Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Инновационные подходы к физкультуре в детском саду

Физическая культура и спорт
Препринт статьи
17.12.2025
Поделиться
Аннотация
В статье автор делится современными подходами к организации физкультурных занятий в ДОО.
Библиографическое описание
Маркин, Р. А. Инновационные подходы к физкультуре в детском саду / Р. А. Маркин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 51 (602). — URL: https://moluch.ru/archive/602/131631.


Ещё вчера стандартная схема физкультурного занятия выглядела так: вводная часть, общеразвивающие упражнения, основные движения, подвижная игра, заключительная ходьба. Сегодня этот шаблон рискует остаться невостребованным. Современные дети с раннего возраста погружены в мультимедийную среду, где всё динамично, ярко и персонализировано. Их внимание — дефицитный ресурс, который не удержать монотонной гимнастикой.

Но дело не только в «конкуренции» с гаджетами. Важнее другое: физическая активность для дошкольника — не обязанность, а способ познания мира. Бег, прыжки, лазание, балансирование — это язык тела, на котором ребёнок выражает эмоции, тестирует границы возможностей, учится взаимодействовать с пространством и сверстниками. Если занятие превращается в «выполнение нормативов», этот язык глохнет.

Как вернуть физкультуре её естественную притягательность? Ответ — в синтезе педагогики, психологии и творчества. Нужно не «подстраивать» детей под программу, а строить программу вокруг ребёнка, его интересов, темпа, фантазий. Игра как основа: снимает страх ошибки, стимулирует инициативу, позволяет многократно повторять движения без утомления. В игре важно, чтобы сюжет не был формальностью. Если «превращаемся в зайчиков», то обязательно обсуждаем, как зайцы прыгают, куда прячутся, что едят. Так движение обогащается смыслом.

Например, на занятии в старшей группе«Спасатели Антарктиды», целью которого является развитие координации, силы, командного взаимодействия, дети выступают в роли экипажа ледокола, который пробивается сквозь айсберги (кубы, маты), спасает пингвинов (мячи), доставляет грузы (кегли) на полярную станцию.

Дети выполняют переползание через «айсберги», броски «грузов» в цель, ходьба по «узкому мостику» (баланс — борд). При таком подходе к занятию даже застенчивые дети включаются в действие, ведь они не «выполняют упражнение», а «спасают мир».

На физкультурном занятии в младшей группе «Сад волшебных растений», целью которого является развитие гибкости, мелкой моторики, внимания, дети превратились в семена, которые прорастают под солнцем (поднимают руки), тянутся к дождю (наклоны), раскачиваются от ветра (повороты).

Выполняя растяжку сидя («корни»), махи руками («листья»), ходьбу на носочках («стебельки») тактильные образы («тёплый дождь», «лёгкий ветер») помогали малышам осознанно контролировать тело. Здесь использовался реквизит с открытой семантикой — платки (облака, волны), ленты (реки, змеи), модули (горы, корабли), что стимулировало фантазию и вариативность движений.

Современное физкультурное занятие — это не только тело, но и среда. Даже без гаджетов можно создать «иммерсивный» опыт, используя:

Световые проекции: луч фонарика на стене превращается в «волшебную тропу», по которой нужно пройти, не касаясь «горящих углей» (прыжки на двух ногах).

Тактильные дорожки: коврики с разной текстурой (шершавые, гладкие, ребристые) развивают проприоцепцию и баланс.

Звуковые акценты: бубен задаёт ритм бега, колокольчик — сигнал к остановке, шуршащие мешочки — «шум леса» для ходьбы в полуприседе.

Например, на занятии «Ночная прогулка» можно использовать тусклый свет, проектор с изображением звёзд, мягкие модули — «камни».

Сюжет занятия выстроен следующим образом: дети идут по «лесной тропе», перешагивая через «ручьи» (ленты на полу), прислушиваются к «шорохам» (звуки природы), замирают при сигнале «сова летит!» (статическое упражнение). Сенсорная насыщенность на таком занятии усиливает вовлечённость, а паузы на релаксацию снижают перевозбуждение.

Каждый ребенок индивидуален. Один ребёнок легко делает кувырок, другой боится отпустить руки. Один бежит без устали, другой быстро устаёт. Задача педагога — не выровнять всех под стандарт, а найти «точку входа» для каждого.

Методы адаптации

  1. Градация сложности . Например: упражнение «лазанье по гимнастической стенке».

Уровень 1: подъём на 2–3 перекладины с поддержкой.

Уровень 2: подъём до середины с самостоятельным спуском.

Уровень 3: подъём до верха с поворотом и спуском «паучком».

  1. Альтернативные движения . Если ребёнок не может прыгнуть в длину, предлагаем: «прыжки лягушонка» (приседания с выпрыгиванием); «прыжки с места в обруч» (визуальная цель снижает тревогу).
  2. Ролевая поддержка . Ребёнок, который стесняется бегать, становится «почтальоном», доставляющим «письма» (карточки с заданиями) другим детям. Так он двигается в комфортном темпе, но остаётся в общем действии.

Хвалите не результат, а старание. Фраза «Ты сегодня попробовал сделать кувырок — это здорово!» ценнее, чем «Ты сделал кувырок лучше всех».

Интеграция с другими областями

Движение — отличный канал для усвоения информации. Примеры междисциплинарных связок:

Математика : прыжки по цифрам на полу («прыгни на число, которое больше 3»), ходьба по геометрическим фигурам.

Экология : имитация движений животных («как ходит медведь?», «как летает бабочка?»), игры с природными материалами (шишки, камешки).

Литература : инсценировка сказок («Колобок»: качение мяча по кругу, «Теремок»: построение пирамиды из модулей).

Искусство : «рисование телом» — создание фигур из положений (мостик = радуга, приседание = цветок).

Физкультурное занятие по мотивам сказки «Гуси — лебеди».

Движения : бег «от гусей» (развитие скорости), пролезание под «воротами» (гибкость), перенос «яблок» (координация).

Речевой компонент : дети повторяют ключевые фразы из сказки, обсуждая, почему героиня спешила.

Эффект : физическая активность становится контекстом для развития речи и эмоционального интеллекта.

Часто дома ребёнок сидит у планшета, а в саду — активен. Чтобы закрепить привычку к движению, вовлекайте семьи. На мастер-классе покажите родителям простые игры («Тени», «Зеркало»), которые можно повторять дома. Предложите семьям снять видео «Наш семейный танец» или «Зарядка с папой» и провести челленджи. Раздавайте карточки с идеями для прогулок («Найди 5 разных камней», «Пройди по бордюру, как акробат»). Родители перестают воспринимать физкультуру как «дополнительную нагрузку» и становятся союзниками. Сделать занятие по‑настоящему живым — значит видеть в каждом ребёнке не «объект воспитания», а соавтора игры; превращать пространство в сцену для приключений; уважать право на ошибку и темп развития; связывать движение с эмоциями, знаниями, творчеством.

Когда малыш уходит с занятия с горящими глазами и фразой «А завтра мы снова будем спасать пингвинов?», значит, физкультура выполнила свою главную миссию — стала не уроком, а радостью бытия.

Не бойтесь экспериментировать. Иногда самый неожиданный ход (например, занятие в темноте с фонариками или «путешествие» по нарисованной на полу реке) становится тем самым «вау-эффектом», который зажигает в детях любовь к движению на годы.

Литература:

1. Борина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях: метод. пособие. — М.: Мозаика, 2005. — 112 с.

2. Железняк Ю. Д., Портнов Ю. М., Савин В. П., Лексаков А. В. Спортивные игры. Техника, тактика, методика обучения. — М., 2020.

3. Кузнецова М. Современные пути оздоровления дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2002. — № 11. — С. 3.

4. Рунова М. А., Бутилова А. В. Ознакомление с природой через движение. — М.: Мозаика‑Синтез, 2006.

5. Щербак А. П. Тематические физкультурные занятия и праздники в детском саду. — М.: Владос, 1999.

6. Утробина К. К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5–7 лет. Конспекты нетрадиционных занятий и развлечений в спортивном зале. — М., 2020.

7. Казина О. Б. Совместные физкультурные занятия с участием родителей (для занятий с детьми 2–5 и 5–7 лет).

8. Ульева Е. А. 100 увлекательных игр для здоровья вашего ребёнка. Сценарии игр.

9. Галицына Н. С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. — М.: Скрепторий, 2004.

10. Галанов А. С. Игры, которые лечат. — М., 2005.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №51 (602) декабрь 2025 г.
📄 Препринт
Файл будет доступен после публикации номера

Молодой учёный