Студенческое самоуправление | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (106) январь-2 2016 г.

Дата публикации: 14.01.2016

Статья просмотрена: 2280 раз

Библиографическое описание:

Мухортова, Д. Д. Студенческое самоуправление / Д. Д. Мухортова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 819-821. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25214/ (дата обращения: 17.12.2024).



 

В статье автор рассматривает самоуправление как инструмент для становления будущего профессионала.

Ключевые слова: самоуправление, студенческое самоуправление, молодежная политика.

 

Думаю, все согласятся с тем, что молодежь является важным социальным слоем и стратегическим ресурсом для любого общества, для любой страны. Молодежь сейчас может получать различное образование, может обучаться в колледже, техникуме, университете и т. д. Однако в этой статье будет рассматриваться самоуправление в университете, а значит, будем говорить о высшем образовании. Высшее образование, доступно практически всем, университеты предоставляют, различные формы обучения (очная, заочная, экстернат и др.). Думаю, что каждая страна заинтересована в том, чтобы студент выходил из университета профессионалом, готовым приступить к работе по профессии, обладающий определенными навыками и умениями, например лидерскими способностями, организационными и управленческими навыками. Обычно, в школах и в высших учебных заведениях недостаточно внимания уделяется именно навыкам управления и организации. Самоуправление в университете с легкостью поможет решить эту проблему.

Тему самоуправления, в своих трудах, затрагивали такие личности, как Платон, Т.Мора, Р.Оуэн, Ш. Фурье, Ж-Ж. Руссо и другие.

Вклад в развитие студенческого самоуправления, внесли такие личности, как А. С. Макаренко, Н. К. Крупская, С. Н. Белоусов, М. И. Рожков, Ш. Т. Шацкий и др.

Элементы самоуправления присутствовали в «Регламенте Московских гимназий» М. В. Ломоносова.

Что же такое самоуправление?

Если обратиться к словарю С. И. Ожегова, то мы узнаем, что самоуправление — это внутреннее, своими собственными силами управление делами в какой-нибудь организации, коллективе [1].

Если обратиться, например, к какому-либо словарю по философии, то мы увидим, что самоуправление — это неотделимая от вечевого нравственного идеала способность локальных сообществ управлять своей жизнедеятельностью на основе обычая, традиционной культуры.

В тех же социологических словарях, про самоуправление пишут, как об автономном функционировании какой-либо организационной системы, принятие ею решений по внутренним проблемам.

Из всех определений мы получаем, что студенческое самоуправление — это форма общественной деятельности социально активной студенческой молодежи высшего учебного заведения, либо его отдельных подразделений, направленная на реализацию научных, творческих, досуговых, образовательных, социальных и иных потребностей и инициатив.

Свои истоки студенческое самоуправление берет с момента, когда появились высшие школы в Европе, еще в 12 веке. Италия первооткрыватель в этой области, именно там появился первый университет в Европе, Болонский университет. Принято считать, что основан он был в 1088 году, но статусом университета обзавелся только в 1168 году.

Что касается России, то сами университеты стали появляться намного позже, хотя еще в 1600-х, были попытки это поправить, например Борис Годунов, хотел открыть университеты по европейскому образцу, но ничего не вышло. Есть несколько версий, когда же появился первый университет в России, но самой популярной является версия о том, что первый университет в России, это МГУ, который был основан в 1755 году, полное название Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова.

Исходя из всего, вышесказанного, мы можем сделать вывод, что студенческое самоуправление сформировалось недавно и имеет несколько ступеней формирования:

1 ступень. Дореволюционный период. Какие-то кружки, закрытые организации есть, но они нелегальны. Ближе ко второй ступени стали появляться документы, устанавливающие правила, которые регулировали деятельность студенческих организаций.

2 ступень. Это советский период. В 1921–1922 годах приняли приказы и положения, которые исключали принципы выборности и участия студентов в управлении вузом. За студенческую деятельность отвечала организация под названием РКСМ (Российский Коммунистический Союз Молодежи), но возникли проблемы связанные с уровнем образования участников РКСМ. В 30-е годы, после закрытия это системы, были созданы «вузкомы», которые должны были помочь возродиться самоуправлению, но на самом деле, все было задавлено партийно-комсомольской дисциплиной.

3 ступень. Постсоветский период. На данной ступени, критиковалось все советское, поэтому пришлось вернуться к дореволюционному периоду развития студенческого самоуправления. 30. 10. 1990 года был учрежден Студенческий совет МГУ, как общественная организация и представительный орган учащихся. Считаю, что именно с этой датой началась история развития современного студенческого самоуправления.

Студенческое самоуправление обладает определенными признаками, такими как: системность, целенаправленность, независимость, самодеятельность, автономность и др.

Считаю, что у студенческого самоуправления, есть две главные цели:

          Создание таких условий, которые будут помогать формированию у студентов личностных, деловых качеств, необходимых для успешного выступления на современном рынке труда.

          Решение вопросов, волнующих студентов.

У органов студенческого самоуправления, большой перечень задач, например:

          Защита интересов и прав студентов.

          Информирование студентов, о мероприятиях, различной направленности.

          Поддержка, какой-либо деятельности студентов, например научной, спортивной, творческой, учебной.

          Создание условий для сотрудничества с другими университетами.

          Организация различных мероприятий для студентов, как учебных, там и развлекательных.

          Упорядочение деятельности старост.

          Организация достойного отдыха и досуга студентам, которые живут в общежитиях.

Не только университет должен работать на благо студентов, но и сами студенты должны работать, поэтому, можно выделить такую задачу, как:

          Обеспечение выполнения студентами своих обязанностей;

          И другие задачи.

Студенческое самоуправление, что очень важно, поддерживается государством. (Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» органы студенческого самоуправления являются обязательными для каждой образовательной организации). Деятельность закреплена в Конституции РФ. 2гл.ст 30:

«1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем». [2].

Получается, что государство заинтересовано в развитии студенческого самоуправления, что не может не радовать.

К формам студенческого самоуправления, чаще всего относят студенческие советы и студенческие общественные организации, но это не всё, так же формой может выступать, какой-либо студенческий клуб, спортивные секции, театр, научные студенческие объединения и многое другое.

В заключение хочу отметить, что студенческое самоуправление — это важная составляющая часть обучения в высшем учебном заведении, эту область надо развивать и поощрять. Студенческое самоуправление, помогает не только университетам, в плане выпуска разносторонне развитых специалистов, но и самим студентам принесёт только пользу.

Главное понимать, что студенческое самоуправление — это не самоуправство (произвол, самовольные действия), а как я считаю, именно инструмент, который помогает:

          научиться быстро, принимать решения;

          развивать коммуникабельность, ответственность, целеустремленность;

          научиться отстаивать свое мнение;

          развивать лидерские, организаторские и управленческие качества

          и другое.

 

Литература:

 

  1.                Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений — М.: ООО «А Темп». — 2006.
  2.                Конституция Российской Федерации [электронный ресурс] http://www.constitution.ru/ (дата обращения 20.12.2015)
Основные термины (генерируются автоматически): студенческое самоуправление, университет, Россия, самоуправление, студент, высшее образование, высшее учебное заведение, Европа, эта.


Похожие статьи

Деловая игра как средство развития творческой активности студентов в условиях профессионального образования

В данной статье рассматривается организация уроков по общепрофессиональным дисциплинам в форме деловой игры как эффективного инструмента в формировании общих компетенций.

Академическая мобильность студентов как важный инструмент формирования глобальной образовательной среды в российском вузе

Данная статья посвящена вопросам развития академической мобильности студентов в российском техническом вузе. В статье рассмотрены сущность понятия «академическая мобильность». Автор подчеркивает значимость международного партнерства как обязательное ...

Отечественный опыт государственного регулирования инновационных процессов в промышленности

В статье рассматриваются подходы к трактовке понятия «государственное регулирование», а также методы, посредством которых оно осуществляется. Проведен анализ отечественного опыта стимулирования инновационных процессов в промышленности со стороны госу...

Анализ концепций образования и развития организационной культуры в коллективе

В статье проанализированы теории возникновения организационной культуры в педагогическом и ученическом коллективе. Рассмотрены теории формирования коллектива и содержание понятия «организационная культура».

Студенческое самоуправление – характеристика воспитательного пространства вуза

В статье раскрываются особенности развития студенческого самоуправления в образовательном пространстве современного вуза. Подчеркивается значимость наличия студенческого самоуправления как характеристики воспитательного пространства вуза. Рассматрива...

Дистанционные технологии в образовании как средство расширения информационного образовательного пространства

В статье рассматриваются виды дистанционных технологий обучения, применяемые в вузах Казахстана.

Теоретические подходы в экономическом воспитании

В статье дается обоснование теоретических подходов к экономическому воспитанию, и роли экономики в жизни ребенка.

Сущность социального предпринимательства в современных условиях

В статье рассматривается социальное предпринимательство как направление эффективного решения социальных задач государства за счет предпринимательства.

Профессиональное саморазвитие как важнейшее условие эффективной деятельности юриста

В статье рассматривается роль профессионального саморазвития для успешной профессиональной деятельности юриста, определяются основные особенности постдипломного образования юриста. Автор рассматривает профессиональное саморазвитие как цель постдиплом...

Профессиональное самоопределение подростка с девиантным поведением как психолого-педагогическая проблема

В статье рассматривается актуальная проблема профессионального самоопределения современных подростков; выделено понятие «профессиональное самоопределение», обозначены критерии готовности к профессиональному выбору подростков.

Похожие статьи

Деловая игра как средство развития творческой активности студентов в условиях профессионального образования

В данной статье рассматривается организация уроков по общепрофессиональным дисциплинам в форме деловой игры как эффективного инструмента в формировании общих компетенций.

Академическая мобильность студентов как важный инструмент формирования глобальной образовательной среды в российском вузе

Данная статья посвящена вопросам развития академической мобильности студентов в российском техническом вузе. В статье рассмотрены сущность понятия «академическая мобильность». Автор подчеркивает значимость международного партнерства как обязательное ...

Отечественный опыт государственного регулирования инновационных процессов в промышленности

В статье рассматриваются подходы к трактовке понятия «государственное регулирование», а также методы, посредством которых оно осуществляется. Проведен анализ отечественного опыта стимулирования инновационных процессов в промышленности со стороны госу...

Анализ концепций образования и развития организационной культуры в коллективе

В статье проанализированы теории возникновения организационной культуры в педагогическом и ученическом коллективе. Рассмотрены теории формирования коллектива и содержание понятия «организационная культура».

Студенческое самоуправление – характеристика воспитательного пространства вуза

В статье раскрываются особенности развития студенческого самоуправления в образовательном пространстве современного вуза. Подчеркивается значимость наличия студенческого самоуправления как характеристики воспитательного пространства вуза. Рассматрива...

Дистанционные технологии в образовании как средство расширения информационного образовательного пространства

В статье рассматриваются виды дистанционных технологий обучения, применяемые в вузах Казахстана.

Теоретические подходы в экономическом воспитании

В статье дается обоснование теоретических подходов к экономическому воспитанию, и роли экономики в жизни ребенка.

Сущность социального предпринимательства в современных условиях

В статье рассматривается социальное предпринимательство как направление эффективного решения социальных задач государства за счет предпринимательства.

Профессиональное саморазвитие как важнейшее условие эффективной деятельности юриста

В статье рассматривается роль профессионального саморазвития для успешной профессиональной деятельности юриста, определяются основные особенности постдипломного образования юриста. Автор рассматривает профессиональное саморазвитие как цель постдиплом...

Профессиональное самоопределение подростка с девиантным поведением как психолого-педагогическая проблема

В статье рассматривается актуальная проблема профессионального самоопределения современных подростков; выделено понятие «профессиональное самоопределение», обозначены критерии готовности к профессиональному выбору подростков.

Задать вопрос