PR-деятельность политической партии в современной России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №10 (114) май-2 2016 г.

Дата публикации: 16.05.2016

Статья просмотрена: 3668 раз

Библиографическое описание:

Воронцова, Ю. В. PR-деятельность политической партии в современной России / Ю. В. Воронцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1119-1121. — URL: https://moluch.ru/archive/114/30023/ (дата обращения: 19.12.2024).



Современный период истории можно по праву назвать переломным. События мировой политики, сменяющие друг друга, приобрели такую динамику и такое направление, что прогнозировать развитие ситуации в мире хоть на самый краткий период времени не берется ни один международный эксперт.

Последнее десятилетие XX века повлекло за собой череду драматических событий, которые привели к большим проблемам современного российского общества, в том числе проблемам идеологического характера. Распад СССР повлек за собой крах государственной идеологии. В России наступило даже состояние некоторого страха перед словом «идеология». Даже после принятия первой российской Конституции в 1993 году государственная идеология как политическое явление была запрещена.

Политические партии в России, которые появились после «перестройки», прошли более чем двадцатилетний путь развития. Многие из них изменили название и даже идеологию. С распадом СССР в России появился интерес к политической партии как к философскому и общественно-политическому явлению, в связи с чем стали появляться исследовательские работы на эту тему.

Историей развития политических сил в России конца XX в., вопросами деятельности и идеологии политических партий занимались многие отечественные ученые: политологи, историки, социологи, экономисты, а также политические деятели. В их числе: С. А. Авакьян, А. С. Автономов, П. А. Астафичев, М. В. Баглая, О. Н. Булаков, В. И. Васильев, М. В. Глигич-Золотарева, В. Д. Горобец, И. В. Гранкин, Ю. А. Дмитриев, В. А. Елчев, В. Д. Зорькин, А. В. Зимин, В. И. Иванова, А. Д. Керимов, Е. И. Козлова, И. А. Конюхова, Е. И. Колюшин, О. Е. Кутафин, О. В. Лучин, А.Н Медушевский., Ж. И. Овсепян, М. Н. Пригон, Т. Ремингтон, Р. М. Романов, А. В. Руцкой, И. П. Рыбкин, И. М. Степанов, Б. Н. Страшун, Ю. А. Тихомиров, Б. Н. Топорнин, Ю. В. Тороп, Т. Я. Хабриева, Р. И. Хасбулатов, Е. Ю. Черкашин, В. Е. Чиркин, Г. А. Явлинский и другие.

В современной России зарегистрировано более 70 различных политический партий, различающихся своими целями, задачами, методами достижения этих целей, а также направлениями деятельности. Жизнь и развитие общества во многом зависит от функционирования данных организаций, их места и значения в политике и управлении государством. Зачастую граждане РФ уделяют недостаточное внимание деятельности политических организации, что приводит к разного рода конфликтам, неудовлетворенности деятельностью данных организаций, или отсутствию осведомленности о деятельности таковых. В свою очередь, более заинтересованное и активное отношение граждан к действиям политических партий показало бы сущность самой партии, эффективность или неэффективность ее работы.

Любая информация, воздействуя на человека, может создать у него социально-психологическую установку, т. е. внутреннюю готовность к каким-либо действиям. Данную особенность человеческой психики используют манипуляторы при манипулировании общественным мнением. Способствует манипулированию и тот факт, что люди чаще не склонны анализировать полученную ими информацию, ведь гораздо проще принимать ее без вопросов.

Манипулирование общественным сознанием можно рассматривать как сложно организованную манипулятивную деятельность, как правило, группы людей (правительства, партий, компаний и т. д.) или отдельных личностей (олигархов, лидеров политических движений, религиозных сект). Эта деятельность осознанна и целенаправленна, у ее организаторов есть определенные цели и задачи, направленные на получение выгодных для себя результатов.

Технологии манипуляций общественным сознанием изучены недостаточно, несмотря на то, что упоминание о них можно найти еще у Платона («Государство») и Макиавелли («Государь»).

Великий греческий философ Платон создал первую социальную утопию — теоретическую модель идеального государства и общества. Платон наблюдал за разложением афинской демократии, за размыванием чувства общности, разрушением традиций и уничтожением нравственных ценностей. Из всех своих наблюдений Платон вынес отрицательное отношение к демократии и сделал вывод о неспособности афинского народа самого управлять собой. Для разумного и устойчивого развития общества, говорил Платон, нужно поставить во главе его мудрых правителей-философов, «избранных», которые будут способны к познанию бытия и созданию разумных законов существования человеческого общества. Но для того, чтобы народ понял и поддержал мудрых правителей, нужно просвещать народ, разъяснять ему нравственные правила и убеждать его жить в соответствии с ними [4].

В соответствии с положениями теории итальянского мыслителя Никколо Макиавелли, власть в обществе не может принадлежать ни всем людям сразу, ни одному человеку. Управление государством осуществляется при помощи хорошо организованного меньшинства. Авторитет, сила и власть руководящей группы основана на поддержке сторонников лидера. Для того чтобы удержать власть, элите необходимо убедить большинство населения в своих преимуществах перед другими элитами. Причем главное здесь не наличие реального преимущества, а умение убеждать. Макиавелли не употребляет слово «манипуляция», но оно явно подразумевается в его теории [2].

Слово «манипуляция» имеет корнем латинское слово manus — рука (manipulus– пригоршня, горсть, от manus и ple — наполнять). В словарях европейских языков манипуляция толкуется как обращение с объектами, имеющее определенные намерения, цели (например, ручное управление). Оксфордский словарь английского языка трактует манипуляцию как «акт влияния на людей или управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка». [3] Имеется в виду, что для таких действий требуется ловкость и сноровка.

Как отмечает С. Г. Кара-Мурза, от понимания манипуляции в техническом смысле (манипуляторы — приспособления для управления механизмами) произошло современное переносное значение слова — ловкое обращение с людьми как с объектами, вещами.

Манипулирование общественным сознанием носит название PR, или пиар — это неотъемлемая часть жизни современного общества.

Это очень широкое понятие: оно обозначает и общественные коммуникации, и связи с общественностью, и общественное взаимодействие, и управление общественным мнением. В более узкой трактовке пиар означает технологии создания и внедрения в общественное сознание образа объекта, а также способы оформления в сознании определенной социальной группы (либо общества в целом) привлекательности и необходимости этого образа.

Пиар ассоциируется с такими видами человеческой деятельности, как реклама, пропаганда, манипуляция общественным мнением, журналистика, менеджмент, агитация, маркетинг. Политика, как явление общественной жизни, естественно, не может обойтись без постоянного целенаправленного формирования общественного мнения, которое одобряет действия властей и поддерживает их.

PR-менеджеры в политике делают практически то же самое, что и в рекламе. Они с помощью специальных приемов создают положительный образ политика, внедряют в массовое сознание мысль о его незаменимости и замечательных личных качествах, о том, что его деятельность приносит пользу гражданам, а сам он не только хороший администратор и хозяйственник, но и «отличный парень».

Сейчас общество буквально купается в информации. Поэтому сейчас для осуществления эффективного государственного управления чиновнику недостаточно всего лишь добросовестно выполнять свои обязанности, ему нужна мощная информационная поддержка.

Если политический деятель (безразлично, какого уровня — глава муниципалитета или президент государства) перестанет заниматься вопросами общественных коммуникаций, то он окажется в информационном вакууме. Как он сможет удержать своих избирателей, как сможет привлечь в качестве сторонников молодых людей, если не станет говорить с ними на языке, понятном для них?

Поэтому сейчас все властные структуры как в нашей стране, так и по всему миру имеют свои телеканалы, выпускают периодические издания, открывают интернет-ресурсы и радиостанции. В современных условиях руководящие работники любого уровня много внимания уделяют средствам массовой информации. Они выступают в теле- и радиопередачах, ведут интернет-дневники, в которых рассказывают людям о своей работе, отвечают на самые нелицеприятные вопросы, продвигают свои проекты и идеи, одновременно защищая их от нападок оппонентов.

Пиар вовсе не является каким-то феноменом современности. Он существует столько же, сколько существуют общественные связи между людьми. Это явление, хотя и под другими названиями, присутствовало во всех древних цивилизациях, оно сопровождало человечество на всем протяжении его истории. Государственным деятелям во все времена необходимо было убеждать людей в том, что их повелители — вожди, императоры, короли, цари и т. д. — хорошие и правят мудро, что власть их необходима и единственна в своем роде. Ранее уже упоминалось о Платоне и Макиавелли, в теориях которых можно найти основы современных технологий воздействия на общественное сознание.

Межличностное общение, искусство красноречия, организация массовых мероприятий, выступления ораторов в Элладе и в древнем Риме — все было направлено на то, чтобы закрепить в сознании людей образ власти и религии как единственно возможный.

Красивое название «связей с общественностью» эта деятельность получила только сегодня, но и сегодня, и в прошлые времена работники политического PR занимаются фактически одной и той же деятельностью, преследуют одни и те же цели и выполняют одни и те же функции.

Рассмотрим более подробно функции PR-отделов политических партий [1].

Функции службы PR по взаимодействию сруководителями партии включают в себя:

  1. Информирование руководства партии о положении партии в политической жизни страны, о проблемах и задачах по продвижению партии.
  2. Перспективное и оперативное планирование деятельности PR-службы.
  3. Взаимодействие с руководством по разработке и внедрению PR-проектов.
  4. Прогнозирование возможных последствий принимаемых решений.
  5. Определение основных задач, методов и способов деятельности.
  6. Систематическое изучение и интерпретация данных исследований общественного мнения о деятельности партии.

Функции службы PR по взаимодействию сдругими политическими партиями:

  1. Сбор информации об особенностях работы других политических партий.
  2. Анализ работы PR-подразделений других политических партий.

Организационно — координирующие функции службы PR по взаимодействию счленами партии.

  1. Планирование, производство и размещение информационных материалов, подготовка материалов для выступления руководителей, проведение диагностики и мониторинга объектов исследования — например, общественного мнения.
  2. Координация деятельности членов партии.
  3. Взаимодействие с гражданами.
  4. Развитие внутрипартийных связей.
  5. Целенаправленная работа по созданию положительного имиджа члена партии.
  6. Совместная деятельность с отделом управления персоналом по созданию партийной этики.

Функции партийной службы PR по взаимодействию спартнерами:

  1. Социально-экономический мониторинг деятельности компаний и организаций — партнеров партии.
  2. Взаимодействие с государственными структурами.
  3. Развитие связей с компаниями и организациями — партнерами партии.
  4. Установление, поддержание и расширение связей с PR-подразделениями компаний и организаций — партнеров партии.

Функции партийной службы PR по взаимодействию с прессой.

  1. Установление, поддержание и расширение многообразных коммуникативных связей со СМИ
  2. Производство и распространение информации по различным каналам для различных целевых аудиторий.
  3. Информирование населения о деятельности партии.
  4. Изучение и интерпретация общественного мнения.

Таким образом, деятельность служб по связям с общественностью будет развиваться и дальше, будут появляться новые направления политического PR, а также новые эффективные технологии работы с целевой аудиторией. Не стоит забывать, что только комплексное использование инструментов связей с общественностью может дать результат.

Литература:

  1. Горчакова В. Г. Прикладная имиджелогия. М.: Феникс, 2010. С. 215.
  2. Маккиавелли Н. Государь. Сочинения и письма. М.: АСТ, 2004. С. 336
  3. Мюррей Джеймс. Оксфордский словарь английского языка [Электронный ресурс] http://www.oxforddictionaries.com/ru//manyplies
  4. Платон. Государство. Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 1. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2007. С. 235.
Основные термины (генерируются автоматически): общественное мнение, общественное сознание, взаимодействие, партия, партнер партии, Россия, государственная идеология, деятельность партии, партийная служба, функция службы.


Задать вопрос