Современная российская система образования переживает период кардинальных трансформаций, обусловленных как внутренними потребностями развития, так и внешними социально-экономическими вызовами. В этих условиях особую актуальность приобретает проблема обеспечения образовательных учреждений квалифицированными управленческими кадрами, способными эффективно руководить сложными педагогическими процессами и адаптировать учреждения к изменяющимся требованиям общества.
Парадоксальность сложившейся ситуации заключается в том, что, несмотря на признание управления образованием как специфического вида профессиональной деятельности, в России до сих пор не сформирована система целенаправленной подготовки специалистов данного профиля. Как справедливо отмечают Т. И. Шамова, П. К. Одинцов, Л. И. Фишман и Л. А. Веретенникова, «Россия остается одной из немногих стран мира, в которой руководитель образовательного учреждения — профессия, но не специальность» [1, с. 1].
Данная проблема не является изолированной — она тесно связана с общими вызовами кадрового обеспечения российской экономики, которые особенно ярко проявляются в регионах. Как показывает опыт Мурманской области, «работодателю нужно сильное крепкое плечо, на которое он мог бы опереться, но, к сожалению, выпускники, у которых были еще и проблемы с прохождением производственной практики, не могут быть для работодателя таким крепким плечом» [2, с. 1].
Специфика управления в образовании детерминируется целым комплексом факторов, среди которых ключевое значение имеют особенности управленческих целей в образовании, специфика субъектов и объектов управления, а также тесная взаимосвязь управленческой и педагогической деятельности [1, с. 2]. Эти особенности формируют уникальную парадигму управления, которая не может быть простой адаптацией общих принципов менеджмента к образовательной среде.
Принципиальным моментом является различие между понятиями «управление» и «менеджмент» в контексте образовательной деятельности. Компаративный анализ этих категорий показывает, что их «семантические поля», пересекаясь, не совпадают друг с другом [1, с. 4]. Если главной задачей менеджмента традиционно выступает получение материальной прибыли, то управление в образовании направлено на достижение качественных результатов учебно-воспитательного процесса. Данное различие носит не просто терминологический, но глубоко содержательный характер, определяя принципиально разные подходы к организации и осуществлению управленческой деятельности.
Сложность управления образовательными учреждениями усугубляется тем, что современная школа представляет собой многофункциональную социальную организацию, интегрирующую образовательные, воспитательные, развивающие и социализирующие функции. В таких условиях эффективное управление может осуществляться только специально подготовленными профессионалами, обладающими как глубокими педагогическими знаниями, так и современными управленческими компетенциями.
Решение проблемы подготовки управленческих кадров для образования требует системного подхода и согласованных действий на различных уровнях управления образованием. Необходимо создание федеральной системы подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки управленческих кадров образования [1, с. 3].
Основой такой системы должны стать педагогические вузы страны, которые необходимо оснастить соответствующей материально-технической базой, обеспечить квалифицированными кадрами преподавателей, разработать современные образовательные программы и учебно-методические комплексы.
Важным организационным решением является создание партнерских отношений между педагогическими вузами и образовательными учреждениями различных типов и уровней. Это позволит обеспечить практическую направленность подготовки управленческих кадров, создать условия для прохождения практики студентов в реальных условиях управленческой деятельности.
Необходимо также создание системы научно-методического сопровождения подготовки управленческих кадров, включающей проведение исследований в области управления образованием, разработку учебных пособий и методических рекомендаций, организацию научных конференций и семинаров.
Особое внимание должно уделяться созданию системы непрерывного профессионального развития управленческих кадров, предполагающей регулярное обновление знаний и компетенций в соответствии с изменяющимися требованиями к управлению образованием.
Проблема дефицита квалифицированных управленческих кадров в образовании представляет собой системный вызов, требующий комплексного решения на федеральном уровне. Анализ показывает, что существующая практика подготовки управленцев для образовательной сферы не соответствует современным требованиям и потребностям развивающейся системы образования.
Решение проблемы видится в создании специализированной системы подготовки управленческих кадров через введение специальности «управление образованием» в педагогических вузах страны. Такой подход позволит обеспечить формирование профессионального управленческого корпуса, сочетающего глубокие педагогические знания с современными управленческими компетенциями.
Литература:
- Шамова Т. И., Одинцов П. К., Фишман Л. И., Веретенникова Л. А. Проблема подготовки квалифицированных специалистов в области управления образованием // Материалы научно-практической конференции. М.: ФПК ППРО МПГУ; Барнаул: ФПК ППРО БГПУ; Самара: ФПППРО СПГУ; Барнаул: УРО БГПУ. 6 с.
- Рабочие кадры — экономике России. Пути преодоления дефицита квалифицированных кадров // По материалам ГТРК «Мурман», Частник.Ru. 2008. 2 с.
- Управление образованием в условиях модернизации: теория и практика / Под ред. А. М. Моисеева. М.: Педагогическое общество России, 2004. 384 с.

