Задачи качественной подготовки военных педагогов становятся особенно актуальными в связи с расширением спектра угроз безопасности страны, в том числе повышением уровня информационной угрозы и необходимостью подготовки квалифицированных военных специалистов в области подготовки личного состава. В психолого-педагогической литературе отмечается значение информационных технологий в процессе обучения курсантов. Приводятся основные условия взаимодействия педагогов, руководителей учебных занятий и обучаемых с использованием информационных технологий.
Одной из особенностей военного образования является то, что командир (начальник) любого уровня обязан заниматься подготовкой своего подразделения, то есть в достаточной степени обладать знаниями в области педагогики.
Одной из основных задач образовательных организаций ФСБ России является качественная и всесторонняя профессиональная подготовка специалистов для практических подразделений, в том числе специалистов среднего звена, способных профессионально и компетентно выполнять свои служебные задачи по обучению на своем уровне подчиненного личного состава.
Главным показателем оценки качества обучения становится умение военнослужащего, рядового специалиста, профессионально действовать в реальных условиях оперативно-боевой обстановки [2].
Поэтому одной из основных задач военных образовательных организаций в России являются формирование нового образа сотрудника, профессионала, имеющего достаточный первоначальный профессиональный опыт, для чего необходима разработка новых программ обучения, в том числе с участием (привлечением) сотрудников, в достаточной степени компетентных в необходимых областях профессиональной деятельности и способных в достаточно сжатые сроки передать накопленные знания и умения в ходе проведения учебных занятий [3, с.7].
В современном мире в качестве основных внешних военных опасностей для Российской Федерации указывается использование информационных и коммуникационных технологий, направленных против суверенитета, территориальной целостности и безопасности России [4, с.32].
В связи с этим возникают задачи расширения границ применения информационных технологий в военном образовании, которые состоят в том, чтобы расширить и упростить доступ курсантов к получению необходимых знаний, умений и получению первоначального профессионального опыта, что создаёт реальные предпосылки для повышения качества обучения и неизбежно приводит к изменению характера образовательной деятельности, появлению современных инструментов и технологий, позволяющих педагогу применять активные методы обучения, а так же строить диалог с обучаемыми.
В то же время функционирование образовательного процесса с использованием информационных систем требует соответствующей организации, создания электронных обучающих и моделирующих систем.
Применение обучающей системы с использованием средств вычислительной техники даёт возможность уменьшить время на поиск при освоении материала, даёт возможность расширения объема получаемой курсантом информации за счёт следующих факторов [5, с.271]:
1.Обучающая система может включать основные сведения по произвольной, на первый взгляд, предметной области. Но, как показывает многовековая история вооруженных конфликтов, на войне информация любого рода лишней не бывает.
2.Средства вычислительной техники и используемая информация даёт возможность применять одну и ту же обучающую систему не только для обучения курсантов, но и для переобучения и повышения квалификации обучаемых;
3.Использование компьютерной графики, анимации, видео, звука, других медийных компонентов делает изучаемый материал максимально наглядным, интересным, понятным и запоминаемым.
Это особенно необходимо в тех случаях, когда обучаемый должен усвоить большое количество информации, содержащей инструкции, технологические карты и схемы, нормативные документы и др. [6, с. 448].
Кроме того, информация в печатном варианте не всегда доступна для курсантов, что неизбежно побуждает преподавателей к разнообразию работы с источниками информации в электронной форме. Возникает необходимость создания электронных учебников и обучающих программ, сочетающих в себе, как свойства обычного учебника, так и свойства справочника [7, с. 105].
4.Информационные технологии позволяют моделировать реальные условия оперативно-боевой обстановки, дают возможность осуществлять тренировку не только в принятии необходимых управленческих решений, но и осуществлять профессиональную подготовку.
Компьютерные средства обучения позволяют решить следующие задачи:
—обеспечить для каждого курсанта объём работы с изучаемым материалом и последовательность, состоящую в чередовании изучения теории, разбора примеров, отработки первоначальных профессиональных навыков, решения типовых компетентностно-ориентированных заданий;
—обеспечить возможность самоконтроля качества приобретённых знаний и умений;
—сократить время, необходимое для изучения материала.
Необходимость внедрения новых информационных технологий в образование вызывается и тем, что объем учебной информации постоянно возрастает, количество же учебных часов, отводимых на ее изучение, остается постоянным, а нередко и уменьшается.
Для обеспечения качества образовательного процесса, а также для возрастания уровня педагогического воздействия на формирование творческого потенциала курсанта преподаватели должны быть специалистами в своей области, при этом компетентно использовать информационные и коммуникационные технологии, что повышает качество подготовки будущих сотрудников.
Современные информационные технологии выдвигают дополнительные требования к качеству разрабатываемых учебных материалов из-за открытости доступа к ним, как обучаемых, так и преподавателей, что усиливает контроль за качеством этих материалов.
Современные коммуникационные технологии позволяют сделать взаимодействие руководителя занятия и обучаемого более активным, но это требует от преподавателя специальных дополнительных усилий.
Включение мультимедийных образовательных материалов, современных информационных технологий в учебный процесс позволяет:
—представить обучающие материалы не только в печатном виде, но и с использованием видеоряда, в графическом, звуковом виде, что дает многим курсантам реальную возможность усвоить материал на более высоком уровне; автоматизировать систему самоконтроля;
—автоматизировать процесс усвоения, закрепления и применения учебного материала с учетом интерактивности многих электронных учебных пособий;
—осуществить индивидуализацию обучения;
—оперировать большим объемом информации;
—обучать курсантов находить и использовать различные виды информации, что является одним из важнейших умений в современном мире [7].
Таким образом, реализация данного направления обучения создаст для будущих специалистов органов безопасности прочную основу их непрерывного профессионального роста и самообразования.
Литература:
- Путин В. В. Быть сильным: гарантии национальной безопасности для России // Российская газета. — 2012. — 20 февраля.
- Шойгу С. К. Дальнейшее совершенствование системы военного образования // Вестник академии военных наук. — 2013. — № 1 (42). — c. 7.
- Алехин И. А. Перспективы военного образования в России // Мир образования — образование в мире. — 2013. — № 2. — c. 32–36.
- Коровин В. М. Технология профессионально-ориентированного обучения курсантов в высшем военно-учебном заведении / — Воронеж: МО РФ, 2001. — 271 с.
- Управление качеством образования: практико-ориентированная монография и методическое пособие /под ред. М. М. Поташника. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 448 с.
- Зайцева Л. А. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения // Интернет-журнал «Эйдос». — 2006. — 1 сентября.
- Широбоков Ю. Н., Широбокова И. Д. Информационные технологии как инструмент работы преподавателя военного вуза // Журнал. «Наука и военная безопасность». 2015. 1 (1).