В современном российском законодательстве предусмотрено достаточно большое количество юридически значимых действий, на совершение которых требуется получение согласия третьих лиц. В большинстве случаев какая-либо четкая процедура выражения согласия не установлена. Но есть ряд исключений. В связи с ограниченностью объема статьи представляется обоснованным и целесообразным подробнее рассмотреть порядок выражения согласия на медицинское вмешательство, так как процедура его получения и оформления детализирована в нормативных правовых актах.
Необходимость получения указанного вида согласия связана с предоставленными законом правами в сфере медицинского обслуживания. Так, согласно ст. 22 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ [3] каждый человек имеет право получить в медицинской организации всю имеющуюся у них информацию относительно состояния здоровья обратившегося. В силу требований ст. 8 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 [1] потребитель имеет право на получение достоверной и необходимой информации о лице, оказывающем те или иные услуги, и о перечне оказываемых им услуг.
Медицинские манипуляции и вмешательство очень чувствительны для каждого человека. Ведь постороннее лицо, которого пациент зачастую видит впервые, вторгается в интимную часть жизни лица, в сферу его нематериальных благ. Вследствие этого разумно требовать, чтобы перед оказанием медицинской помощи человек мог получить информацию о том, что с ним планируется делать и какие могут наступить вследствие этого последствия.
По смыслу ст. 20 Закона об основах охраны здоровья граждан предварительным условием выдачи пациентом согласия на медицинское вмешательство является получение им полной информации о планируемых услугах. Законодательная конструкция наименования этого вида согласия предполагает обязательный атрибут в виде информированности пациента. Без получения данного согласия любое последующее медицинское вмешательство будет являться незаконным. Важность получения такого согласия несомненна, так как оно способствует выстраиванию гармоничных отношений между врачом и пациентам, позволяет не допускать возникновения конфликтов. В соответствии с требованиями закона в обязанности медицинского работника до начала оказания медицинской помощи входит доведение до пациента следующей информации:
- Какова цель планируемого медицинского вмешательства.
- Методы оказания медицинской помощи.
- Какие существуют риски вследствие медицинского вмешательства.
- Существуют ли альтернативные способы достижения цели.
- К каким последствиям приведет медицинское вмешательство.
- Планируемые итоговые результаты медицинских манипуляций.
Помимо Закона об основах охраны здоровья граждан обязательное получение согласия от пациента указана в других нормативных документах. Согласно Закону РФ от 02.07.1992 года № 3185–1 [2] требуется добровольное согласие на психиатрическое лечение, причем в данном законе содержится ссылка на законодательство об охране здоровья относительно применимой процедуры получения такого согласия. Причем согласие по смыслу закона можно получить от человека, страдающего психическим расстройством. В следующих случаях медицинская психиатрическая помощь может быть оказана без согласия пациента:
— реализация принудительных мер медицинского характера, назначенных по приговору суда;
— в установленных указанным законом случаях госпитализации пациента.
Когда психиатрическая помощь оказывается без согласия человека, то назначение лечения ему возможно только по решению комиссии врачей-психиатров.
В отличие от многих других видов согласия на совершение юридически значимых действий в отношении получения согласия на медицинское вмешательство имеется отдельный подзаконный нормативный правовой акт, устанавливающий процедуру его получения. Речь идет о приказе Минздрава РФ от 12.11.2021 года № 1051н [4]. В данном нормативном документе получили свое разрешение следующие вопросы:
- Особенности процедуры применительно к отдельным видам медицинской помощи, причем урегулированы как случаи оформления согласия, так и отказа.
- Утверждена форма согласия в письменном виде.
- Утверждена форма отказа от дачи согласия.
Среди специалистов названный нормативный документ встретил неоднозначную реакцию. Так, в представленных формах не перечислены конкретные медицинские манипуляции, которые планируется осуществить. В форме согласия использованы обобщенные и неконкретные формулировки. Следствием этого могут стать затруднения в правоприменительной практике и повышению шансов привлечения медицинской организации к ответственности за несоблюдение законодательства, выразившееся в оказании медицинских услуг без получения необходимого согласия [6, c. 34].
С точки зрения общественных интересов и целей правового института согласия главным не является формальное наличие оформленного в письменном виде согласия, а его содержание. Важно установить, что именно разрешил человек делать со своим организмом, на какие конкретно медицинские манипуляции он выразил свое согласие. Действующая в настоящее время форма согласия предполагает выдачу пациентом разрешения на совершение в отношении него всех медицинских манипуляций, предусмотренных приказом Минздрава от 23.04.2012 года № 390н [5]. Но бланк формы не подразумевает перечисление конкретных медицинских манипуляций, выполняемых с данным пациентом.
Так, указанный выше бланк предполагает проставление отметки о разъяснении врачом сведений, перечисленных в законодательстве. В то же время эти сведения не конкретизированы с учетом запроса пациента, с которым он обратился, и его состояния здоровья.
Отмеченный недостаток правового регулирования затрудняет, по мнению специалистов, реализации права граждан на выражение согласия на медицинское вмешательство. Современное состояние законодательства в данной сфере противоречит основным началам и принципам медицинского законодательства, не позволяет в полной мере реализовать предоставленные гражданам гарантии в сфере здравоохранения [7, c. 8].
Неопределенность нормативного регулирования процедуры получения согласия на медицинское вмешательство создает основания для возникновения конфликтов между пациентами и медицинскими учреждениями. Лечебные организации часто нарушают законодательство в этой сфере. Это выражается в неполучении согласия пациента на то или иное медицинское вмешательство, в нарушении требований к содержанию письменного согласия лица. Вследствие установления данного рода нарушений суды признают ненадлежащими оказанные медицинские услуги и оценивают поведение ответчика как противоправное.
Таким образом, в современном гражданском законодательстве России нет общих процедурных норм, в которых предусматривался бы порядок оформления согласия на совершение юридически значимых действий, не относящихся к сделкам. Только отдельные виды согласия имеют специальное нормативное регулирование в этом вопросе, но в своей совокупности соответствующие нормы носят несистемный характер и распространяются на достаточно узкий круг общественных отношений. В настоящее время наибольшую степень проработку имеют процедурные аспекты получения согласия на обработку персональных данных и на медицинские манипуляции. Сейчас существует настоятельная потребность дополнения ГК РФ отдельной статьей, посвященной порядку оформления согласия на указанные юридические значимые действия. Это необходимо для придания единства правоприменительной практике, преодолению законодательных пробелов и повышению уровня определенности правового регулирования. Данная мера станет закономерным следствием появления в законодательстве ст. 157.1. ГК РФ.
Литература:
- Закон РФ от 07.02.1992 года № 2300–1 «О защите прав потребителей» // «Российская газета», N 8, 16.01.1996.
- Закон РФ от 02.07.1992 года № 3185–1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // «Ведомости СНД и ВС РФ», 20.08.1992, N 33, ст. 1913.
- Федеральный закон от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // «Российская газета», N 263, 23.11.2011.
- Приказ Минздрава России от 12.11.2021 года № 1051н «Об утверждении Порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства, формы информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и формы отказа от медицинского вмешательства» // СПС «Консультант-плюс».
- Приказ Минздравсоцразвития России от 23.04.2012 года № 390н «Об утверждении Перечня определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи» // «Российская газета», N 109, 16.05.2012.
- Свередюк М. Г. Правовые и лингвистические риски при оформлении информированного добровольного согласия пациента на медицинское вмешательство // Медицинское право. 2025. N 1. С. 30–34.
- Седова Н. Н. Информированное добровольное согласие пациента на медицинское вмешательство: от морального правила к юридической норме // Медицинское право. 2021. N 6. С. 6–12.

