This article highlights the criteria by which it is possible to distinguish between private law and public law forms of medical intervention, which is of practical importance. It is also proposed to expand the provisions in the citizen's informed voluntary consent by adding information on the full list of services provided to a particular patient, the doctor's qualifications, existing contraindications and the result to be achieved.
Keywords: medical intervention, informed voluntary consent of a citizen, private law, public law, provision of medical services.
На сегодняшний день более 10 федеральных законов, которые регулируют отношения в области оказания медицинских услуг. Однако несмотря на широкий перечень норм, на практике могут возникать сложности при квалификации медицинского вмешательства как медицинской услуги (39 гл. Гражданского кодекса РФ) или медицинского вмешательства урегулированного нормами публичного права. Для целей проведения такого разграничения особое значение приобретает добровольное информированное согласие гражданина, зачастую это основной документ для предупреждения возникновения конфликтной ситуации и ее перерастания в судебный спор.
Что вообще в нашем законодательстве понимается под термином «медицинское вмешательство»? Согласно п. 5 ст. 2 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинское вмешательство — выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности[3].
Для осуществления медицинского вмешательства медицинский работник должен предоставить гражданину или его законному представителю полную информацию о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи и после чего получить от гражданина или его законного представителя информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство. С точки зрения права, информированное добровольное согласие обеспечивает юридическую чистоту события оказания медицинской помощи, давая пациенту понимание того, с чем он столкнётся, а для врача и медицинского учреждения — верифицируя данное понимание [8]. Смысл данной нормы закона охватывает обеспечения осведомленности пациента о виде, способах проведения вмешательства, длительности его проведения, возможных осложнениях, цели, сформулированной достаточно подробно [10].
В п. 9 ст. 20 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» дан перечень, когда медицинское вмешательство возможно без согласия гражданина.
Исходя из изложенного, можно выделить следующие формы медицинского вмешательства:
- Медицинское вмешательство после получения информированного добровольного согласия от гражданина или его законных представителей (то есть оказание медицинской помощи по ОМС или по договору оказания медицинских услуг) (ст. 20 Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ) [3];
- Медицинское вмешательство принудительного характера к лицам, совершившим преступления (ст. 97 Уголовного кодекса Российской Федерации) [2];
- Экстренная медицинская помощь (ст. 35 Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» ) [3];
- Медицинское вмешательство в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (ст. 20 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» ) [3];
- Медицинское вмешательство в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами (ст. 11 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185–1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» ) [5];
6. Медицинское вмешательство при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы (ст. 62 ФЗ № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» ) [3].
Главным критерием, позволяющим выделить конкретную форму медицинского вмешательства и отличить от другой, является необходимость или отсутствие необходимости получить добровольное информированное согласие от гражданина (законного представителя).
Кроме того, вышеперечисленные формы медицинского вмешательства можно поделить на две группы форм, а именно на частноправовую и на публично-правовую исходя из следующих дополнительных признаков: императивность или диспозитивность норм, регулирующих медицинское вмешательство; защита прав в судебном порядке по Закону «О защите прав потребителей» [4]; затрагивание интересов общества и неопределенного круга лиц либо защита интересов конкретного гражданина.
Так к частноправовой форме медицинского вмешательства относится договорное оказание медицинское медицинской услуги и действие в чужом интересе без поручения (спасение жизни в экстренных случаях п.2 ст. 983 ГК РФ). К публично-правовой форме медицинского вмешательства — остальные из вышеперечисленных форм.
Возвращаясь к отграничению форм медицинского вмешательства, стоит отметить, что такое деление носит не только теоретический, но и практический характер.
В зависимости от формы медицинского вмешательства, при регулировании таких отношений мы будем в одном случае, при частноправовой форме руководствоваться положениями ФЗ № 323, Гражданским кодексом РФ, Законом «О защите прав потребителей», а в другом случае при публично-правовой форме медицинского вмешательства, обращаться к положениям в том числе Уголовного кодекса РФ (Гл. 15), Уголовно-процессуального кодекса РФ (Гл. 51), Закон РФ “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании” от 02.07.1992 № 3185–1.
Отграничение форм медицинского вмешательства играет большую роль на практике при защите пациентом своих интересов в судебном порядке. К примеру, при оказании медицинской помощи по договору гражданин может требовать взыскания с медицинской организации стоимость медицинских услуг, компенсацию морального вреда, штрафа за отказ в добровольном порядке исполнить обязательства перед потребителем медицинских услуг, бремя доказывания будет облегчено. Так, Решением Московского районного суда г. Казани Республики Татарстан с ООО “Клиника семейной медицины +” в пользу Никитиной К. Р. взыскана стоимость медицинских услуг в размере 14 500 рублей, компенсация морального вреда в размере 900 000 рублей, штраф в размере 457250 рублей за ненадлежащее оказание медицинских услуг, которое повлекло за собой тяжкий вред здоровью — утрата детородной функции организма [6]. Данные требования при публично-правовой форме медицинского вмешательства не подлежат удовлетворению.
Отдельно хотелось бы отметить, что такой критерий отграничения частноправовой и публично-правовой форм медицинского вмешательства как добровольное информированное согласие гражданина играет большую роль для предупреждения возникновения спорной ситуации. Несмотря на важность информированного согласия очень часто к его подписанию подходят формально: медицинская организация не в полной мере разъясняет пациенту все обстоятельства предстоящего медицинского вмешательства, а пациент ограничивается подписанием согласия, зачастую не осознавая его содержания [9]. Однако на практике встречаются случаи, когда информированное добровольное согласие не подписывается вовсе. Так, например в деле Кондратьевой И. Ю. к ООО «Солид Эстетик Центр» выяснилось, что косметологическая услуга оказывалась без ее добровольного информированного согласия, что повлекло причинение вреда здоровью и ее госпитализацию, так как она не знала об отсутствии квалификации врача, применяемых препаратах и противопоказаниях [7]. В данном случае важным является не только подписание пациентом добровольного информированного согласия на медицинское вмешательство, но и закрепление в соглашении в медицинской организации полного перечня оказываемых конкретному пациенту услуг, квалификацию врача, имеющиеся противопоказания, а также прописывать результат, который должен быть достигнут.
Кроме того, актуальной является проблема отграничения частноправовой и публично-правовой форм медицинского вмешательства при оказании скорой медицинской помощи. В случае, когда необходимо спасти жизнь пациента, а он не имеет возможности или не желает давать согласие на медицинское вмешательство, какой нормой необходимо руководствоваться врачу: положением ст. 20 ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” или положениями ст. ст. 980–983 Гражданского кодекса Российской Федерации (действия в чужом интересе без поручения) [1]. Или в случае оказания скорой медицинской помощи гражданину, страдающему заболеванием, представляющим опасность для окружающих. Полагаю, что решением проблемы в данном случае является не только действовать в чужом интересе врачу без поручения пациента, но и законодательно установить перечень случаев, при которых необходимо оказание экстренной медицинской помощи.
Таким образом, хотя в российском законодательстве имеется большой перечень норм, регулирующих процесс оказания медицинских услуг, могут возникать сложности при квалификации медицинского вмешательства как публично-правового и частноправового правонарушения, что приводит к возникновению споров и их последующем разрешении в судебном порядке.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ [ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021]//Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ [ред. от 25.03.2022] // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
- Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. // Российская газета. — 2011. — № 263.
- О защите прав потребителей: Закон РФ № 2300–1от 07 февраля 1992 г. [ред. от 11.06.2021] //Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 3. — Ст. 140.
- О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании: Закон РФ № 3185–1 от 02 июля 1992 г.[ред. от 30.12.2021] // Ведомости СНД и ВС РФ. — 1992. — № 33. — Ст. 1913.
- Решение Московского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 08 июля 2019 г. [Электронный ресурс] // https://sudact.ru/regular/doc/0jMhnR806PdT/?regular-txt=®ular-case_doc (дата обращения: 22.05.2022 г.).
- Решение Ленинского районного суда г. Орска Оренбургской области от 11 сентября 2019 г. [Электронный ресурс]// https://sudact.ru/regular/doc/raZuTTw437mx/# case_item (дата обращения 22.05.2022 г.).
- Алексеева С. С., Стародубцев М. Э. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство: фигура и роль врача // РКЖ. 2021. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informirovannoe-dobrovolnoe-soglasie-na-meditsinskoe-vmeshatelstvo-figura-i-rol-vracha (дата обращения: 26.05.2022).
- Бояринова В. И. Правовое значение информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство // Вестник ОмГУ. Серия. Право. 2021. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-znachenie-informirovannogo-dobrovolnogo-soglasiya-na-meditsinskoe-vmeshatelstvo (дата обращения: 26.05.2022).
- Гецмана И. В. Проблемы реализации права граждан на информацию в правоотношениях, связанных с оказанием медицинских услуг // ПЭМ. 2015. № 3–4 (59–60). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-realizatsii-prava-grazhdan-na informatsiyu-v-pravootnosheniyah-svyazannyh-s-okazaniem-meditsinskih-uslug (дата обращения: 26.05.2022).