Роль экономических знаний в сфере военной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Роль экономических знаний в сфере военной деятельности / А. С. Сорокин, С. С. Попов, В. И. Фирсов [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11 (353). — С. 238-240. — URL: https://moluch.ru/archive/353/79096/ (дата обращения: 18.11.2024).



Непременным условием высокой эффективности использования средств, предназначенных для обороны, является повышение экономического образования всех специалистов вооружённых сил РФ.

Сейчас офицер должен быть знаком с широким кругом военно-политических проблем. Необходимо знать особенности действия экономических законов в сфере обороны, владеть основами военно-экономического анализа, подходить к решению задач с использованием экономических критериев, для повышения эффективности использования денежных средств, материальных ценностей, повышая эффективность работы.

Будущие офицерские кадры должны последовательно подниматься по ступенькам: от военно-экономического образования через военно-экономическую подготовку к выработке навыков военно-экономического мышления.

С накоплением опыта у военных кадров вырабатывается военно-экономическое мышление, формируется такая общекультурная компетенция как способность анализировать социально-значимые явления и процессы, в том числе политического и экономического характера, мировоззренческие и философские проблемы, применять основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.

Для военных руководителей стало необходимостью знания основ экономики и военной экономики, во всех отраслях деятельности. Знание этих основ способствует глубокому пониманию экономической политики государства и помогают яснее представить картину современной войны в различных аспектах, а также правильно оценивать характер её экономического обеспечения.

Использование экономического анализа помогает более эффективно и квалифицированно обосновывать принимаемые решения, глубже оценивать результаты мероприятий, направленных на повышение боеспособности Вооруженных сил.

Военно-экономическое мышление офицерских кадров — это процесс познавательной деятельности по усвоению объектов экономических законов, теоретическое применение их требований при практическом решении задач повышения боевой готовности, при ведении войскового хозяйства, обучении и воспитании личного состава.

Но представляет собой процесса соотнесения военно-экономических знаний с реальными военной-экономическими проблемами, поиск путей их решений и выбор оптимального решения в интересах укрепления обороноспособности страны.

Функции военно-экономического мышления:

− Познавательная

− Практическая

− Регулятивная

− Воспитательная

Критерии военно-экономического мышления:

− Научная обоснованность

− Реалистичность

− Конструктивность

− Деловитость

− Масштабность

− Нацеленность на новое качество роста

Формы военно-экономического мышления:

− Экономические и военно-экономические понятия, категории и законы

− Суждения об экономических и военной экономических процессах и явлениях.

− Умозаключение офицера

На данный момент различают следующие пути формирования современного военной-экономического мышления:

  1. Связан с непосредственным воздействием на сознание.
  2. Связан с направленным изменением объективных условий, определяющих во многом содержание и тип мышления офицера.

Открывать их друг от друга, а тем более противопоставлять совершенно недопустимо. Вместе с тем, для того чтобы люди начали думать по-новому необходимо поставить их такие условия, которые бы побуждали к этому, делали невозможным и невыгодным мыслить и решать вопросы по старинке.

Кроме того, различают два уровня военно-экономического мышления:

  1. Эмпирический или обыденный связан с ближайшими проявлениями интересов и воплощением в так называемом здравом смысле.
  2. Теоретический связан с проникновением в сущность различных проявлений интересов, их систематизации, познание экономических законов, механизма реализации интересов.

Однако, никакой уровень образования не исключает обыденного экономического мышления, никакая идеология не отменяет психологии, а наука — идеологии.

Теоретическое мышление формируется через обыденное мышление, экономическую психологию и влияет на них. Если не задеты непосредственные интересы людей, не заработали движущие мотивы их поведения, то напрасно взывать к классовой солидарности — не услышат, и зря горят прожектора науки — им некому освещать путь: субъекты экономических отношений не примут идей и теорий, назовут их утопией, химерой, обманом и отвернуться от их носителей. Тем не менее людям соответственно верить обещаниям и заблуждаться.

Рассмотрим особенности обороны страны со стороны экономики:

  1. Деятельность воинов направленна на достижение не экономического, а военного результата, то есть результат выражается косвенно в соответствии с затратами на достижение поставленной задачи.
  2. Результат, не имеющий экономическое выражение, трудно соотнести с трудовыми затратами лиц участвующих в достижении целей ратного труда. Становится сложнее решить вопросы экономического стимулирования военнослужащих.
  3. Управление деятельностью в сфере обороны осуществляется прямыми указаниями, приказами, директивами и так далее. На первый взгляд административные методы управления несовместимы с экономическими. Однако в действительности одно без другого не существует. Так как распоряжения должны быть экономически обоснованы, кроме того необходимо удовлетворение экономических интересов.

Следовательно, специфика обороны затрудняет и усложняет применение экономического подхода, использование экономических форм и методов, но не исключает их. Во все времена талантливые военачальники находили возможность влиять на своих подчинённых не только силой приказа, но и другими, в том числе, и экономическими методами. Суворовское правило: «Побеждают не числом, а умением» — великолепный образец сочетания экономического и военного подходов в военном деле.

Уровень военной экономической культуры в оборонном строительстве продолжает оставаться на крайне низком уровне. Особенно негативным образом сказалось игнорирование военно-экономического подхода на первых этапах реформирования обороны страны, при проведении «обвальной конверсии» военного производства. Слишком дорого обходится народу низкая военно-экономическая культура, отставание военно-экономического мышления от быстро развивающегося военного дела, способов его экономического обеспечения.

Итак, военно-экономическое мышление офицера является его интеллектуальным свойством осмысливать экономические явления, связанное с подготовкой вооруженных сил к защите страны. Она позволяет соотносить экономические явления, категории экономической теории с реальностью воинской деятельности в целях повышения эффективности использования средств, выделяемых на оборону, совершенствование экономических основ военной мощи государства.

Литература:

  1. Тихонович П. А., Кузнецова Е. А. Экономика. Военно-экономическая проблематика. Серпухов, 2018.
  2. Лавров И. О проблематике нормативных исследований в экономике. Вопросы экономики. 2007.
  3. Экономическая безопасность России: общий курс: Учебник / Под ред. В. К. Сенчагова. — 2-е изд. — М.: Дело, 2005. — 896 с.
Основные термины (генерируются автоматически): военно-экономическое мышление, сфера обороны, экономическое обеспечение.


Похожие статьи

Роль инновационного образования при формировании профессиональных знаний

Значение стрессоустойчивости в процессе осуществления педагогической деятельности

Роль проектной деятельности в процессе обучения и воспитания младшего школьника

Роль малого предпринимательства в развитии экономики государства

Значение организационного обучения в процессе развития организации

Роль лабораторных занятий в повышении качества и эффективности профессиональной подготовки

Роль исследовательского обучения в формировании познавательной активности студентов на уроках информатики

Роль учебной практики в формировании исследовательских компетенций у студентов-историков

Роль вычислительных навыков в успешной подготовке к ОГЭ (из опыта работы)

Доверительные взаимоотношения как фактор повышения экономических результатов предпринимательской деятельности

Похожие статьи

Роль инновационного образования при формировании профессиональных знаний

Значение стрессоустойчивости в процессе осуществления педагогической деятельности

Роль проектной деятельности в процессе обучения и воспитания младшего школьника

Роль малого предпринимательства в развитии экономики государства

Значение организационного обучения в процессе развития организации

Роль лабораторных занятий в повышении качества и эффективности профессиональной подготовки

Роль исследовательского обучения в формировании познавательной активности студентов на уроках информатики

Роль учебной практики в формировании исследовательских компетенций у студентов-историков

Роль вычислительных навыков в успешной подготовке к ОГЭ (из опыта работы)

Доверительные взаимоотношения как фактор повышения экономических результатов предпринимательской деятельности

Задать вопрос