Эволюция налоговой политики в современной России
Автор: Лыкова Ольга Евгеньевна
Рубрика: 4. Экономическое развитие и рост
Опубликовано в
III международная научная конференция «Инновационная экономика» (Казань, октябрь 2016)
Дата публикации: 08.09.2016
Статья просмотрена: 3099 раз
Библиографическое описание:
Лыкова, О. Е. Эволюция налоговой политики в современной России / О. Е. Лыкова. — Текст : непосредственный // Инновационная экономика : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/218/10998/ (дата обращения: 16.11.2024).
Актуальность данной темы определена значимостью налоговой политики в рамках государственного регулирования экономики современной России. С этой точки зрения необходимо исследовать исторические трансформации налоговой политики с начала 90-ых годов XX века по настоящее время. В данной статье проанализированы основные этапы развития налоговой политики, опирающиеся на изменения социальной направленности и экономических доминант. В рамках предложенного анализа рассмотрены основные виды налогов и их изменения соответствующие содержанию каждого этапа. Эта тема наряду с другими экономическими вопросами является значимой, потому чтоесли из ошибок прошлого не сделаны выводы, в будущем эти ошибки могут быть сделаны вновь.
Изменение налоговой политики в России соответствовала акцентуальным метаниям, которые были характерны для перехода от плановой экономики к рыночной. Экономическая политика России в начале 90-х годов прошлого столетия подразумевала трансформацию экономического устройства России по западным моделям и образцам: отказ от торговой скидки и фиксированной торговой надбавки плановой экономики в пользу добавленной стоимости планируемой в будущем. Несформированный налоговый инструментарий породил деструктивный путь развития бизнеса и экономики в целом. Его несовершенство по сей день порождает всецелый «теневой раскол». Определим содержание трансформационных этапов и соответствующих им налогово-бюджетной политики.
Первый этап: Осознание и выстраивание образа будущей экономики (период с 1991 г. по 1999 г.)
К началу 90-ых годов стало ясно, что централизованное управление уходит в прошлое, а новое, с оглядкой на Запад, еще только зарождается. В этих условиях, особенно учитывая много-десятилетний отход экономических процессов и интересов нации от рыночных, многие люди мировоззренчески растерялись, оказались в информационном вакууме и как следствие началось формирование искаженного взгляда на экономическую действительность. Инстуциональная пустота образовавшиеся при разрушении плановой экономики заполнялась экономическими институтами в результате скороспелых экономических реформ, на первых порах разрушительными для человеческой личности и для общества в целом. И можно сказать, что на данном этапе в России сформировалось особое постсоветское общество, которое оказалось на распутье. Общество разделилось на желающих жить в рамках норм советского периода, главным из множества достоинств которого являлась стабильность. Также на тех, кто под влиянием западного либерализма был готов к переменам, но не знал, что делать с завоеваниями нового времени: экономическими и политическими свободами. Развитие началось по одному из негативных сценариев. При снятии административных барьеров в экономике преимущества получили мошенники и авантюристы. Налоговая политика государства зарождалась в муках. Не удалось сразу учесть быстро меняющуюся реальность. Бизнесмены одиночки торговали без всякого налогового бремени на рынках и ярмарках, чуть ли не в коридорах налоговых инспекций. Отсутствие рациональности в управлении, непонимание, что есть сущность и принципы налогообложения, государственного регулирования, игнорирование требований времени и раскола общества привело к тому, что страна погрузилась в экономический хаос.
Верховный Совет РСФСР в конце 1991 года принял около полутора десятка налоговых законов. Они вступили в силу с начала 1992 года. Рассмотрим несколько самых важных и по сегодняшний день введенных налогов, доходность бюджета от которых наиболее высока.
Сразу надо отметить, что налог с продаж, введенный в 1991 году законодательством СССР был упразднен и в новом Законе РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118–1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» отсутствовал. [3]
С 1 января 1992 года в России вводится новый налог — налог на добавленную стоимость (далее — НДС). Порядок исчисления налога и его уплаты первоначально был принят Законом Российской Федерации от 06.12.91 г. № 1992–1 «О налоге на добавленную стоимость». [4] Изначальная ставка налога составляла 28 %. Плательщиками являлись все предприятия, кроме тех, кто занимался финансовыми услугами, услугами в области здравоохранения, образования и религии. Налогооблагаемая база определялась, как разница между стоимостью реализованных товаров, работ/услуг, материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. С 1 января 1993 года ставка НДС была снижена с 28 % до 20 % по всем товарам, работам\услугам, кроме продовольственных и детских товаров, по которым ставка была равна 10 %. С 1 февраля 1993 года НДС стали взимать с импортных товаров (ввозимых на территорию РФ). Примечательно, что это время характеризуется, как начало использование кассового метода исчисления НДС, когда обязательства по начислению и уплате налога в бюджет возникали по факту получения денежных средств за продукцию. А розничная торговля стала жить по методу определения НДС с торговой наценки, выводя средний процент. И этот процент еще контролировался государством. Считалось, что более 30 % торговой наценки грозило объяснениями в налоговых органах. Сравнивая с нашими днями, объяснение в налоговых органах грозит в случае если наценка маленькая или не соответствует средней наценке в сегменте рынка в котором работает предприятие.НДС по ставке 0 % предназначался для экспортных товаров. А в 1992 году перестали облагаться НДС и импортные товары. Что примечательно НДС можно было спокойно возместить из бюджета на основе данных деклараций, без предоставления документов, способом, который отсутствуют в настоящее время: зачесть сумму налога предъявленную к возмещению в счет будущих платежей и зачет в счет других налогов такого же значения не допускалось. Появляются ПБОЮЛ (предприниматель без образования юридического лица) которые освобождены от уплаты НДС, что создает проблемы бизнес отношений с партнерами-покупателями.
С 1 января 1992 года вводятся акцизы согласно Федеральному закону от 6 декабря 1991 г. «Об акцизах». [5] Который, вместо налога с продаж, предусматривался для алкогольных напитков, табачных изделий. А в 1992 году были введены акцизы с дифференцированными по группам товаров ставками. Акцизы установили в процентах от розничной цены и взимались на стадии реализации товара. Что примечательно, до 1993 года импортные товары были освобождены от акцизного сбора.
Акцент на НДС и акцизы сделан потому, что на данном этапе сформировалось представление, что именно косвенные налоги составят систему налогообложения РФ на долгие годы, поскольку прямые налоги являются свойствами налоговых систем развитых рыночных экономик.
С 1 января 1992 года вводятся новые правила исчисления налога на прибыль согласно Закону РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-I «О налоге на прибыль предприятий и организаций». [6] Он взимался со всех предприятий кроме производителей сельхозпродукции и предприятий социальной инфраструктуры (в основном коммунальные) с целью облегчения этапов перехода к платному жилью. Что примечательно, главной особенностью налога на прибыль являлось множество ставок и допускался убыток без объяснения причин, исключительно на основе данных налоговой декларации, чего не скажешь про наши дни.
С 1 января 1992 года начал действовать Закон РФ от 13 декабря 1991 года № 2030–1 «О налоге на имущество предприятий». [7] Налог не мог превышать 1 % от налогооблагаемой базы. А ставки на то или иное имущество определялись законами и решениями законодательных властей в субъектах РФ. Не являлись плательщиками бюджетные учреждения, коллегии адвокатов, сельхозпроизводители, предприятия рыбных хозяйств, и предприятия использующие труд более 50 % инвалидами от общего штата, трубопроводы, линии связи, высоковольтки. Что примечательно новые предприятия освобождались от налога на 1 год.
Государство пытается разделить свои социальные обязательства с работодателем:
С января 1992 года выделили Внебюджетные фонды направленные на социальную политику, такие как Пенсионный фонд, Фонд Занятости, Фонд социального страхования, и Фонд обязательного медицинского страхования. Были установлены тарифы: в Пенсионный фонд с каждого предприятия 31,6 % от фонда оплаты труда (ФОТ) и 1 % от начисленной заработанной платы граждан. 25 декабря 1992 года был снижен до 28 % для предприятий, удержания с граждан остались без изменения. В Фонд социального страхования (ФСС) с каждого предприятия 5,4 % от ФОТ и в 1992–1993 годах не менялась. В Фонд занятости населения тариф был равен 2 % от ФОТ для каждого предприятия. В Фонд обязательного медицинского страхования 3,6 % от ФОТ.
Что примечательно, в 1992 году не было предусмотрено наказание для предприятий, которые не начисляли и не перечисляли страховые взносы в ФСС. Только с 1993 года — после того, как была введена обязательная регистрация предприятия в ФСС начались перечисления.
Итак, в 1992 год Россия создала фундамент налоговой политики и вступила в новую фазу с организованным налоговым органом, новой налоговой системой, отсутствием Налогового Кодекса, бюджетного законодательства, в самом расцвете теневой экономики и просуществовала с небольшими изменениями до налоговой реформы начала 2000-х годов. Специалистами отмечено, что сформированная в конце 1991 года налоговая система напоминала налоговые системы Италии и Франции [9].
Этап 2. Понимание контуров национальной модели рыночной экономики (период с 1999 г по 2008 г)
Общество адаптировалось к изменениям. Идеологический раскол в целом был преодолен, но особый опыт плановой экономики остался в исторической памяти. Происходит консолидация. Появился лидер с национальными идеями: «Мы должны и будем опираться на базовые морально-нравственные ценности, выработанные народом России за более чем тысячелетнюю свою историю». [8] Наметились положительные результаты социальной политики государства. Также социально незащищенная прослойка общества заметно сократилась, но к сожалению не из-за достойных пособий и пенсий, а возможностей поддержать уровень жизни работая, или при помощи своих работающих родственников. Национальная экономика испытывает ренессанс прежде всего из-за высокой конъюнктуры мировых цен на нефть и других минеральных ресурсов. В России появляется возможность реализации в совокупности социальных и инвестиционных проектов. Налоговая система обретает свои четкие контуры. Налоговая политика имеет ярко выраженный фискальный характер, но появляются возможности перехода к стимулирующей политике и использованию нового управленческого инструментария. Появилась цель: найти оптимальную налоговую нагрузку на бизнес при которой доход в бюджет максимален.
В 1999г утратил силу Закон о налогах [3] и с 01 января 1999 г. введена в действие 1-ая часть Налогового Кодекса [2]. Которая устанавливает основы налоговой системы, принципы ее функционирования, права и обязанности субъектов, которые в этой системе участвуют (физические лица, юридические лица, органы государственной власти и контроля). Именно в части первой главы дается определение того, что такое налог и что такое сбор. В этой части были определены только четыре главы по самым ключевым вопросам: налог на добавленную стоимость (НДС), налог на доходы физических лиц (НДФЛ), акцизы и единый социальный налог ЕСН (позднее упразднен и заменен страховыми взносами во внебюджетные фонды).
По НДФЛ применяется пропорциональная шкала налоговой базы, но возникает проблема начисленной, но не выплаченной зарплаты. Для тех кто получает зарплату, датой получения дохода по новому закону будет считаться не тот день, когда работник реально получил деньги, а последний день месяца, за который зарплата была начислена.
По ЕСН достоинством является появление закрытого списка льгот и выплат, на которые этот ЕСН не будет начисляться. Ранее в каждом Фонде существовали свои внутренние локальные нормативные подзаконные акты.
Индивидуальные предприниматели начали считаться плательщиками НДС.
С 01 января 2001 г. введена в действие 2-ая часть Налогового Кодекса, разработка которой заняла три года. В ней говорится о конкретных налогах, а также специальных налоговых режимах (упрощенная система налогообложения (УСН) в том числе патентная система), единый налог на вмененный доход (ЕНВД), единый сельхозналог и система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции).
Появилось обоснованное экономическое содержание налоговой политики в единстве следующих элементов: создание обоснованной научной концепции развития налоговой системы; определение основных направлений совершенствования налоговой системы в перспективе; разработки практических мер для достижения поставленных целей.
Этап 3. Практика перехода к стимулирующей налоговой системе (период с 2008 г. по настоящее время (примерно до конца 2016 г.)
Современная Россия прошла осознание, наступило понимание своего пути, в голове сложился образ результата. С какими же трудностями столкнулась налоговая политика государства? Не готовность к падающим ценам на нефть. Связь с кредитно-денежной политикой слишком велика и не совершенна в способности противостоять. Одно радует, все трудности — это путь к совершенству.
ЕСН заменен на страховые взносы. Регрессивная шкала сохранила своё действие. Вводится льгота по ставкам для компаний занятых в сфере информационных технологий.
В Налоговый Кодекс РФ в часть II введена новая глава 33 «Торговый сбор», которая появилась в конце 2014 года, а действует с 2015 года [2].
Важное место в процессе реализации налоговой политики заняло налоговое право, как система финансово-правовых норм.
Выводы:
Налоговая система РФ еще требует реформирования в целях стимулирования экономического роста. Необходимо проводить либерализацию налогообложения для улучшению инвестиционного климата. Но налоговая система должна быть жесткой для защиты интереса налогоплательщика. На сегодняшний день преобладает политика максимальных налогов с высоким уровнем налоговых изъятий. Теневая экономика не искоренена. Таким образом, налоговая политика должна быть направлена на построение налоговой системы, отвечающей требованиям рыночных отношений, интересам государства и налогоплательщиков. Важно помнить, что желание платить налоги возникает от отдачи государства в виде социальной политики, военной и оборонной мощи, научных достижений, стремлении занять лидирующую роль, прежде всего в уровне жизнедеятельности.
Работа налоговых органов с налогоплательщиками сохраняет фискальный характер и сохраняет позицию надсмотрщика, с мыслью, как налогоплательщика наказать, вместо не дать умереть и помочь найти оптимальное налогообложение.
Цель найти оптимальную ставку налога, чтобы получить максимальное поступление в бюджет не достигнута. Созданная налоговая система УСН набрала обороты, но пока не дала должных результатов, так как предусмотренные системой ограничения и брендовое предпочтения на рынке позволяют расширять бизнес путем создания стратегических альянсов, т. е. юридически независимых компаний, но без расширения рабочих мест и доходов облагаемых НДС и налогом на прибыль.
В современном времени, к сожалению, преобладают идеи о выживаемости, а должны преобладать о процветании, в обществе необходимо формировать идеологию успешного человека, который рассматривает свои сбережения, как основу частных инвестиций. Информационная политика нашего государства в качестве достижений должна делать акцент не только на успехи в военной и научной сфере, но и на достижения в малом, среднем, социально ориентированном бизнесе. Государство повсеместно и доступно должно оказывать консультационные услуги о ведении бизнеса и реализации бизнес-идей, и пытаться искоренить мысли о том, что открытие фирмы и управление сопряжено с высокими рисками и невозможностью эти риски преодолеть. А надо верить в себя. Человек со школьной скамьи должен быть уверен, что он может добиться экономического результата: без боязни смотреть в мир бизнеса, создавать свой бизнес, работать в крупной частной компании или государственной структуре. Эту уверенность способна сформировать открытая стимулирующая налоговая политика государства.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
- Налоговый Кодекс Российской Федерации (в редакции от 05.04.2016).
- Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118–1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации (утратил силу, интегрирован в первую часть Налогового Кодекса РФ).
- Закон РФ от 06.12.91 г. № 1992–1 «О налоге на добавленную стоимость» (утратил силу, интегрирован в первую часть Налогового Кодекса РФ).
- Закон РФ от 6 декабря 1991 г.«Об акцизах» (утратил силу, интегрирован в первую часть Налогового Кодекса РФ).
- Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-I ««О налоге на прибыль предприятий и организаций»(утратил силу, интегрирован в первую часть Налогового Кодекса РФ).
- Закон РФ от 13 декабря 1991 года № 2030–1 «О налоге на имущество предприятий» (утратил силу, интегрирован в первую часть Налогового Кодекса РФ).
- 8-ое послание В. В. Путина Федеральному собранию. 2007.
- Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России 1998–2002. М.: Дело, 2003.
- С. Кара-Мурза «Россия не Запад, или Что нас ждет» г. Москва. ЭКСМО, 2011.
- Петербургский правовой портал, представитель «Консультант плюс» в г. Санкт-Петербург. http://ppt.ru/info/116