Психолого-педагогические аспекты военно-морской профессиональной ориентации нахимовцев | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (357) апрель 2021 г.

Дата публикации: 10.04.2021

Статья просмотрена: 153 раза

Библиографическое описание:

Олейницкий, Б. А. Психолого-педагогические аспекты военно-морской профессиональной ориентации нахимовцев / Б. А. Олейницкий. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 329-331. — URL: https://moluch.ru/archive/357/79930/ (дата обращения: 24.12.2024).



В статье автор рассматривает значимые методы и формы, которые применяются в работе по военно-морской профессиональной ориентации нахимовцев. Автор рассматривает данный процесс как обязательный во внеклассной деятельности.

Ключевые слова: качество, профессия, сознание, формы, методы, воспитание.

24 февраля 2010 г. приказ Министра обороны Российской Федерации № 96 и Министерства образования и науки Российской Федерации от № 134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях»вступил в законную силу. Основной задачей является проведение военной и военно-морской профессиональной ориентации на овладение военно-учетными специальностями и выбор профессии офицера, в том числе и морского [5]. В филиале НВМУ (Севастопольское ПКУ) военно-морская профессиональная ориентация, развивающая способности нахимовцев по осуществлению осознанного профессионального самоопределения по отношению к службе в целом и к военным профессиям в частности на основе сопоставления требований, предъявляемых гражданам РФ военно-учетными специальностями, воинскими должностями, способностями каждого человека, служит для формирования военно-морской профессиональной направленности личности. Целью данной ориентации является также содействие непрерывному росту профессиональных качеств и достижение самореализации индивидуума в области военно-профессиональной деятельности.

Работа в этом направлении в филиале НВМУ (Севастопольское ПКУ) начинается с поступления обучающихся в пятый класс. Одной из задач в процессе воспитания и обучения нахимовцев является выявление интересов, наклонностей, способностей. Эффективно и постоянно работающие секции по гандболу, мини-футболу, пулевой стрельбе, многоборью, хоккею, плаванью, парусному спорту и кружки по хоровому пению, изобразительному искусству, робототехнике, авиасудомоделированию приносят значительную пользу в решении данной задачи.

Согласно программе «Строевая подготовка», нахимовцы изучают порядок подготовки воспитанников по основам военной службы. Во время занятий по строевой подготовке особая роль отводится отработке практических навыков.

На классных часах «Профессия — Родину защищать» офицеры-воспитатели показывают и объясняют, чем похожи между собой гражданские и военные профессии, обращая особое внимание на особенность военно-морских специальностей. Также воспитатели из собственного опыта приводят примеры, когда приобретенная военно-морская профессия становится профессией на всю жизнь. В условиях обучения в филиале Нахимовского военно-морского училища (Севастопольское президентское кадетское училище) требования к готовности воспитанников для поступления в военно-морские училища повышаются. Воспитатели являются должностными лицами образовательной организации, именно на них возложены обязанности по военно-профессиональной ориентации нахимовцев. Одной из форм внеклассной работы в училище является встреча с интересными людьми: работниками военных комиссариатов, представителями командования воинских частей, военных образовательных учреждений. Данная форма внеклассной работы дает положительный результат при организации военно-морской профессиональной ориентации воспитанников. При проведении внеклассных мероприятий по военно-морской профессиональной ориентации используются разные методы: организация познавательной и практической деятельности, формирование необходимых понятий, стимулирование ориентации на поступление в военно-морские ВУЗы, контроль за ходом формирования военно-морской профессиональной направленности [1, с. 216].

Военно-морская профессиональная ориентация нахимовцев связана с военно-патриотическим воспитанием, которое формирует патриотическое сознание у обучающихся, а также способствует формированию военно-морской профессиональной направленности нахимовцев. Этому способствует и посещение нахимовцами военнослужащих в расположении части, проведение разных военно-спортивных игр, показные выступления военнослужащих элементов воинского мастерства. Непосредственными формами военно-морской профессиональной ориентации нахимовцев являются военно-профессиональное воспитание, военно-профессиональное просвещение, военно-профессиональная консультация. В 5–7 классах нельзя без внимания оставлять компьютерную информацию и игровые формы воспитания [2]. Должное внимание уделяется посещению нахимовцами кружков военно-морской профессиональной направленности: ОВМП, пулевая стрельба, парусный спорт, морское многоборье.

Одним из самых эффективных приемов при формировании психологической готовности к поступлению в военно-морские образовательные учреждения РФ, сильным побудительным фактором мотивационной готовности к освоению военно-морских специальностей является встреча с курсантами военно-морских ВУЗов, участниками боевых действий [4]. Военно-морскую профессиональную ориентацию нахимовцев воспитатели и педагоги-психологи проводят с учетом основных принципов: индивидуального подхода, системности, сознательности, свободы выбора, динамичности.

Принцип индивидуального подхода требует обязательного соответствия психолого-педагогического воздействия особенностям молодого человека. Поэтому в работе по военно-морской профессиональной ориентации к каждому из них нужен индивидуальный подход. Принцип системности заключается в комплексном применении разных подходов к работе по профориентации, элементов отражающих взаимодействие организаций и их представителей; в оптимальном наборе формы, средств, методов воспитания нахимовцев при военно-морском профессиональном самоопределении. Принцип сознательности предполагает знание особенностей выбранной военно-морской профессии и личных способностей. Способности проверяются практически в деятельности близкой к военно-морской профессии (вязание морских узлов, изучение семафорной азбуки, а также устройства и назначения ЯЛ-6). Принцип свободы выбора предполагает наличие устойчивого интереса к профессии морского офицера и не должен осуществляться стихийно (знакомство с представителями различных ВУЗов МО, изучение брошюр и видеороликов, рекламирующих ВУЗы МО РФ). Принцип динамичности предполагает поэтапный подход к решению задач военно-морской профессиональной ориентации с учетом особенностей возрастного развития (психолого-педагогическое тестирование по профориентации). Он требует учета и правильного применения в процессе профессионального воспитания отдельных возрастных периодов, когда индивидуально-психологические качества развиваются особенно интенсивно. В филиале НВМУ (Севастопольское ПКУ) основной этап военно-морской профессиональной ориентации приходится на 9–11-е классы. На этом этапе завершается обучение и возникает необходимость принимать решение о выборе своей будущей профессии. Идет непосредственная подготовка к поступлению в военно-морские ВУЗы [3].

На основании вышесказанного среди нахимовцев 5 курса в марте 2020–2021 учебного года был проведен социологический опрос на тему «Военно-профессиональная направленность воспитанников». Целью данного опроса стало изучение отношения нахимовцев к военной службе в будущем, заинтересованности морским делом. Методом исследования было анкетирование. Объектом исследования стало 84 воспитанника 5 курса (100 %). На вопрос «Планируешь ли ты военную карьеру?» ответы распределились следующим образом: 6 % — количество тех, кто не хочет связывать свою жизнь с военным делом, 94 % — количество тех, кто хочет стать военным. Мной приведены примеры ответов респондентов, желающих связать свою будущую жизнь с военным делом, по родам войск: 12 чел. — ВМФ, 23 чел. — другие рода войск МО РФ, 40 чел. — ЧВВМУ, 3 чел. — ФСБ, 1 чел. — МВД, 5 чел. — гражданские ВУЗы. Итак, интерес к военно-морскому флоту у 62 % нахимовцев курса. Изучение отношения нахимовцев к военной службе необходимо при планировании профориентационной работы на курсе. В конце учебного года будет проведен повторный социологический опрос для того, чтобы проследить динамику отношения воспитанников к выбору военной службы.

Таким образом, результатом военно-морской профессиональной ориентации является военно-морская профессиональная направленность воспитанника и его умение осознанно осуществлять выбор профессии, сопоставляя свои возможности с требованиями, предъявляемыми к специалистам на тех или иных воинских должностях и имеющих военно-морские специальности.

Литература:

  1. Абаскалова Н. П. Методика обучения безопасности жизнедеятельности в школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов. / Н. П. Абаскалова, Л. А. Акимова, С. В. Петров. — Новосибирск: АРТА, 2011. — 304 с., С. 216–219.
  2. Бачевский В. И. Педагогические основы подготовки старших школьников к военной службе. / В. И. Бачевский. // Наука. / Педагогика: [web-сайт]. — Режим доступа:http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13–00–01/dissertaciya pedagogicheskie -osnovy-podgotovki-starshih-shkolnikov-k-voennoy-sluzhbe.
  3. Корнев А. А. Военно-ориентационная работа с молодежью. / А. А. Корнев. // Международная ассоциация ученых, преподавателей и специалистов (Российская академия естествознания): [web-сайт].–Режим доступа: https: //rae.ru /forum 2012/.
  4. Организация военно-морской профессиональной ориентации. // Медпортал.com: [web-сайт]. — Режим доступа: https:// медпортал.com/psihologiya-pedagogika-voennaya/organizatsiya-voenno-professionalnoy.html.
  5. Приказ Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 г. № 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы». / [web-сайт]. — Режим доступа: http: //https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/98025/
Основные термины (генерируются автоматически): военно-морская профессиональная ориентация, военная служба, военно-морская профессиональная направленность, индивидуальный подход, нахимовец, Российская Федерация, Севастопольское, внеклассная работа, военное дело, парусный спорт.


Похожие статьи

О проблемах военно-профессиональной мотивации военнослужащих контрактной службы

В работе рассматриваются проблемы формирования мотивации военнослужащих контрактной службы. Проанализирована психологическая литература. Отражены особенности и условия военно-профессиональной мотивации.

Профессионально-коммуникативная компетентность военнослужащих по контракту и выпускников военных образовательных учреждений

В статье представлены результаты исследования рефлексивности в коммуникативной модели компетентности военнослужащих по контракту, проведен сравнительный анализ этих характеристик у военнослужащих, имеющих специальное военное образование и не имеющих ...

Формирование учебно-профессиональной компетентности курсантов военного авиационного училища

В статье рассмотрены явления и факторы, влияющие на курсанта при становлении его как будущего офицера. Обозначены ключевые моменты, которые влияют на становление профессиональной компетентности штурмана. Подчеркнуты важные аспекты, воздействующие на ...

Социально-экономические и психолого-педагогические аспекты проблемы управленческой культуры руководителей ДОУ

В статье рассматривается понятие управленческой культуры, рассматриваются ее особенности в контексте управления образовательной организацией на примере ДОУ. В рамках статьи обоснована проблема управленческой культуры руководителей ДОУ с точки зрения ...

Физическая подготовка курсантов, её организация, направленность и применение

В статье автор исследует значение физической подготовки в жизни курсанта, а также ее влияние на его профессиональное и личностное развитие.

Важность физической подготовленности военнослужащих для выполнения боевых и специальных задач

Статья посвящена вопросу важности физической подготовленности военнослужащих для выполнения служебных задач. Авторы рассматривают данный процесс как необходимое и комплексное явление, имеющее ряд особенностей в военно-профессиональной деятельности.

Актуальность проблемы психологического сопровождения развития личности студента в условиях психологической службы вуза

В статье поднимается проблема психологического сопровождения развития личности студента в условиях психологической службы вуза. Проанализировано понятие психологического сопровождения, выделены основные задачи, формы и направления его осуществления в...

Формирование коммуникативных умений и навыков у нахимовцев через внеурочную деятельность (из опыта работы)

Статья посвящена роли внеурочных занятий в формировании коммуникативной компетенции у нахимовцев в условиях обучения в закрытом довузовском учебном заведении Министерства обороны.

К вопросу о профессиональной компетентности педагога ДОО

В данной статье затрагивается тема профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Рассмотрены основные аспекты и критерии компетентности педагога ДОО.

Организационно-педагогические методы совершенствования процесса физической подготовки военнослужащих-женщин: гендерный подход

В статье подвергнута рассмотрению проблема физической подготовки военнослужащих женского пола. Проанализирована действующая система организации физической подготовки на примере Военной академии связи. Предложена новая форма организации учебно-трениро...

Похожие статьи

О проблемах военно-профессиональной мотивации военнослужащих контрактной службы

В работе рассматриваются проблемы формирования мотивации военнослужащих контрактной службы. Проанализирована психологическая литература. Отражены особенности и условия военно-профессиональной мотивации.

Профессионально-коммуникативная компетентность военнослужащих по контракту и выпускников военных образовательных учреждений

В статье представлены результаты исследования рефлексивности в коммуникативной модели компетентности военнослужащих по контракту, проведен сравнительный анализ этих характеристик у военнослужащих, имеющих специальное военное образование и не имеющих ...

Формирование учебно-профессиональной компетентности курсантов военного авиационного училища

В статье рассмотрены явления и факторы, влияющие на курсанта при становлении его как будущего офицера. Обозначены ключевые моменты, которые влияют на становление профессиональной компетентности штурмана. Подчеркнуты важные аспекты, воздействующие на ...

Социально-экономические и психолого-педагогические аспекты проблемы управленческой культуры руководителей ДОУ

В статье рассматривается понятие управленческой культуры, рассматриваются ее особенности в контексте управления образовательной организацией на примере ДОУ. В рамках статьи обоснована проблема управленческой культуры руководителей ДОУ с точки зрения ...

Физическая подготовка курсантов, её организация, направленность и применение

В статье автор исследует значение физической подготовки в жизни курсанта, а также ее влияние на его профессиональное и личностное развитие.

Важность физической подготовленности военнослужащих для выполнения боевых и специальных задач

Статья посвящена вопросу важности физической подготовленности военнослужащих для выполнения служебных задач. Авторы рассматривают данный процесс как необходимое и комплексное явление, имеющее ряд особенностей в военно-профессиональной деятельности.

Актуальность проблемы психологического сопровождения развития личности студента в условиях психологической службы вуза

В статье поднимается проблема психологического сопровождения развития личности студента в условиях психологической службы вуза. Проанализировано понятие психологического сопровождения, выделены основные задачи, формы и направления его осуществления в...

Формирование коммуникативных умений и навыков у нахимовцев через внеурочную деятельность (из опыта работы)

Статья посвящена роли внеурочных занятий в формировании коммуникативной компетенции у нахимовцев в условиях обучения в закрытом довузовском учебном заведении Министерства обороны.

К вопросу о профессиональной компетентности педагога ДОО

В данной статье затрагивается тема профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Рассмотрены основные аспекты и критерии компетентности педагога ДОО.

Организационно-педагогические методы совершенствования процесса физической подготовки военнослужащих-женщин: гендерный подход

В статье подвергнута рассмотрению проблема физической подготовки военнослужащих женского пола. Проанализирована действующая система организации физической подготовки на примере Военной академии связи. Предложена новая форма организации учебно-трениро...

Задать вопрос