Черный пиар как метод предвыборной борьбы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №2 (553) январь 2025 г.

Дата публикации: 08.01.2025

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Хохлов, Н. А. Черный пиар как метод предвыборной борьбы / Н. А. Хохлов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 2 (553). — URL: https://moluch.ru/archive/553/121484/ (дата обращения: 16.01.2025).



В представленной статье проведен анализ черного пиара как метода предвыборной борьбы. На основе изучения теоретических подходов и практики черного пиара на выборах в Российской Федерации автор пришел к выводу о том, что черный пиар в настоящее время является одним из действенных методов предвыборной борьбы. Акцентируется внимание на двойственном влиянии черного пиара на общественное мнение не только в части изменения авторитета конкретных кандидатов и политических партий, но и в целом привлечения интереса населения к выборам.

Ключевые слова: выборы, черный пиар, предвыборная борьба, общественное мнение, предвыборная агитация, имидж кандидата.

The article analyzes black PR as a method of pre-election struggle. Based on the study of theoretical approaches and practice of black PR in the elections in the Russian Federation, the author came to the conclusion that black PR is currently one of the effective methods of pre-election struggle. Attention is emphasized on the dual influence of black PR on public opinion, not only in terms of changing the credibility of specific candidates and political parties, but also in general attracting the interest of the population to the elections.

Keywords: elections, black PR, pre-election struggle, public opinion, election campaign, candidate's image.

Выборы являются сложным и многоаспектным процессом, в рамках которого существенное значение имеет создание и распространение информации различного содержания. Информирование и предвыборная агитация направлены на всестороннее формирование восприятия электоральных процессов разными его участниками, но если в рамках информирования происходит распространение общих сведения о проводимых выборах, особенностях их организации и конкретизируются процессуальные моменты избирательных кампаний, то предвыборная агитация напрямую ориентирована на формирование позитивного или негативного восприятия кандидатов.

Важно отметить, что в настоящее время в электоральной практике применяется множество различных технологий, направленных непосредственно на трансформацию общественного мнения, как в отношении конкретных кандидатов, так и в отношении политических партий. В рамках представленного исследования видится необходимым сконцентрировать внимание на черном пиаре и особенностях его использования в качестве метода предвыборной борьбы в Российской Федерации.

Однако прежде чем перейти к анализу практических аспектов черного пиара и особенностей влияния применения данной технологии на формирование общественного мнения необходимо конкретизировать содержательные характеристики данного понятия. Важно отметить, что в современной научной литературе встречается множество разных определений, характеризующих сущность и специфику черного пиара. Так, к настоящему моменту сформулированы следующие основные подходы:

  1. с акцентом на содержательных характеристиках. Черный пиар — это «целенаправленное распространение негативной информации, касающейся какого-либо неодушевленного или одушевленного объекта» [8].
  2. через призму осуществляемой деятельности. Черный пиар определяется как «целенаправленная деятельность, имеющая целью разрушение или ухудшение имиджа конкретного лица или организации» [3].
  3. посредством определения результата применения. Черный пиар понимается как «комплекс методов и технологий, применяющихся для разрушения образа политика» [2].

Таким образом, черный пиар является методом предвыборной борьбы, который связан с целенаправленным распространением информации различного содержания в целях воздействия на общественное мнение.

Черный пиар используется на выборах в различных странах. В России активное применение данной технологии наблюдается с 1990-х, когда черный пиар преимущественно осуществлялся через СМИ в форме заказных статей, публикуемых за счет теневого финансирования. Практика черного пиара имеет достаточно длительную и разнообразную историю развития в российском государстве, в рамках которой арсенал черных пиарщиков значительно расширился. Так, к настоящему моменту данный метод предвыборной борьбы предполагает следующие средства и приемы: обман, подкуп, обнародование компромата, плохая похвала, клонирование и т. д. При этом важно отметить, что черный пиар может быть направлен как в отношении кандидата и политической партии, так и в отношении дезорганизации избирателей, а также нарушения процесса голосования.

Простейшим примером черного пиара является подделка газет и прочих агитационных материалов, распространяемых конкретным кандидатом или политической партией. В данном случае указанные материалы внешне демонстрируют полнейшее сходство по стилистике оформления и дизайну, однако информация в них полностью или частично заменяется не недостоверную, в том числе порочащую честь и достоинство личности. Так, например, в 2011 году в почтовых ящиках Новосибирска появилась подделка газеты «Справедливая Россия», в которой содержались заявления о прощании с лидером партии и сведения о роспуске местного отделения за нарушение Устава [9]. Для электронных материалов используются те же подходы, т. е. создаются сайты-клоны, а размещенная компрометирующая информация быстро распространяется в различных СМИ. Может использоваться и обратная модель распространения информации, когда специально восхваляется один из кандидатов и при этом унижаются другие. Так, например, за пару месяцев до выборов губернатора Орловской области в 2023 году появлялись телеграмм-каналы, в которых акцентировалось внимание на достоинствах одного кандидата, и размещались провокационные материалы о его оппонентах [1].

В контексте распространяемой информации для качества предвыборной агитации принципиальное значение имеет достоверность распространяемых сведений. Так, например, кандидаты, как правило, освещают не только свои политические идеи и взгляды, которые сосредоточены в программе, но и демонстрируют общественности свои профессиональные достижения, семейные отношения, хобби и прочее. Все это формирует наиболее полное впечатление о личности кандидата, а в контексте фейковой информации, используется как основание для искажение отдельных фактических аспектов. То есть в рамках черного пиара могут также использоваться частично достоверные сведения, которые и способны оказать наибольшее манипуляционное воздействие по причине связи с реальными событиями в жизни кандидата, и отсутствия у электората действенных методов оценки достоверности распространяемых материалов.

Применяемый черный пиар иногда ориентирован и на половую принадлежность кандидатов. Так, достаточно распространенной является практика создания анкет и страниц на сайтах-знакомств для женщин-кандидатов. Например, в 2021 году фейковая анкета кандидата в Госдуму по Рубцовскому округу № 40 Марии Прусаковой появилась на сайте Loveplanet. Размещение указанного материала также сопровождалось таргетированным баннером с фото Прусаковой и ссылкой на этот профиль, который появился даже в социальных сетях [6].

Простейший инструментарий также позволяет формировать негативное отношение к кандидатам за счет организации чрезмерной агитации с их стороны. Так, например, множество агитационных лозунгов и материалов специально может размещаться в конкретных районах, домах, на информационных стендах и т. д. Однако такие материалы размещаются не самим кандидатом, а его конкурентами. В Омске в 2019 году во многих информационных ресурсах освещалась информация о листовках с изображением одного из кандидатов, которые устилают пол, словно ковер [5].

В электоральной практике используется и потенциал публичных мероприятий в контексте черного пиара. Так, от имени конкретного кандидата организовывается встреча с избирателями, которая изначально может быть ориентирована на противозаконные действия, такие как подкуп и прочее. Особой популярностью в данном контексте пользуются благотворительные мероприятия. В итоге подобные встречи и акции не проводятся, а пришедшим публично объявляется об измененных планов кандидата. Дискредитация противника от «его» имени маскируется под самопрезентацию, которая в глазах избирателей выглядит неудачной и воспринимается ими исключительно как самодискредитация политического деятеля [4].

Одним из самых изощренных подходов черного пиара является техника клонирования. Однако в данном случае речь идет не об агитационных материалах и способах их распространения, а непосредственно о личности кандидата, которую максимально копируют конкуренты, вплоть до внешности и персональных данных. Примером реализации данной техники может стать участие трех Борисов Вишневских на выборах в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга в 2021 году. У кандидатов отличались лишь отчества, при этом имена и фамилии двух из них были сменены непосредственно перед их регистрацией. Кроме того, в указанном примере двойники использовали разные способы обеспечения внешней схожести [7].

Проанализировав практику черного пиара, встречающуюся в избирательных правоотношениях важно отметить, что несмотря на целенаправленную и организованную деятельность в рамках соответствующего функционирования, результаты такого пиара в части трансформации общественного мнения наблюдаются различные. Основная цель использования анализируемых технологий в политике — подрыв авторитета политической партии или политика для уменьшения его влияния и вытеснения из политической борьбы, а также соперничество за неопределившиеся голоса, которые могут повлиять на результаты голосования. Однако далеко не всегда данная цель достигается организаторами и исполнителями соответствующего пиара. Черный пиар следует рассматривать также как весьма действенный инструмент привлечения внимания общественности к выборам в целом, и к конкретным политическим партиям и кандидатам, в частности. В ситуациях, когда избиратели не знали ранее определенного политического деятеля, агрессивные техники черного пиара способны вызвать интерес общественности к такому кандидату, что в итоге приведет к осознанному изучению его реальных агитационных материалов и позволит сформировать мнение в части поддержки / критики выдвигаемых политических идей и взглядов. В данном контексте актуализируется самостоятельная организация черного пиара кандидата по отношению к собственной персоне.

Таким образом, черный пиар в настоящее врем является одним из действенных методов предвыборной борьбы. Несмотря на то, что в целом его применение связано с манипуляциями общественным мнением, различными мошенническими действиями, определенное положительное влияние данные технологии все же оказывают. Если говорить о методах устранения негативных последствий распространения недостоверной информации и сведений, порочащих честь и достоинство личности, то действующее законодательство предусматривает механизмы опровержения, которые применяются на тех же информационных ресурсах, где ранее размещалась недостоверная информация. Действенных комплексных методов борьбы с черным пиаром на выборах в Российской Федерации к настоящему моменту не разработано, однако учитывая определенные положительные последствия использования черного пиара (повышение интереса населения к выборам и их участникам), позволяет рассматривать его не только как метод предвыборной борьбы, но и как инструмент информирования.

Литература:

  1. В Орловской области на выборах губернатора задействован чёрный пиар. URL: https://oreltimes.ru/news/vybory2023/v-orlovskoj-oblasti-na-vyborah-gubernatora-zadejstvovan-chjornyj-piar/ (дата обращения: 05.10.2024).
  2. Казаков Д. Г., Локтев С. А. Черный пиар: определение, цели и методы // Научный аспект. 2023. Т. 27. № 5. С. 3499–3504.
  3. Камчатная П. С., Савенкова М. С. Использование черного PR в международной политике // Тенденции развития науки и образования. 2018. № 44–4. С. 50–54.
  4. Миронова Н. И. Дискредитация оппонента от «его» имени в политическом дискурсе // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. 2021. № 64. С. 1–15.
  5. Омичам замусорили подъезд предвыборной агитацией. URL: https://bk55.ru/news/article/156471/ (дата обращения: 05.10.2024).
  6. Секс с кандидатом, клоны и скопинский маньяк. Как и против кого идет в ход черный пиар на выборах-2021. URL: https://tolknews.ru/politsib/116583-samye-bezumnye-primery-cernogo-piara-pered-vyborami-goda-v-rossii (дата обращения: 05.10.2024).
  7. У выборов в глазах троится. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4975934 (дата обращения: 05.10.2024).
  8. Чернушенко А. А., Федорова В. Д. Черный PR в политике // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2006. № 27. С. 210–213.
  9. Черный пиар против Справедливой России. URL: https://spravedlivo.ru/3673410 (дата обращения: 05.10.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): черный пиар, предвыборная борьба, общественное мнение, кандидат, предвыборная агитация, выбор, материал, политическая партия, Российская Федерация, недостоверная информация.


Ключевые слова

выборы, общественное мнение, предвыборная агитация, черный пиар, предвыборная борьба, имидж кандидата

Похожие статьи

Задать вопрос