва, И.Т. Суравегина, Б.Е. Райков, А.Г.Хрипкова в рамках исследуемых ими проблем касающихся гигиенического, экологического и полового образования и воспитания школьников.
- Потребность общества в обеспечении техногенной, социальной, экологической и других видов безопасности привела к созданию педагогического направления- безопасность жизнедеятельности. Научная и общественная деятельность учёных (С.В. Белов, К.Р.Малаян, Л.А. Михайлов, О.Н. Русак, В.П. Соломин, И.А. Щёголев) позволила оценить значимость проблемы, сформулировать теоретические, методические подходы и ввести преподавание дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательной школе.
- Новым направлением формирования здоровья и здорового образа жизни учащихся, в практику школ вошли «Школы здоровья». Департамент образования города Москвы утвердил список государственных образовательных учреждений «Школ здоровья», работающих с 1 сентября 2005 года: таких школ насчитывается в количестве 77.
- Актуальность проблемы формирования знаний о здоровье у учащихся в своём послании Федеральному Собранию отметил Д.А. Медведев: «Дети проводят в школе важную часть дня, и заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги. Уверен, если приоритет здорового образа жизни будет полностью реализован в школе, то мы гораздо легче справимся и с формированием современной системы здравоохранения в целом».
- В этой связи становится очевидной проблема формирования здоровья учащихся в школе как ценности их жизнедеятельности.
- Анализ литературы по вопросу становление проблемы формирования знаний и умений о сохранении здоровья показал, что данная проблема обучения учащихся не только не утратила своей актуальности, но и стала одной из центральных задач, решение которой признано необходимым в обществе.
Литература:
- Проблема формирования здоровья затрагивалась в работах Плутарха (I в. до н.э.), Галена (131-201 гг.до н.э.), Ибн Сины (IX в.н.э.) и др. философы обращали внимание на необходимость чаще заниматься физическими упражнениями, бегом, осуществлять прогулки на свежем воздухе. В средние века положение ухудшилось. Медики тех времён увлеклись поисками «магического камня»- эликсира жизни и предали забвению методы профилактики древнегреческой и древнеримской медицины.
- Бок К.Э. Человеческое тело, его строение, жизнь, холя: Руководство для учащихся- 4-е изд.- Спб, 1893.
- Фельбигер И.И. О должностях человека и гражданина. Спб., 1883.