Эргономика представляет собой область знаний, изучающая комплексно трудовую деятельность людей в такой системе, как «человек-техника-среда», для того чтобы обеспечить эффективность, безопасность и некий комфорт трудовой деятельности человека.
Из-за этого исследования эргономики непосредственно базируются на закономерностях, как психических, так и физиологических процессов, и изучают взаимодействия и особенности человека с орудием и предметами труда.
На своем современном этапе эргономика является интегральной наукой о трудовой деятельности, эффективно повышающая труд, а именно трудовую деятельность оптимизацией условий труда. Что касается эффективности труда, то речь идет о высокой производительности труда и о положительном влиянии на личность рабочего, его удовлетворенность.
Именно эргономика включает в себя решения задач по оптимизации трудовой деятельности, также способствует охране труда, безопасность труда и гигиена труда. Эргономический аспект безопасности труда решается при вмешательстве психологии.
Эргономика включает в себя: изучение конфликтных ситуаций, различных стрессов, которые проявляются на рабочем месте, и все это учитывается с индивидуальными особенностями работника.
Но особое внимание эргономический процесс уделяет отбору, обучению и переобучению специалистов.
Когда создается информационная база, коммуникации, дизайн рабочего места, тогда происходит отражение на производственном процессе и отношениях.
Что касается выработки единых стандартов и критериев трудовой деятельности, то для каждой профессии очень важны значения безопасности и минимум аварийных ситуаций, а также оптимизация условий труда.
Если рассмотреть определение А. Маршалла, то труд — это всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения получаемого непосредственно от самой проделанной работы [1, с.26].
Комплексный подход, который характерен для эргономики, позволит получить наиболее всестороннее представление о труде, о трудовом процессе и о широких возможностях его совершенствования. Именно этот подход представляет собой особенную ценность для научной организации труда, где практическому внедрению конкретных мероприятий предшествует научный анализ процесса труда, условий выполнения. А что касается практических мер, то они базируются на достижении современной науки и практики.
Всем известно, что человек является основным и сложнейшим элементом производства. Если не знать природу человека и не уметь ею пользоваться, то это приведет к существенным потерям, как социального характера, так и экономического характера.
Мировое сообщество не зря пришло к такому выводу, что основные резервы эффективности производства лежат именно в людях, и именно туда направляет все свои усилия.
Эргономика задает такие вопросы, почему человек утомляется, почему снижает свою трудоспособность, почему ошибается даже в элементарном, почему требуется тратить время, чтобы отдохнуть.
Если человек знает все эти закономерности, тогда он сможет помочь организовать производство. А именно повысить производительность труда, уменьшить утомление и неудовлетворенность трудом. Как известно, производительность труда ведет к положительному финансовому результату, а что качается удовлетворенности трудом, то это ведет к стабильности кадров, к некой самоотдаче на производстве.
В системе под названием «человек-техника-среда» одно из центральных направлений исследования и проектирования трудовой деятельности является рабочее место человека.
Именно рабочее место выступает как наименьшая целостная единица производства, которой присущи такие элементы труда, как предмет, средства и субъект труда.
Нужно определить рабочее место так, чтобы оно обеспечивало работающему человеку те условия, которые были благотворны, успешны и безопасны для протекания трудовой деятельности.
Организация труда является результатом проведения некой системы мероприятий по функционированию, а также по пространственному размещению, как основных, так и вспомогательных средств труда, чтобы обеспечить оптимальные условия трудового процесса.
Основными средствами труда являются оборудования. С помощью оборудования человек сможет выполнить трудовые операции. Это могут быть станки, различные стенды или промышленные роботы.
Вспомогательные средства труда можно разделить на 2 вида: технологическую оснастку и организационную оснастку. Что касается технологической оснастки, то именно в ней происходит эффективная эксплуатация основного производственного оборудования на рабочем месте. Например, средство заточки, наладка, контроль или ремонт.
Про организационную оснастку можно сказать, что она эффективно обеспечивает организацию труда, создавая при этом удобства и безопасность в эксплуатации, в обслуживании основного производственного оборудования. Например, устройство для транспортировки или хранения предметов труда, или средство сигнализации, связи, рабочая мебель и так далее [2, с. 48].
Если рассмотреть в общем случае как взаимодействуют человек и орудий труда, то можно заметить, что в процессе труда выражают содержание труда и состав трудовых функций, а именно совокупность выполняемых человеком действий.
Можно выделить различные функции человека, происходящие непосредственно в производственном процессе.
Во-первых, это энергетическая функция, где работник приводит орудие труда в действие.
Во-вторых, это технологическая функция, где работник соединяет орудие труда и предмет труда, тем самым изменяет параметры труда.
В-третьих, это контрольно — регулирующая функция, которая связана с наблюдением, контролем за движением, изменением предмета труда, а также с наладкой орудий труда и контролем функционирования.
Далее, в-четвертых, это управленческая функция. Она связана с подготовкой производства, а также с реализацией производственного процесса.
С помощью научно — технического прогресса человечество освобождается от различных энергетических и технологических функций, и вследствие чего, основными функциями являются управленческие и контрольно — регулирующие.
Человек как бы устраняется от участия в технологическом процессе, выполняет подготовительные операции. Здесь орудие труда служит как средство расширения человеческих возможностей, а также развития его творческой инициативы.
Что касается системы под названием «человек-машина-среда», то эффективность этой системы напрямую можно определить эргономическими требованиями к орудию труда, которые в свою очередь, могут установить соотношение свойств и характеристик орудий труда по отдельности или в комплексе, учитывая как технологическую оснастку, так и организационную оснастку, проявляющиеся в процессе трудовой деятельности.
Эргономические требования к орудиям труда можно установить к элементам, которые уже сопряжены с человеком в процессе выполнения им трудовых действий, например, в процессе ремонта, эксплуатации, или транспортирования, хранения, регулирования, монтажа и так далее.
Эти требования к орудиям труда должны устанавливаться в соответствии с физиологическими, антропометрическими, психофизиологическими, а также психологическими свойствами человека. Еще нужно учитывать санитарно-гигиенические требования, чтобы сохранить здоровье человека и достичь высокой степени эффективности труда.
Сама производственная обстановка является взаимосвязанным комплексом факторов и элементов среды, который окружает человека в процессе его труда, а также оказывает влияние на здоровье человека, на величину энергетических затрат в целом и по конкретным действиям, а именно их выполнение. Немало важно самочувствие работника, его работоспособность, производительность, а также эмоциональное состояние.
Эргономика начинает осознавать то, что она вступает в новое развитие тогда, когда она сама станет необходимой и основным компонентом планирования, разработки проектов, которые связаны с людьми и их трудовой деятельностью.
Литература:
1. В. В. Адамчук. Эргономика. Учеб. пособие для вузов. М.:ЮНИТИ-ДАНА,-2009.-356с.
2. Ф. А. Громов. Эргономика. Учеб. пособие. Л.: ЛФЭИ, -1989.-113с.