Качество трудовой жизни как показатель осуществления трудового потенциала | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №8 (88) апрель-2 2015 г.

Дата публикации: 18.04.2015

Статья просмотрена: 4823 раза

Библиографическое описание:

Баташева, М. А. Качество трудовой жизни как показатель осуществления трудового потенциала / М. А. Баташева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 471-474. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17316/ (дата обращения: 19.10.2024).

В экономической литературе зачастую используется категория «качество трудовой жизни», которая рассматривается как мотиватор, влияющий на формирование, реализацию и развитие трудового потенциала работников, и с помощью её инициируют попытки оценить условия трудовой деятельности.

Существует довольно много всевозможных подходов к определению понятия «трудовой потенциал». Все вопросы, имеющие отношения с формированием данного понятия, возникают у социологов, философов, экономистов и других специалистов в различных областях науки и практики. Термин «трудовой потенциал» получил широкое распространение в научной литературе в 70–80-х годах ХХ века. Этот термин стал использоваться для характеристики человека в качестве трудовых ресурсов и рабочей силы и связано это с тем, что в экономически прогрессирующих странах человек стал приниматься во внимание как субъект со своими интересами и потребностями в сфере труда.

Имеются несколько уровней трудового потенциала: уровень личности, организации, региона, территории, страны. Трудовой потенциал работника (личности), показывает возможную трудовую дееспособность и ресурсные способности в области труда. У каждого отдельного работника трудовой потенциал имеет качественные параметры, которые можно сгруппировать следующим образом:

Рис. 1. Параметры трудового потенциала

 

В экономическом обществе результатом трудовой деятельности является производство материальных и нематериальных благ. Поэтому качества трудового потенциала работника зависит от степени взаимного согласования психофизиологического, квалификационного и личностного потенциалов.

Термин «качество жизни» был введен в научный оборот Дж. Гэлбрейтом в 1960-е гг. при решении таких проблем как оценки здоровья городского населения, охрана окружающей среды. Приблизительно в 80-е годы ХХ в. в работах ряда зарубежных экономистов, таких как В. Эльскер, Ж. Роде, А.Чернс, Р. Уолтони др., стала создаваться концепция качества трудовой жизни.

Суть данной концепции заключалась в том, что удовлетворенность работнику принесет осуществление самореализации и самовыражения в процессе трудовой деятельности. В свою очередь главным фактором мотивации к трудовой деятельности будет удовлетворенность от результатов в сфере труда. А такие мотивы, как рабочая плата, профессиональный рост и должностной прогресс, имеют не первостепенное значение.

Таким образом, концепция качества трудовой жизни основывается на создании условий, которые обеспечивают наилучшее использование трудового потенциала отдельного индивида. Если изменить любые параметры, которые в той или иной мере оказывают влияние на жизнь людей и общества в целом, то качество трудовой жизни заметно повысится. Это может, включать, например, совершенствование организации труда, подготовка работников к различным методам продуктивного общения и поведения в коллективе, деятельность работников в управлении. В итоге этого трудовой потенциал получает наивысшее развитие, а следовательно организация — максимальный уровень производительности труда и прибыли. Эта концепция имеет большое значение в области управления персоналом.

Данная концепция получила широкое распространение в западноевропейских странах, а затем была признана Международной организацией труда (МОТ). Международное бюро труда определило, что задачи повышения качества трудовой жизни представляют собой «разработку и проведение такой государственной политики и мероприятий со стороны предпринимателей и профсоюзов, которые должны привести: к уважению жизни и здоровья трудящихся возможностей полностью развивать свои способности в процессе труда» [1. С. 102].

Понятия «качество трудовой жизни» имеет множество разных трактовок, но единого мнения у авторов так и не сложилось. По определению П. В. Журавлева и С. А. Карташова, качеством трудовой жизни является степень удовлетворения важных личных потребностей работника через деятельность организации [2. С. 124].

По мнению, А. П. Егорошина «качество трудовой жизни — это интегральный показатель; всесторонне характеризующий экономическое развитие общества, уровень материального, медико-экологического и духовного благосостояния человека» [3. С. 227].

Янковский В. И. считает, что качество трудовой жизни -это «определенный комплекс фактора, характеризующих объективные параметры жизнедеятельности субъектов в труде» [4. С. 46].

Если рассмотреть качество трудовой жизни с точки зрения всех имеющихся сторон в целом, т. е. объективной и субъективной, которая оказывает влияние на него: удовлетворенность трудом, психологический климат в коллективе, дальнейшее развитие самосовершенствование индивида.

Качество трудовой жизни должно включать в себя ряд следующих элементов:

1.         Создать все условия для работника любого профиля, то есть когда имеется возможность развивать и использовать свои навыки и способности.

2.         Работа должна быть занимательной, она должна включать в себя наивысший уровень содержательности труда и организации.

3.         Обеспечение благоприятных физических и санитарно-гигиенический условий работы.

4.         Обеспечение использования бытового и медицинского облуживания.

5.         Справедливое вознаграждение за проделанный труд.

6.         Возможность повышения профессионально-квалификационного уровня.

7.         Развитие благоприятных отношений с коллегами, а так же участие рабочих в принятии решений, которые затрагивают их работу и интересы.

8.         Правовая защищенность работника (право тайну личной жизни, свободу мысли и слова и т. д.)

По мнению Б. М. Генкина, для оценки качества трудовой жизни персонала предприятия достаточно проанализировать характеристики рабочего места, производственной среды, организации и оплаты труда, взаимоотношений в производственных коллективах [5. С. 33].

В данной авторской методике для оценки качества трудовой жизни предполагается типовой перечень, включающий 7 параметров:

1)        содержание и организация труда персонала;

2)        организация подготовки, повышения квалификации и переподготовки персонала;

3)        оценка и аттестация персонала;

4)        организация рабочего места;

5)        развитость организационной культуры;

6)        соблюдение трудового законодательства.

В современное время оценка качества трудовой жизни заключается в степени реализации трудового потенциала и обуславливается это тем, насколько работники удовлетворены различной деятельностью в сфере труда. Оценка эффективности использования трудового потенциала может оценивается с помощью самооценки и экспертов. Но следует учитывать, что любой человек обладает своей личной индивидуальностью, так как имеет неповторимое сочетание личностных и физиологических свойств, в связи с этим, люди выполняют одну и ту же работу с разной успешностью. Таким образом, при оценке трудового потенциала отдельного индивида в качестве работника предприятия, следует учитывать соответствие требований, предъявляемых профессией и уровень развития профессионально важных качеств работника, которые могут служить возможности успешной трудовой деятельности.

В марте 2008 г. в аналитическом докладе были приведены результаты Европейского социального исследования, в котором отражалось, что удовлетворенность трудом происходит за счет таких факторов, как профессиональная принадлежность, уровень образования, уровень дохода, состояние здоровья, содержание труда и т. п.

В России сохраняется высокой вес «плохих» рабочих мест и скорее всего это сказалось на оценках россиянами своего труда. Г. Монусова основываясь на данных Европейского социального исследования, проанализировала средний уровень удовлетворенности трудом россиян на фоне ряда европейских стран:

Таблица 1

Удовлетворенность трудом в различных странах

Страна

Среднее значение удо­влетворенности трудом (0 — совершенно не удовлетворены, 10 — полностью удовлетворены)

Стандартное отклонение, или разброс значений

% неудовлетворенных (значение 0, 1,по шкале удовлетворенности)

% удовлетворенных (значение 8, 9, 10 по шкале удовлетворенности)

Дания

7,82

1,80

2,2

68,1

Швейцария

7,72

1,86

2,2

67,4

Кипр

7,70

1,76

1,4

59,4

Финляндия

7,62

1,63

1,8

65,4

Бельгия

7,50

1,87

2,5

60,1

Норвегия

7,45

1,80

2,5

60,5

Швеция

7,40

1,88

2,5

57,7

Словения

7,28

2,08

3,0

54,4

Испания

7,19

1,88

2,0

50,2

Венгрия

7,11

2,42

5,1

49,5

Великобритания

6,92

2,39

6,7

50,4

Франция

7,00

2,14

4,4

46,3

Португалия

6,91

1,74

1,8

41,6

Германия

6,90

2,32

6,3

50,7

Польша

6,90

2,11

4,1

45,9

Эстония

6,90

2,22

4,6

45,4

Словакия

6,69

2,11

4,6

41,7

Болгария

6,33

2,57

8,3

36,9

Украина

6,28

2,57

8,0

33,3

Россия

6,14

2,52

8,5

41,4

Источник: Монусова Г. Удовлетворенность трудом: межстрановые сопоставления//Мировая экономика и международные отношения. 2013 № 12. С. 74–83.

 

Развитию качества трудовой жизни в России мешают и тормозят следующие факторы: отсутствие единой государственной политики в области формирования и качества трудовой жизни; задержки и прямые невыплаты заработной платы; формальное участие наемных работников в собственности, в прибылях, не сглаживающие, а обостряющие противоречие между трудом и капиталом; темпы устаревания основных производственных средств; рост уровня профессиональных заболеваний и травматизма; снижение уровня трудовой мотивации [6. С. 195].

И для эффективного использования человеческих ресурсов необходимо учитывать некоторые основные факторы. Например, на повышение качества трудовой жизни, влияют условия труда, оплата, отношения сложившиеся с руководством и коллегами по работе. Так же, наличие у работника тех качеств, которые необходимы в работе для повышения уровня развития квалификационного, психофизиологического и личностного потенциалов.

 

Литература:

 

1.         Политика доходов и качество жизни населения / под ред. Н. А. Горелова: Питер, 2003- 653 с.

2.         Персонал. Словарь понятий и определений / П. В. Журавлев, С. А. Карташов и др. М.: Экзамен, 2000 -318 с.

3.         Егорошин А. П. Мотивация трудовой деятельности: НИМБ,2003–320 с.

4.         Янковский В. И. Основные составляющие качества трудовой жизни // Стандарты и качество. 2003. № 2. — 252 с.

5.         Генкин, Б. М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов / Б. М. Генкин — М.: Норма, 2009–495 с.

6.         Жулина Е. А. Формирование и развитие качества трудовой жизни: (теория, методология исследования, социально-экономическое управление): дис. д-ра экон. наук — М., 2001–416 с.

Основные термины (генерируются автоматически): трудовая жизнь, трудовой потенциал, качество, трудовая деятельность, Удовлетворенность трудом, оценка качества, сфера труда, личностный потенциал, отдельный индивид, широкое распространение.


Похожие статьи

Роль воспитательной системы в процессе профессионального развития будущего специалиста

Уровень жизни населения как основополагающий аспект качества жизни

Роль дошкольного образования в процессе развития творческого потенциала детей

Педагогическое мастерство как важный фактор развития профессиональной компетенции студентов

Правовая грамотность работников как основной механизм реализации охраны труда на производстве

Педагогическая практика как фактор развития профессиональной компетенции

Модернизация трудового обучения на основе требований рыночной экономики как фактор формирования гармонично развитого поколения

Мотивация профессиональной деятельности как основной личностный компонент профессиональной пригодности государственных служащих

Документационное обеспечение управленческой деятельности как важный фактор эффективной работы предприятия

Развитие личности и ее деятельности как основа реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании

Похожие статьи

Роль воспитательной системы в процессе профессионального развития будущего специалиста

Уровень жизни населения как основополагающий аспект качества жизни

Роль дошкольного образования в процессе развития творческого потенциала детей

Педагогическое мастерство как важный фактор развития профессиональной компетенции студентов

Правовая грамотность работников как основной механизм реализации охраны труда на производстве

Педагогическая практика как фактор развития профессиональной компетенции

Модернизация трудового обучения на основе требований рыночной экономики как фактор формирования гармонично развитого поколения

Мотивация профессиональной деятельности как основной личностный компонент профессиональной пригодности государственных служащих

Документационное обеспечение управленческой деятельности как важный фактор эффективной работы предприятия

Развитие личности и ее деятельности как основа реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании

Задать вопрос