Неразвитость политической жизни в условиях однопартийности и безальтернативности власти привела российское общество в 1990-е годы к желаниям попробовать все и сразу, всего по чуть-чуть, — познакомиться с бывшим капиталистическим врагом, — демократией; радикализировать различные течения или довести их до абсурда. Слабость партийной системы, отсутствие устойчивых связей между политическими элитами и широкими социальными слоями, а также низкий уровень политической культуры [7] создали уникальное пространство для возникновения политических субъектов, не вписывающихся в классические идеологические рамки. Так появились Партия любителей пива и многие другие. Возьмем для изучения именно это объединение — ПЛП имеет достаточно большое количество источников всего спектра — от «шутливости» до «серьезности». Также Партия любителей пива совершила не мало политических акций и действий. Рассмотрим конкретные причины появления подобных движений, их идеологии и состав, их влияние на политическое и историческое направление нашей страны на примере данной партии.
Как, спрашивается, партия, ставящая своей целью «отражение прав любителей пива» и использующая заведомо шутливый, несерьезный лозунг, смогла стать участником федеральных выборов, да еще и мобилизовать общественное внимание к своей организации? Вот мы и попробуем проанализировать Партию любителей пива как необычный политический субъект, чья деятельность была весьма нехарактерной не только для 1990-х, но и для наших дней.
Для этого исследования нам потребуются источники, связанные с ПЛП. Так, мы располагаем двумя группами источников. Так как вопрос связан с политическим движением, то и источники для этого характерные — агитационный материал и «документальный», «декларационный». Наши первые источники — агитационные материалы, — листовки, плакаты и календарь Партии любителей пива. В этой группе источников будет представлено 7 экземпляров. Опишем их общие черты: все они подлинны, субъективны, ибо созданы с целью агитации, но при этом и исторически весомой для опровержения информации в них нет. Так что и критерий «достоверность» не совсем подходит для этих источников. Все эти источники появились в 1995 году. Среди них 4 листовки, одна наклейка, календарь и плакат. Другая группа источников — официальные документы партии — две декларации и программа. Есть и третья группа — СМИ и периодика, куда мы внесли газету «Вечерняя Москва», издававшаяся каждый день, отчего мы и сможем узнать о деятельности ПЛП, кроме того, имеется взятое нами интервью с одним из основателей Партии, Константином Калачевым.
На заре демократии, в 1993 году, молодые Константин Калачев и Дмитрий Шестаков пытались стать депутатами от партий ПРЕС и «Гражданский союз». Потерпев неудачу, коллеги стали обсуждать, что партий, отвечающих их интересам и интересам всего народа, — нет. Константин Калачев спросил друга, а за какую бы партию тот точно проголосовал. Ответ поступил шуточный — за Партию любителей пива. Тогда первый разослал по своим знакомым в газетах и журналах новость, что произошел Учредительный съезд Партии любителей пива, генсеком избран Константин Калачев, председателем — Дмитрий Шестаков. Шутка зашла слишком далеко, и на следующее утро все СМИ трубили о появлении новой партии. Было решено дать пресс-конференцию в баре. Там, во время общения с журналистами и была создана «Политико-питейно-закусочная декларация». [12] Все это происходило 13–14 декабря 1993 года. Так, фактически, и появилась Партия любителей пива.
Дальнейшее развитие мы будем рассматривать и со слов К. Калачева, и с материалов газет, где упоминалась ПЛП. Ни наш интервьюируемый, ни газеты не упоминают Партии, кроме как в 1993 — о ее создании и пресс-конференции. Судя по всему, развитие продолжилось с весны 1994 года, когда начались агитация и первые акции. По нашим предположениям, друзья искали финансовую поддержку в эти сроки «бездействия», так как уже спустя полгода, Партия проводила не самые дешевые кампании. Например, концерты, футбольные матчи и даже субботники. Так прошел 1994 год в истории Партии любителей пива: раздача интервью основателями, открытие региональных отделений, проведение акций и агитаций. 10 апреля 1994 года, Партия любителей пива была официально зарегистрирована Минюстом РФ.
Перейдем к Выборам-1995 в Госдуму второго созыва. Вся кампания, по словам Константина Калачева, стоила «300 тысяч долларов». [12] Откуда появились эти деньги, не совсем ясно. Но, предположительно, — это средства спонсоров, в основном предпринимателей. Также, взносы членов и неравнодушных. Так или иначе, кампания завершилась. Имеются данные о количестве членов на лето 1994 года: 50.000 человек, имелись отделения в 60 субъектах Российской Федерации. «Шуточная» партия стала самой быстрорастущей в стране. Но все же выборы 1995-ого года считаются для Партии любителей пива проигранными: всего 0,62 %, 486673 голоса, из которых 428.727 по партийным спискам и 57.946 по одномандатным округам. Константин Калачев и Дмитрий Шестаков разочаровались результатами. В то время в политологии считалось, что если партия проиграла первые выборы, то дальнейшая ее судьба будет той же. Поэтому, история Партии в рамках ХХ века постепенно завершалась. В 1998 году, к сроку обновления документов, подтверждения и продления, в Минюст даже не явились представители Партии любителей пива, посчитав это дело в будущем бессмысленным. Так и окончилась единственная кампания ПЛП.
Давайте обратимся к самой кампании Партии. Основана она была на двух, как нам кажется, вещах: иронии, абсурде и создании уникального образа «простых парней», уставших от большой политики, что контрастировало с возрастными коммунистами и академиками-либералами. Итак, ПЛП не редко обращалась к «политическому хэппенингу», как его называет в своей работе Д. А. Левчик [3]. Другими словами, это создание определенных событий, ивентов, как сейчас стало говорить, направленных на какое-либо политическое высказывание. Это не связано с митингами или акциями, ибо зачастую такой «хэппенинг» — заведомо шуточен и не до конца серьезен. Он часто характеризуется каким-либо высказыванием на тему политики. Не имея больших денег, а также желая «выделиться» на фоне тех массовых и слишком обычных для них партий, малые объединения не редко используют подобные событийные акции. Наверное, можно назвать это перформансом. Мы и задали такой вопрос Константину в интервью — какие перформансы ПЛП вы можете вспомнить? В ответ мы услышали — «Помню, мы хоронили демократию». [12] Мы не смогли получить подробностей, но нашли их сами в газете — так, было это 13 января 1995, имеется лишь заметка о «Символических похоронах договора»: «Партия любителей пива провела похороны Договора об общественном согласии у здания Российского общественно-политического центра. После начала боевых действий об этом «эпохальном» документе благополучно забыли». [15] Данный Договор явился следствием разобщения и несговорчивости в Думе, более 800 политиков поставили подписи под этим документом, обещав друг другу содействие и составление необходимого законодательства. Не совсем понятно, какое такое влияние данный документ оказывает на демократию, но именно такое название этой акции дал Константин Калачев. Тем не менее, возможно на тот момент Договор имел какую-то весомую роль как минимум в новостном поле. Но сейчас, в наше время, об этом Договоре даже не вспоминается и нигде не упоминается ни в учебниках, ни в речах, самих подписавших это соглашение, политиков. Рассмотрим же саму акцию. Такие пиар-события другие партии ранее не совершали, — устроить «похороны» забытого документа, это, во-первых, смело (может, с перспективы нашего времени), во-вторых, оригинально и необычно, и, в-третьих, весьма остросоциально, — указывает на ошибки и ложь правительства.
Имелись и другие «акции» ПЛП, перечислим и кратко опишем их: Заметка «Кто не работает, тот не пьет» на главной странице «Вечерней Москвы» от 22 апреля 1994 года сообщает нам об организации субботника в 9 утра на Поклонной горе под руководством ПЛП. Здесь же Партия и будет принимать новых членов. «Вступительный взнос — 12 бутылок пива (можно дешевого) или пять тысяч рублей». Там же обещается и разлив пива по кружкам по цене ниже рыночной. [13] Анализируя, видим на первый взгляд вполне обыкновенную политическую акцию, даже можно сказать советскую. Но со своим уклоном — приемом и розливом пива. В целом же, считаем конкретно это действие Партии «пробой пера», ибо в дальнейшем увидим уже более самобытные «выходки».
22 августа 1994 все в той же газете имеется заметка: «Решен вопрос с тарой», где и рассказывается как Партия любителей пива избавилась от стеклотары и успешно применила это абсолютно, казалось бы, никак не связанное с политикой обыденное действие в свою пользу. Путем взаимодействия с некоей «Партией бедноты», наш изучаемый субъект смог «прорекламировать» себя и сыграть на важной в то время проблеме общества — слабой экономике, социальной политике и нищете. Также, в газете красуется цитата «политбюро Партии любителей пива», а именно: «передача бутылок способствовала сближению истинно двух народных партий…». [14] И здесь умелая публичная политика ПЛП, колющая государство.
Следующая акция ПЛП на этот раз описана не просто заметкой на первой странице газеты. Рассказ о проведенном концерте удостоен целой статьи и двух фотографий. Называется она: «Песня без похмелья». 26 марта ПЛП провела концерт с исполнением «шлягеров 20–70-х годов», на него были приглашены звезды разного «статуса звездности», разливалось бесплатное пиво, провелся конкурс на лучшую группу. Казалось бы, обычное для партий политическое действие, но то, что происходило на концерте, а именно голый Бари Алибасов, поющий «Песню про зайцев», а также участие группы из грузинских дипломатов и послов. [16] Весьма простая внешне, но «оригинальная» внутри политическая акция. Мы могли бы и не брать данный пример, но он выступает как подтверждение слов Константина Калачева в интервью о проведении концертов.
И последний имеющийся об акциях источник — газета от 1 августа 1995, самая близкая к выборам. На этот раз Партия устроила пикет у ворот Посольства Германии в Москве. Связано это с тем, что якобы выдача виз в упомянутое государство происходит в атмосфере хамства и недоброжелательности. Представители ПЛП напоминают об объединяющем и немцев, и русских факторе, — «напитке янтарного цвета». К данному пикету проявили интерес АП, чешское телевидение, местные каналы и СМИ. [17] Увы, но на этот политический протест в Посольстве никак не отреагировали. Как видим, Партия любителей пива не всегда даже ждала повода для действий, а создавала и искала их сама. Так и в данном случае, — просто заметила небрежное отношение Посольства к гражданам — и тут же организовала пикет, обратив на себя внимание даже иностранных журналистов.
Были у партии и напрямую агитационные материалы. Вкратце проанализируем их. Единственная наклейка Партии играет на массовость — на ней изображены люди разных возрастов и профессий, все с кружкой пива, над ними лозунг: «Пиво объединяет!». Весьма простая идея с простым посылом и исполнением. [1] Четыре листовки сделаны уже оригинальнее, играют со «спецификой» Партии, так, например, листовка с пивной крышкой гласит: «Только свежие решения» [3], имеется и листовка с частью «Политико-питейно-закусочной декларации» [6]. Третья листовка изображает помятого вида мужчину в рваном ватнике и гласит: «Последний шанс». [4] Тут уже никаких намеков на уникальность Партии, а лишь игра на бедности населения. Последняя в нашей подборке листовка отвечает на сам по себе возникающий, по мере знакомства с Партией, вопрос — а это вообще серьезно? И вот, мужчина с флагом ПЛП на листовке дает ответ — «Это серьезно!». [2] Как нам кажется, весьма оригинально, и, самое главное, — предусмотрительно. Единственный календарь ПЛП, доступный нам, что не удивительно, имеет изображение кружки пива и лозунг: «Голосуя за нас, вы голосуете за себя!». [5] Лозунг, безусловно, не самый уникальный, но вот феномен использования календарей для агитации, вроде бы, появился в истории современной России, впервые. Может, именно Партия любителей пива привнесла это нововведение в политическую агитацию Российской Федерации? Остается последний материал — плакат со стихотворным лозунгом «Пива любитель! Крепи единство. Долой нищету, безработицу, свинство!». Между этими двумя строками изображен сжатый кулак. [7] Весьма остросоциально, хоть и абстрактно. И так, что можно сказать, проанализировав семь данных агитационных материалов Партии? Во-первых, Партия любителей пива пыталась использовать свою особенность, — пиво. Благодаря этому, Партия могла применять юмор и абсурд в своих лозунгах, да и в другой агитации в целом. Это и отделяло их от остальных партий. Также, можно сказать, что данный хмелевой напиток выступал как символ свободы. Свободы личной, свободы политической, выступал как право на досуг, право на независимость от государственного контроля. Пиво давало простой способ протеста без сложных идеологических споров и форм. Во-вторых, все материалы построены чрезвычайно просто — без серьезных лозунгов, призывов, агитация говорила языком народа и масс, чем также выделялась на фоне «партий власти».
Что же насчет программных документов Партии любителей пива? Что провозглашала Партия, за какие идеи стояла? Узнать это мы можем на основе двух деклараций, программы, и, менее всего, устава. Декларация любителей выборов, написанная вечером на кухне [12], имеет несколько посылов. Авторы, К. Калачев и Д. Шестаков, провозглашают республиканские идеи — о выборе политиков и политики, идей и партий, и, конечно, выпивки и закуски. Партия провозглашает стремление к сменяемости власти, к прекращению продлений политиков, «к основанию государства на основе выбора граждан, а не дубинок ОМОНа». В конце авторы призывают граждан России «полюбить выборы». [10] И так, как видим, намеков на пиво здесь крайне мало — лишь в первых двух строках документа. О чем это может говорить исследователю? О том, что, не смотря на шутливость Партии, за этим стоят весьма серьезные мысли и идеи, и, что не мало важно, идеалы. Декларация пропитана либеральными тезисами и либеральным духом. Даже на основании одной шуточной декларации мы можем сказать, что идеалы ПЛП — либерально-демократические.
Далее, уже на пресс-конференции, проведенной на следующий день после «шутки» Константина и Дмитрия, основатели Партии написали следующую декларацию — Политико-питейно-закусочную декларацию. [12] В ней требовалось уже представить что-то по типу программы. Не будем перечислять каждый тезис данного документа, представим лишь провозглашаемые идеи: либерализм, плюрализм, рыночная экономика, антибюрократизм, верховенство закона, социальная политика, и даже нотка патриотизма. [8] Что, безусловно, похвально.
Далее, следуя хронологии событий, выходит Программа ПЛП. Она куда больше, чем предыдущие документы. В ней даже несколько глав: преамбула, главы «Взгляды на общество», «Права человека», «Отношение к государственной власти», «Демократия и ответственность», «Труд и занятость», «Охрана окружающей среды», «Экономика», «Внешняя политика» и «Наука, культура, народное образование». [9] Что можно выделить из этого? Во-первых, в программе диктуются социально-культурные положения: защита гражданского общества, борьба с авторитаризмом, поддержка культуры и науки. Во-вторых, экономические положения: поддержка малого и среднего бизнеса, снижение бюрократического давления, упрощение налоговой системы, борьба за качество пива и против монополий в этой сфере. Последнее, будучи смешным на поверхности, по сути является метафорой борьбы за рыночные механизмы и антимонопольное регулирование. В-третьих, все еще используется политическая сатира — таким образом ПЛП проводила деконструкцию чрезмерно манифестационной и оторванной от жизни российской политики.
Что же касается Устава — это сугубо официальный документ, как и у всех других партий. [11] Смеем предположить, что создан он для регистрации в Минюсте РФ, без чего бы Партию не позволили бы создать.
Все же, странные и малые партии Российской Федерации начала ее рождения имеют влияние на то время и на историю нашего Отечества. Эти объединения отражали то многообразие мнений на тот момент в государстве, то непонимание, как работает политика и демократия в целом. Эти партии и движения — итог, концентрация перемен в стране, вылившихся в появление более чем 200 партий на всей территории России. Не смотря на поражение Партии любителей пива, правительство заметило относительную успешность подобных партий и их лозунгов. Партия любителей пива — это лишь один из примеров широкого феномена «малых» партий. У таких партий и движений были свои функции в истории нашей страны, была своя роль и место. Во-первых, они являлись отражением свободы и политического «бума» 90-х. Можно даже сказать, отражением неразвитости партийной системы. Во-вторых, служили неким показателем политического отчуждения населения — голосование за такие партии, в том числе и за ПЛП, было своего рода голосованием «против всех». В-третьих, малые партии были важным примером критики власти и политики того времени, не имея за собой «серьезных» идеологий, они могли критиковать и даже высмеивать политиков и их действия, — выступали «шутом», если можно так выразиться. Под маской шутливости говорили весьма колкие и важные вещи в сторону власти. В-четвертых, такие малые партии позволяли выйти из рамок официоза и быть по-настоящему лабораториями и полем для испытаний новых политтехнологий, чего не могли себе позволить крупные и серьезные партии.
Были и последствия деятельности малых партий и конкретно ПЛП. Вероятно, во власти оценили политику создания и участия в выборах «малых партий». Это вылилось в участие в выборах-1995 44 партий, а на выборах-1999–28. Это — пример создания властью партий-спойлеров для «оттягивания» голосов у своих конкурентов. Безусловно, это итог деятельности «малых партий». Даже в наше время власть прибегает к созданию подобных партий и даже кандидатов в президенты. Еще одной целью создания таких партий и кандидатов является создание иллюзии альтернативности. Мол, вот вам кандидаты всех политических направлений — голосуй не хочу.
Партия любителей пива, не добившись громкого политического успеха в виде прохождения в парламент, все равно навсегда вошла в историю как одно из самых ярких и характерных проявлений политического абсурда, присущего периоду становления современной российской демократии. Она завершила свое существование, фактически, в 1998 году, поскольку, в большинстве своем, политическое поле стабилизировалось, что является признаком взросления институтов и системы.
Стоит отметить, что в 2024 году Партия любителей пива вернулась. Константин Калачев стал политологом, ведя деятельность и по сей день. Дмитрий Шестаков поддержал сооснователя и тоже присоединился к новой Партии. Минюст РФ отказал Партии любителей пива в регистрации в ноябре 2024. Константин отметил, что не оставит попыток регистрации. Сейчас же Партия действует скорее, как кружок по интересам, а не партийная организация — проводят встречи с распитием определенного напитка в отведенных для этого местах, ведут соцсети и создают региональные отделения, что занимаются тем же самым на местных уровнях.
Литература:
- Пиво объединяет! Выбирайте «Партию любителей пива»: [наклейка] / Избирательное объединение «Партия любителей пива». — [М.], [1995]. — 1 л.; фонд: НП, шифр: НП4–24, инв.№: 001069636 // http://elib.shpl.ru/ru/nodes/15095-pivo-obedinyaet-vybirayte-partiyu-lyubiteley-piva (дата обращения: 01.08.2025)
- Партия любителей пива. Это серьезно!: [листовка] / Избирательное объединение «Партия любителей пива». — [М.], [1995]. — 1 л.; фонд: НП, шифр: НП4–24, инв.№: 001069638 // http://elib.shpl.ru/ru/nodes/15096-partiya-lyubiteley-piva-eto-seriezno (дата обращения: 01.08.2025)
- Партия любителей пива. Только свежие решения: [листовка] / Избирательное объединение «Партия любителей пива». — [М.], [1995]. — 1 л.; фонд: НП, шифр: НП4–24, инв.№: 001069642 // http://elib.shpl.ru/ru/nodes/15097-partiya-lyubiteley-piva-tolko-svezhie-resheniya (дата обращения: 02.08.2025)
- Последний шанс: [листовка] / Избирательное объединение «Партия любителей пива». — [М.], [1995]. — 1 л.; фонд: НП, шифр: НП4–24, инв.№: 001069643 // http://elib.shpl.ru/ru/nodes/15104-posledniy-shans (дата обращения: 02.08.2025)
- Партия любителей пива. Голосуя за нас, вы голосуете за себя!: [календарь настольный на 1996 год] / Избирательное объединение «Партия любителей пива». — [М.], [1995]. — 1 л. (слож. вдвое); фонд: НП, шифр: НП4–24, инв.№: 001069644 // http://elib.shpl.ru/ru/nodes/15105-partiya-lyubiteley-piva-golosuya-za-nas-vy-golosuete-za-sebya (дата обращения: 02.08.2025)
- Политико-питейно-закусочная декларация Партии любителей пива: [листовка] / Избирательное объединение «Партия любителей пива». — [М.], [1995]. — 1 л. (с об.); фонд: НП, шифр: НП4–24, инв.№: 001069645 // http://elib.shpl.ru/ru/nodes/15106-politiko-piteyno-zakusochnaya-deklaratsiya-partii-lyubiteley-piva (дата обращения: 03.08.2025)
- Пива любитель! Крепи единство. Долой нищету, безработицу, свинство!: [плакат] / Избирательное объединение «Партия любителей пива». — [М.], [1995]. — 1 л.; фонд: НП, шифр: НП4–24, инв.№: 001069641 // http://elib.shpl.ru/ru/nodes/15111-piva-lyubitel-krepi-edinstvo-doloy-nischetu-bezrabotitsu-svinstvo (дата обращения: 03.08.2025)
- Политико-питейно-закусочная декларация Партии любителей пива (в редакции 1994) // https://web.archive.org/web/20161114130114/https://wiki/Партия_любителей_пива_(Россия) (дата обращения: 04.08.2025)
- Программа Партии любителей пива // https://web.archive.org/web/20161114130114/https://wiki/Партия_любителей_пива_(Россия) (дата обращения: 04.08.2025)
- Декларация любителей выборов // https://web.archive.org/web/20161114130114/https://wiki/Партия_любителей_пива_(Россия) (дата обращения: 04.08.2025)
- Устав Партии любителей пива // https://web.archive.org/web/20161114130114/https://wiki/Партия_любителей_пива_(Россия) (дата обращения: 04.08.2025)
- Калачев К. Э. — «Интервью об истории Партии любителей пива» / беседовал Рыжков А. Д. // 21.11.2024
- Вечерняя Москва: ежедневный деловой выпуск: Выпуски за 1994 год. 1994, № 75 Первый выпуск, 22 апреля. — Москва, 1994.
- Вечерняя Москва: ежедневный деловой выпуск: Выпуски за 1994 год. 1994, № 157 Второй выпуск, 22 августа. — Москва, 1994.
- Вечерняя Москва: газета: ежедневный деловой выпуск: Выпуски за 1995 год. 1995, № 6 Второй выпуск, 13 января. — Москва, 1995.
- Вечерняя Москва: газета: ежедневный деловой выпуск: Выпуски за 1995 год. 1995, № 58 Второй выпуск, 31 марта. — Москва, 1995.
- Вечерняя Москва: газета: ежедневный деловой выпуск: Выпуски за 1995 год. 1995, № 139 Первый выпуск, 1 августа. — Москва, 1995.
- А. И. Зевелев, Ю. П. Свириденко, В. В. Шелохаев и др. Политические партии России: история и современность. — Москва: изд. “Российская политическая энциклопедия” (РОССПЭН), 2000. — 631 с.
- З. М. Зотова. Политические партии России. Организация и деятельность. — Москва: изд. «Российский центр обучения избирательным технологиям», 2001. — 123 с.
- Д. А. Левчик. Политический «хэппенинг» // Социологические исследования, 1996, № 8, с.51–56
- О. Г. Наумов. Либеральные партии в России в 1990е гг. — Оренбург, изд. «Южный Урал», 2007. — 265 с.
- В. В. Согрин. Либерализм в России: перипетии и перспективы // Общество и реформы, 1997. — 11 с.
- В. В. Согрин. Политическая история современной России. 1985–2001: от Горбачева до Путина. — Москва, изд. «Весь Мир», 2001. — 272 с.
- Е. Л. Сысолятина, В. Ю. Фоминых. Политическая культура России: исторические и современные особенности // Материалы XXII Международной конференции памяти профессора Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования». — Екатеринбург: УрФУ, 2019. — 9 с.
- В. В. Федоров. Русский выбор. Введение в теорию электорального поведения россиян // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 2010. — 13 с.

