В работе рассматриваются проблемы формирования мотивации военнослужащих контрактной службы. Проанализирована психологическая литература. Отражены особенности и условия военно-профессиональной мотивации.
Ключевые слова: мотивация, побуждения, особенности, мотивы, военнослужащие, контрактная служба.
Мотивационная сфера занимает одно из лидирующих мест в формировании личности человека. Понимание поступков и деятельности человека невозможно без проникновения в его личность, без знания мотивов социально-психологических явлений и процессов, что важно и для военной психологии. Проблема исследования профессиональной мотивации военнослужащих — одна из наиболее актуальных в работе психологов Вооруженных Сил Российской Федерации.
Служба в Вооруженных Силах Российской Федерации всегда считалась особой и почетной обязанностью, обладающей повышенной социальной значимостью и связанная с особыми условиями труда, порой выходящими за рамки обыденного. Армия — это долг каждого гражданина. Учитывая проблемы во взаимоотношениях между государствами, военно-профессиональная деятельность никогда не утратит свое предназначение, оставаясь одним из самых нужных социальных институтов.
Военно-профессиональной деятельностью называют деятельность, направленную на защиту государства. В настоящее время активное укрепление кадрового потенциала Вооруженных Сил происходит в связи с прибытием военнослужащих на службу по контракту. Это служба, которую они обязуются проходить на условиях заключенного контракта в соответствии с законодательством РФ, и способ повышения эффективности деятельности военнослужащего. При прохождении контрактной службы появляются новые факторы мотивирующей составляющей, а именно материальные и нематериальные ресурсы, как стимул повышения интереса к воинской службе.
Как правило, мотивация рассматривается как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, способных определить поведение индивида, его мотивы и побуждения, вызывающие активность.
Социологические и психологические исследования военнослужащих контрактной службы показали, что устойчивость их военно-профессиональной направленности в значительной мере определяется успехами на службе, дисциплиной, участием в общественной жизни подразделения и многим другим [2, 3] Поэтому наиболее значимым направлением в воспитании военнослужащего должно быть формирование устойчивой мотивации деятельности и действенной военно-профессиональной направленности.
Формирование мотивации деятельности — это воспитание в личности человека ценностей, мировоззренческих идеалов, сочетающихся с активным поведением, что означает взаимосвязь осознаваемых и действующих мотивов, единство слова и дела, активную жизненную позицию.
Каждая деятельность человека имеет свои мотивы. Мотивы при ведения боевых действий у каждого свои, на уровне государства единственным мотивом для начала действий является возникновение угрозы для безопасности страны. Боевая деятельность военнослужащих контрактной службы основывается на своих побудительных мотивах, потребностях, чувствах, идеалах и убеждениях, интересах, стремлениях и так далее. Но перед каждым военнослужащим стоит один и самый важный мотив — это самосохранение, стремление сохранить собственную жизнь. У каждого данный мотив проявляется в разной степени и в разных взглядах. Кто-то просто старается избегать опасных ситуаций. А кто-то осознанно готовится к боевым действиям, по принципу «предупрежден-вооружен». При выполнении боевых действий нельзя забывать о социальных потребностях. Несмотря на то, что мотив самосохранения мы ставим на одно из первых мест, и он остается биологически целесообразным, существуют моменты самопожертвования в бою. Но есть и другие мотивы и потребности у военнослужащих, которые в структуре иерархии мотивов нередко занимают более высокое положение.
Защита своей семьи, своих близких, своей Родины — вот он, один из самых важных и главных социальных мотивов боевой деятельности. Именно этот мотив побуждал жертвовать собой многих людей в годы Великой Отечественной войны. Данный мотив не появляется у человека с рождения, он социален и его формирование происходит в процессе развития и воспитания. Задачей каждого командира на службе — воспитать патриотические чувства и готовность сражаться за Родину. Но также важно вспомнить, что военнослужащим предлагаются различные социальные и материальные льготы, которые также безусловно относятся к особенностям мотивации. Безматерных А. Н. [1] считали, что смысл военно-профессиональной мотивации — это нахождение стимулов, которые будут соответствовать основной жизненной установке личности военнослужащего.
В связи с чем важно исследовать и укреплять профессиональную мотивацию военнослужащих с целью повышения эффективности деятельности, укрепления трудовой дисциплины, сокращения текучести кадров. Важно, что любой выбор должен быть основан не только на поверхностном впечатлении, а в полном осознании своих способностей, содержания и характера труда, условий работы.
Основой развития военно-профессиональной мотивации выступают убеждения, ориентации, интересы, жизненные установки, цели, условия профессиональной деятельности, и мировоззрение в целом. Благоприятную социальную среду, формирующую воздействие на мотивацию, способна оказывать воинская часть, представляющая собой организованную систему возможностей для развития. Непосредственное взаимодействие командного состава оказывает значительное влияние в целях активизации, стимулирования и развития их мотивов. Преобладание в психологическом климате подразделения деловых и позитивных эмоциональных отношений повышает интенсивность и устойчивость мотивации.
Привить верную мотивацию личности, ценностные ориентации, не значит заложить готовые мотивы и цели, это постоянная работа в ходе учебно-воспитательного процесса, в процессе профессиональной подготовки, это примеры становления граждан в другие условия и ситуации, где четко прослеживаются желательные мотивы и цели, в процессе такой деятельности будут развиваться устремления самого индивида к требованиям военно-профессиональной деятельности. К основным факторам, влияющим на мотивацию военнослужащих контрактной службы можно отнести: самосовершенствование, в том числе физическое; материальные выплаты и наличие льгот; чувства патриотизма, чести, мужества; личностный рост, желание становиться офицером; профессиональные навыки; получение бесплатного образования; пример для подражания, благородные и храбрые герои; мотивирующая система нематериального характера, звания, медали, знаки отличия. И хочется надеяться, что военно-профессиональной мотивацией, а именно осознанными потребностями к несению службы и выбору профессии, как образу жизни, к целям и стремлениям военнослужащих являются не только материальные блага.
Литература:
- Безматерных А. Н. Современные проблемы военно-профессионального становления офицеров выпускников военного института // Актуальные проблемы гуманитарных и социальных наук. — Пермь, 2017.
- Росколодько Н. И. Формирование мотивов в процессе военно-учебной деятельности / Н. И. Росколодько // Вестник психологии. — М.Ярославль, 2008. — Вып. 1(6).
- Ткачев Р. В. Мотивация военно-профессиональной деятельности офицеров ВВС РФ: социолого-управленческий аспект: автореф. М., 2013.