Валеогическое воспитание школьников средствами физической культуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , , ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №46 (441) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 18.11.2022

Статья просмотрена: 140 раз

Библиографическое описание:

Угрюмова, Е. И. Валеогическое воспитание школьников средствами физической культуры / Е. И. Угрюмова, А. Н. Березкин, А. И. Лычев, А. Г. Ковех. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 46 (441). — С. 155-156. — URL: https://moluch.ru/archive/441/96460/ (дата обращения: 16.12.2024).



Для того, чтобы валеология как наука применялась на практике и давала свои плоды, рекомендуется заниматься ее постоянным внедрением в процесс обучения и воспитания обучающихся детей начальной, основной и средней школы. Главную роль для внедрения и применения валеологии в школе играет предмет физическая культура, который максимально охватывает все вопросы, связанные с ней. Помогает ориентироваться детям в вопросах здоровьесбережения, учит применять различные технологии для сохранения и укрепления здоровья. Здоровье, как мы понимаем, это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Прежде всего, учебный процесс по предмету физическая культура начинается с определения группы здоровья обучающихся. Для этого на первых занятиях в первой четверти ученики проходят медицинский осмотр у медсестры, работающей в школе. Так же психологи и социальные работники информируют педагога о детях, относящихся к группе ОВЗ, определяет, какие физические и психические особенности у ребенка.

Эта информация дает возможность учителю физической культуры давать адекватную физическую нагрузку на уроке, владеть полной информацией

о возможностях ребенка, а также проводить адекватное оценивание обучающихся. Педагог всегда ставит задачу, чтобы дети полюбили предмет физической культуры, приходили на него с удовольствием.

Для разного уровня образования учитель ставит разные задачи.

В начальной школе задача педагога создать уютную атмосферу на уроке. Устранить психологические барьеры и неуверенность у обучающихся.

Это очень важно сделать в младшем возрасте, так как ребенок, пришедший в школу, в новый коллектив, испытывает большой стресс. Занятия проводятся в основном в игровой форме. Ученики во время разминки показывают упражнения, рассказывают, для каких мышц или суставов эти упражнения предназначены. Ребята на уроке проводят разминку от начала до конца, исходя из основной части занятия, под контролем учителя. Учатся делать самоанализ своего состояния, определять нужную нагрузку для себя, чтобы не навредить организму. Многие обучающиеся занимаются в различных спортивных секциях, поэтому они должны уметь распределять спортивную нагрузку, получаемую на занятиях в школе и секциях. На уроках особое внимание уделяется личной гигиене.

Во время урока проводится пульсометрия, беседы о технике безопасности, оказании первой медицинской помощи. В основную часть урока в урок включаются упражнения на развитие определенных физических способностей (сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость) исходя из возрастных особенностей. Во время игр у обучающегося развивается осознанность (цель игры, смысл игры, какие качества развивает). Во время урока обсуждаются победы и разбираются неудачи, чтобы у ребенка не осталось вопросов.

Если в начальной школе у ребенка потребность в движении на подсознательном уровне, то в основной школе на первый план выходит мотивация, выработка у школьников интереса к здравосозиданию.

Для достижения этой цели используем мотивы: познавательные (изучение организма человека и составляющих его здоровья); эстетические (сохранение красивой осанки, хорошего зрения и т. д.); социальные (профессиональная ориентация школьников); гуманистические (проявление заботы о состоянии здоровья в школе и дома).

Для мотивации обучающихся, педагог собственным примером прививает любовь к здоровому образу жизни. Организуются встречи с выдающимися спортсменами, добившимися высоких спортивных результатов. Ведется работа с родителями, чтобы они со стороны семьи вели валеологическое воспитание, были примером для своих детей. Педагог посещает родительские собрания, на которых информирует об возрастных особенностях, профилактике различных заболеваний у детей. Приглашаются родители на различные спортивные мероприятия и праздники.

В основной школе у подростков происходит психологический дисбаланс (гормональное перестроение и половое созревание). В связи с этим педагог ставит себе задачу, чтобы обучающиеся не остались наедине со своими проблемами. Для этого проводятся индивидуальные беседы, разбирается тот или иной вопрос. На занятиях педагог пропагандирует не спорт высоких достижений, а массовый спорт. На занятиях все стараются в силу своих возможностей, оценивается не только сдача нормативов, но старания обучающихся. Помимо уроков и секций дети с удовольствием принимают участие во всероссийских спортивных мероприятиях, таких как «Азимут», «Лыжня России», «Кросс нации». В день самоуправления школьники проводят уроки физической культуры. В основной школе остро стоит вопрос употребления подростками алкогольных, психотропных и наркотических веществ. В связи с этим педагоги максимально просвещает детей о вреде этих веществ, чтобы не появилась вредная привычка.

В средней школе остро стоит вопрос двигательной активности, так как обучающиеся 10–11 классов более углубленно изучают предметы, готовятся к сдаче ЕГЭ, больше сидят за компьютером даже в свободное время. В связи с этим возникает проблема малой подвижности (гиподинамии).

Со школьниками проводятся беседы, что умственный вид деятельности надо чередовать с физическими нагрузками. Необходимо регулярно проводить массовые мероприятия такие, как день здоровья, кроссы, посвященные разным датам, походы, фестивали ГТО, соревнования между классами по различным видам спорта. Подводя итог, можно отметить, что благодаря правильно спланированной работе педагога в валеогическом воспитании обучающихся, ребята ведут здоровый образ жизни: школьные секции переполнены желающими заниматься; повышается охват участия и сдачи нормативов ГТО; многие обучающиеся из подготовительной группы здоровья переходят в основную; снижается уровень травматизма на занятиях.

Литература:

  1. Вайнер, Э. Н. Валеология / Э. Н. Вайнер, Е. В. Волынская. — М.: Флинта, 2012. — 310 c.
  2. Дубровский, В. И. Валеология. Здоровый образ жизни / В. И. Дубровский. — М.: Флинта, 1999. — 560 c.
  3. Зайцев, Г. К. Валеология. Культура здоровья / Г. К. Зайцев. — М.: Бахрах-М, 2003. — 503 c.
  4. Эйдельман, Кэрол Укрепление здоровья на протяжении всей жизни / Кэрол Эйдельман, Кэрол Мэндл. — М.: Профессионал, 2009. — 544 c.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, ребенок, основная школа, время урока, занятие, здоровый образ жизни, начальная школа, обучающийся, педагог, урок.


Задать вопрос