Особенности договора возмездного оказания медицинских услуг | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Гражданское право и процесс

Опубликовано в

V международная научная конференция «Юридические науки: проблемы и перспективы» (Казань, октябрь 2016)

Дата публикации: 06.08.2016

Статья просмотрена: 4754 раза

Библиографическое описание:

Ракова, Ю. А. Особенности договора возмездного оказания медицинских услуг / Ю. А. Ракова. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 72-75. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/223/10942/ (дата обращения: 16.12.2024).



Право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь — общепризнанная норма международного права. Охрана здоровья граждан представляет собой неотъемлемое условие жизни общества, и государство несет ответственность за сохранение и укрепление здоровья своих граждан.

Граждане имеют право как на бесплатную медицинскую помощь, так и на дополнительные медицинские услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств. Одним из основных условий предоставления платных медицинских услуг медицинскими организациями является заключение договора возмездного оказания медицинских услуг с заказчиком (потребителем). С точки зрения теории государства и права, договор представляет собой важнейшее средство регулирования гражданско-правовых отношений, заключение которого предполагает необходимость согласования воли его участников, влечет возникновение конкретных правоотношений между ними, определяет требования к порядку и последовательности всех действий, которые совершаются участниками договорных отношений.

Согласно п. 16 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 г. № 1006 [1] (далее Правила) договор возмездного оказания медицинских услуг заключается в письменной форме между исполнителем и заказчиком (потребителем). Кто может выступать в роли заказчика и исполнителя? Обратимся к п. 2 Правил: исполнитель — медицинская организация, предоставляющая платные медицинские услуги потребителям [1]. Согласно ч. 11 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ») медицинская организация — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерациио лицензировании отдельных видов деятельности [2]. К медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность. Отсюда следует, что исполнителями могут быть как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление медицинской деятельности, поскольку медицинская деятельность входит в перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии согласно п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»[3].

Согласно п. 2 Правил заказчик — физическое (юридическое) лицо, имеющее намерение заказать (приобрести) либо заказывающее (приобретающее) платные медицинские услуги в соответствии с договором в пользу потребителя [1]. В соответствии с тем же пунктом потребитель — физическое лицо, имеющее намерение получить либо получающее платные медицинские услуги лично в соответствии с договором [1]. Заказчик — физическое лицо может выступать одновременно в качестве потребителя. Стоит отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 26 Гражданского кодекса Российской Федерации [4] (далее ГК РФ) несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет могут заключить договор возмездного оказания медицинских услуг с письменного согласия своих законных представителей (родителей, усыновителей, попечителя). Данный договор будет действителен при последующем письменном одобрении родителями, усыновителями или попечителем несовершеннолетнего. Заказчик — физическое лицо может заключить договор в пользу третьего лица. Например, в соответствии с п. 1 ст. 28 ГК РФ [4] законный представитель может заключить договор возмездного оказания медицинских услуг в пользу несовершеннолетнего лица, не достигшего 14 лет, при этом услуги будут оказаны непосредственно несовершеннолетнему лицу. Заказчик — юридическое лицо может заключить договор в пользу третьих лиц, например, юридическое лицо-работодатель заключает договор возмездного оказания медицинских услуг с медицинской организацией, при этом потребителями будут работники этого работодателя.

До заключения договора возмездного оказания медицинских услуг потребитель (заказчик) уведомляется о возможности получения бесплатной медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Потребитель должен в письменной форме дать согласие на медицинское вмешательство в отношении каждой медицинской услуги, указанной в договоре возмездного оказания медицинских услуг. Согласно п. 1 ст. 20 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» информированное добровольное согласие гражданина на медицинское вмешательство является необходимым предварительным условием такого вмешательства [2]. Основанием дачи такого согласия является предоставление исполнителем в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи. Кроме того, потребитель (заказчик) в письменной форме уведомляется о том, что несоблюдение указаний или рекомендаций медицинской организации или медицинского работника, предоставляющего платную медицинскую услугу, в том числе назначенного режима лечения, может снизить качество предоставляемой платной медицинской услуги, повлечь за собой невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья потребителя.

Согласно п. 17 Правил договор возмездного оказания медицинских услуг должен содержать ряд обязательных условий, одним из которых является предмет договора, а именно перечень медицинских услуг. Медицинская услуга имеет ряд особенностей, отличающих её от других видов услуг. Согласно ч. 4 ст. 2 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ» медицинская услуга — медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение [2].По мнению П. Г. Габай, «медицинская услуга относится к нематериальным услугам, однако ее результат может быть как материальным (вещественным), так и нематериальным»[5, с. 16]. Нематериальный результат медицинской услуги может выражаться в состоянии здоровья потребителя, а материальный может выражаться в виде определенной вещи, например, изготовление и установка зубного протеза, протеза конечности, сердечного стимулятора и т. д. По мнению А. Р. Шаяхметовой, «данная точка зрения с позиции цивилистики, представляется спорной, поскольку изготовление протеза — это выполнение работы (материальный результат), а непосредственно его установление — оказание медицинских слуг (не материальный результат)»[6, с. 110]. А. Р. Шаяхметова выделяет специфический характер объекта воздействия медицинской услуги, а именно: здоровье и жизнь человека, что является не только нематериальным благом в силу п. 1 ст. 150 ГК РФ [4], но и высшей ценностью для любого человека. Кроме того, А. Р. Шаяхметова выделяет индивидуальный характер медицинской услуги, то есть каждая медицинская услуга неповторима, уникальна и зависит от ряда обстоятельств: состояние здоровья человека, физиологические особенности его организма, личностные особенности и т. д. Ю. В. Данилочкина отмечает такую особенность, как «направленность (цель) медицинской услуги»[7, с. 14]. Целью медицинской услуги является определенное состояние здоровья человека, что может выражаться в улучшении, ухудшении или в отсутствии каких-либо изменений состояния здоровья, поскольку при тех или иных клинических случаях результат оказания медицинской услуги невозможно прогнозировать до конца. Также одной из характеристик медицинской услуги является её качество. Исполнитель (медицинская организация) предоставляет платные медицинские услуги, качество которых должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии в договоре условий об их качестве — требованиям, предъявляемым к услугам соответствующего вида. Ненадлежащее, некачественное предоставление медицинских услуг медицинскими организациями могут привести к ухудшению состояния здоровья потребителя (заказчика), то есть причинить ему вред.В ст. 2 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» [2] дается несколько критериев качества медицинской помощи, понятие которой тождественно понятию медицинской услуги, — это своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.

Договор возмездного оказания медицинских услуг признается публичным договором. Указанная позиция получила подтверждение в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06. 2002 г. № 115–0 [8], в котором отмечалось, что деятельность по оказанию платной медицинской помощи российское законодательство относит к предпринимательской деятельности, осуществляемой под публичным контролем. Положения ст. 426 ГК РФ [4] устанавливает обязанность медицинской организации по оказанию медицинских услуг в отношении каждого, кто к ней обратится. При этом отказ медицинской организации от заключения договора при наличии возможности предоставить потребителю (заказчику) соответствующие услуги не допускается. Кроме того, медицинская организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения договора согласно п. 3 ст. 426 ГК РФ [4]. При уклонении медицинской организации от заключения договора потребитель (заказчик) вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор и возместить убытки, причиненные необоснованным отказом от его заключения согласно п. 3 ст. 426 ГК РФ, п. 4. ст. 445 ГК РФ [4]. Такое ограничение свободы договора для одной стороны — исполнителя направлено на защиту интересов потребителя (заказчика) — гражданина как экономически более слабой стороны в данных правоотношениях, обеспечение реализации им права на медицинскую помощь. Однако основанием для освобождения от заключения договора возмездного оказания медицинских услуг является невозможность предоставить потребителю медицинскую услугу.

Фактически договор возмездного оказания медицинских услуг, заключаемый между заказчиком (потребителем) и исполнителем является договором присоединения, так как заказчику (потребителю) предоставляют типовые договоры возмездного оказания медицинских услуг, условия которого определены только медицинской организацией. Основным достоинством договора присоединения является быстрота его заключения, так как не требуется согласовывать условия договора с каждым контрагентом в отдельности. Однако нередки ситуации, когда в договор присоединения включают условия, ущемляющие права присоединившийся стороны. Законодатель, конечно же, предусмотрел защиту прав и интересов присоединившейся стороны от их нарушений при заключении договора присоединения через расторжение или изменение договора присоединения на основании п. 2 ст. 428 ГК РФ [4]. Но применение данной нормы неэффективно и неуместно, когда на кону наивысшая ценность человека — жизнь и здоровье.

Норма п. 4 ст. 426 ГК РФ [4] предусматривает возможность Правительства РФ, уполномоченных Правительством РФ органов федеральной исполнительной власти разрабатывать, издавать типовые формы публичных договоров. В настоящее время Правительство РФ ограничилось утверждением Правил, содержащих весьма ограниченный объем обязательных условий договора возмездного оказания медицинских услуг. Поэтому целесообразно внести в Правила порядок согласования медицинской организацией условий типового договора возмездного оказания медицинских услуг в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и предусмотреть ответственность медицинской организации (должностного лица) за нарушение данного порядка.

Литература:

  1. Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг: Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 // Российская газета. № 233. 10.10.2012.
  2. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Российская газета. № 263. 23.11.2011.
  3. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Российская газета. № 97. 06.05.2011.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 05.12.1994. № 32, ст. 3301.
  5. Габай П. Г. Договор на лечение или излечение пациента? / П. Г. Габай // Медицинское право. — 2015. — № 1. — С. 16–23.
  6. Шаяхметова А. Р. Специфика медицинской услуги как объекта гражданского права / А. Р. Шаяхметова // Бизнес, Менеджмент и Право. — 2011. — № 1. — С. 109–112.
  7. Данилочкина Ю. В. Понятие и правовая природа медицинских услуг / Ю. В. Данилочкина // Медицинское право. — 2008. — № 4. — С. 9–16.
  8. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мартыновой Евгении Захаровны на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 статьи 779 и пунктом 2 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации: Определение Конституционного Суда РФ от 06.06.2002 № 115-О // Вестник Конституционного Суда РФ. № 1. 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): возмездное оказание, медицинская услуга, медицинская организация, ГК РФ, медицинская помощь, услуга, договор, заказчик, заключение договора, потребитель.