Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Процедура выражения согласия на совершение третьими лицами юридически значимых действий

Юриспруденция
Препринт статьи
26.12.2025
Поделиться
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению особенностей процедуры выражения согласия на совершение третьими лицами юридически значимых действий в соответствии с российским законодательством на примере оформления информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. По итогу исследования сделан вывод о необходимости дополнения Гражданского кодекса РФ.
Библиографическое описание
Слюнченко, Н. С. Процедура выражения согласия на совершение третьими лицами юридически значимых действий / Н. С. Слюнченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 52 (603). — URL: https://moluch.ru/archive/603/131993.


В современном российском законодательстве предусмотрено достаточно большое количество юридически значимых действий, на совершение которых требуется получение согласия третьих лиц. В большинстве случаев какая-либо четкая процедура выражения согласия не установлена. Но есть ряд исключений. В связи с ограниченностью объема статьи представляется обоснованным и целесообразным подробнее рассмотреть порядок выражения согласия на медицинское вмешательство, так как процедура его получения и оформления детализирована в нормативных правовых актах.

Необходимость получения указанного вида согласия связана с предоставленными законом правами в сфере медицинского обслуживания. Так, согласно ст. 22 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ [3] каждый человек имеет право получить в медицинской организации всю имеющуюся у них информацию относительно состояния здоровья обратившегося. В силу требований ст. 8 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 [1] потребитель имеет право на получение достоверной и необходимой информации о лице, оказывающем те или иные услуги, и о перечне оказываемых им услуг.

Медицинские манипуляции и вмешательство очень чувствительны для каждого человека. Ведь постороннее лицо, которого пациент зачастую видит впервые, вторгается в интимную часть жизни лица, в сферу его нематериальных благ. Вследствие этого разумно требовать, чтобы перед оказанием медицинской помощи человек мог получить информацию о том, что с ним планируется делать и какие могут наступить вследствие этого последствия.

По смыслу ст. 20 Закона об основах охраны здоровья граждан предварительным условием выдачи пациентом согласия на медицинское вмешательство является получение им полной информации о планируемых услугах. Законодательная конструкция наименования этого вида согласия предполагает обязательный атрибут в виде информированности пациента. Без получения данного согласия любое последующее медицинское вмешательство будет являться незаконным. Важность получения такого согласия несомненна, так как оно способствует выстраиванию гармоничных отношений между врачом и пациентам, позволяет не допускать возникновения конфликтов. В соответствии с требованиями закона в обязанности медицинского работника до начала оказания медицинской помощи входит доведение до пациента следующей информации:

  1. Какова цель планируемого медицинского вмешательства.
  2. Методы оказания медицинской помощи.
  3. Какие существуют риски вследствие медицинского вмешательства.
  4. Существуют ли альтернативные способы достижения цели.
  5. К каким последствиям приведет медицинское вмешательство.
  6. Планируемые итоговые результаты медицинских манипуляций.

Помимо Закона об основах охраны здоровья граждан обязательное получение согласия от пациента указана в других нормативных документах. Согласно Закону РФ от 02.07.1992 года № 3185–1 [2] требуется добровольное согласие на психиатрическое лечение, причем в данном законе содержится ссылка на законодательство об охране здоровья относительно применимой процедуры получения такого согласия. Причем согласие по смыслу закона можно получить от человека, страдающего психическим расстройством. В следующих случаях медицинская психиатрическая помощь может быть оказана без согласия пациента:

— реализация принудительных мер медицинского характера, назначенных по приговору суда;

— в установленных указанным законом случаях госпитализации пациента.

Когда психиатрическая помощь оказывается без согласия человека, то назначение лечения ему возможно только по решению комиссии врачей-психиатров.

В отличие от многих других видов согласия на совершение юридически значимых действий в отношении получения согласия на медицинское вмешательство имеется отдельный подзаконный нормативный правовой акт, устанавливающий процедуру его получения. Речь идет о приказе Минздрава РФ от 12.11.2021 года № 1051н [4]. В данном нормативном документе получили свое разрешение следующие вопросы:

  1. Особенности процедуры применительно к отдельным видам медицинской помощи, причем урегулированы как случаи оформления согласия, так и отказа.
  2. Утверждена форма согласия в письменном виде.
  3. Утверждена форма отказа от дачи согласия.

Среди специалистов названный нормативный документ встретил неоднозначную реакцию. Так, в представленных формах не перечислены конкретные медицинские манипуляции, которые планируется осуществить. В форме согласия использованы обобщенные и неконкретные формулировки. Следствием этого могут стать затруднения в правоприменительной практике и повышению шансов привлечения медицинской организации к ответственности за несоблюдение законодательства, выразившееся в оказании медицинских услуг без получения необходимого согласия [6, c. 34].

С точки зрения общественных интересов и целей правового института согласия главным не является формальное наличие оформленного в письменном виде согласия, а его содержание. Важно установить, что именно разрешил человек делать со своим организмом, на какие конкретно медицинские манипуляции он выразил свое согласие. Действующая в настоящее время форма согласия предполагает выдачу пациентом разрешения на совершение в отношении него всех медицинских манипуляций, предусмотренных приказом Минздрава от 23.04.2012 года № 390н [5]. Но бланк формы не подразумевает перечисление конкретных медицинских манипуляций, выполняемых с данным пациентом.

Так, указанный выше бланк предполагает проставление отметки о разъяснении врачом сведений, перечисленных в законодательстве. В то же время эти сведения не конкретизированы с учетом запроса пациента, с которым он обратился, и его состояния здоровья.

Отмеченный недостаток правового регулирования затрудняет, по мнению специалистов, реализации права граждан на выражение согласия на медицинское вмешательство. Современное состояние законодательства в данной сфере противоречит основным началам и принципам медицинского законодательства, не позволяет в полной мере реализовать предоставленные гражданам гарантии в сфере здравоохранения [7, c. 8].

Неопределенность нормативного регулирования процедуры получения согласия на медицинское вмешательство создает основания для возникновения конфликтов между пациентами и медицинскими учреждениями. Лечебные организации часто нарушают законодательство в этой сфере. Это выражается в неполучении согласия пациента на то или иное медицинское вмешательство, в нарушении требований к содержанию письменного согласия лица. Вследствие установления данного рода нарушений суды признают ненадлежащими оказанные медицинские услуги и оценивают поведение ответчика как противоправное.

Таким образом, в современном гражданском законодательстве России нет общих процедурных норм, в которых предусматривался бы порядок оформления согласия на совершение юридически значимых действий, не относящихся к сделкам. Только отдельные виды согласия имеют специальное нормативное регулирование в этом вопросе, но в своей совокупности соответствующие нормы носят несистемный характер и распространяются на достаточно узкий круг общественных отношений. В настоящее время наибольшую степень проработку имеют процедурные аспекты получения согласия на обработку персональных данных и на медицинские манипуляции. Сейчас существует настоятельная потребность дополнения ГК РФ отдельной статьей, посвященной порядку оформления согласия на указанные юридические значимые действия. Это необходимо для придания единства правоприменительной практике, преодолению законодательных пробелов и повышению уровня определенности правового регулирования. Данная мера станет закономерным следствием появления в законодательстве ст. 157.1. ГК РФ.

Литература:

  1. Закон РФ от 07.02.1992 года № 2300–1 «О защите прав потребителей» // «Российская газета», N 8, 16.01.1996.
  2. Закон РФ от 02.07.1992 года № 3185–1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // «Ведомости СНД и ВС РФ», 20.08.1992, N 33, ст. 1913.
  3. Федеральный закон от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // «Российская газета», N 263, 23.11.2011.
  4. Приказ Минздрава России от 12.11.2021 года № 1051н «Об утверждении Порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства, формы информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и формы отказа от медицинского вмешательства» // СПС «Консультант-плюс».
  5. Приказ Минздравсоцразвития России от 23.04.2012 года № 390н «Об утверждении Перечня определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи» // «Российская газета», N 109, 16.05.2012.
  6. Свередюк М. Г. Правовые и лингвистические риски при оформлении информированного добровольного согласия пациента на медицинское вмешательство // Медицинское право. 2025. N 1. С. 30–34.
  7. Седова Н. Н. Информированное добровольное согласие пациента на медицинское вмешательство: от морального правила к юридической норме // Медицинское право. 2021. N 6. С. 6–12.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №52 (603) декабрь 2025 г.
📄 Препринт
Файл будет доступен после публикации номера

Молодой учёный