Политические партии в современной Австрии
Автор: Шаханин Владислав Александрович
Рубрика: 21. Государство и право зарубежных стран
Опубликовано в
III международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Москва, ноябрь 2014)
Дата публикации: 20.10.2014
Статья просмотрена: 2200 раз
Библиографическое описание:
Шаханин, В. А. Политические партии в современной Австрии / В. А. Шаханин. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 155-159. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/139/6415/ (дата обращения: 17.12.2024).
Австрия — небольшая по численности населения и площади территории страна, расположенная в Центральной Европе. Возникновение современного австрийского государства можно отнести к осени 1918 г., когда произошел распад Австро-Венгрии. Действующая австрийская конституция была утверждена 1 октября 1920 г. (ее разработчиком был известный ученый-юрист Г. Кельзен). Фактически в Австрии была установлена парламентарная республика, развитие которой приостановилось в 1933–1934 гг. с учреждением корпоративного государства и полностью сошло на нет в 1938 г. вследствие присоединения страны к Германии. Только в 1945 г. австрийский народ получил возможность восстановить свою государственность [2].
Важнейшим элементом политической системы Австрии являются политические партии. По данным на 2000 г. в Австрии было зарегистрировано более 400 партий [10, s. 22]. Напомним, что политическая партия представляет собой одну из разновидностей общественных объединений, создаваемую и осуществляющую свою деятельность с целью оказания доминирующего влияния на государственную власть [1, с. 200]. Само слово «партия» происходит от латинского слова pars, означающего «часть». По другому определению, политическая партия — это активная и организованная часть общества, объединенная общими интересами, целями или идеалами и стремящаяся овладеть государственной властью или решающим образом влиять на ее осуществление [3, с. 317].
Партии существовали и в Древней Греции, и в Древнем Риме, и в Средние века, но, как правило, лишь там, где режим управления государством имел сколько-нибудь выраженные демократические признаки. Только при этих условиях партии могли выражать какие-то социальные интересы. Политические партии в современном понимании этого термина впервые возникли в Европе в непосредственной связи с буржуазными революциями, в ходе которых создавалось народное представительство — система власти народа, осуществляемой через выборных представителей. Первоначально в партии объединялись, с одной стороны, сторонники монарха и феодалов, а с другой — защитники равноправия и политической свободы. Впоследствии стали появляться партии, отстаивающие интересы отдельных социальных и региональных групп общества. С усилением классовой дифференциации, углублением социальных противоречий, по мере вовлечения в политику все более широких слоев общества роль партий возрастала, и они стали основным субъектом политики и необходимым элементом демократической государственности [3, с. 317–318].
Различают следующие виды политических партий:
- в зависимости от социально-политической направленности партии могут быть консервативными (правыми), социал-демократическими (левыми) и центристскими;
- конфессиональные партии объединяют лиц определенных вероисповеданий;
- национальные партии ориентированы на определенную национальную общность, как правило, национальное меньшинство;
- по методам достижения своих целей различают реформаторские (ставящие задачи постепенного, эволюционного преобразования социальных институтов), радикальные (выступающие за резкую смену политического курса) и экстремистские (призывающие к незаконным методам борьбы) партии. Названные партии могут быть как правыми, так и левыми;
- по особенностям структуры различают партии организационно оформленные и организационно неоформленные. Для первых характерно документальное оформление членства, наличие первичных организаций, членских взносов. Организационно неоформленные партии этих атрибутов не имеют, они, по сути, представляют собой общественно-политические движения при наличии сплоченного и организованного аппарата, составляющего ядро соответствующей партии, и существуют в основном на добровольные пожертвования;
- по территории деятельности партии подразделяются на общенациональные, региональные и местные;
- с точки зрения влиятельности в государственном механизме различают правящие и оппозиционные партии [1, с. 200–202].
Система взаимоотношений политических партий между собой, с государством, с другими элементами политической системы и гражданами называется партийной системой. Специфика партийных систем во многом определяется количеством партий, которые существуют и реально влияют на государственную власть. Различают многопартийные, двухпартийные и однопартийные системы [1, с. 203].
Многопартийная система предполагает, что в выборах общенациональных органов государственной власти участвует более двух партий и каждая из них, в принципе, имеет шанс сформировать правительство. В настоящее время наиболее распространенной моделью многопартийности является блоковая двухполюсная система, напоминающая двухпартийную. Реже встречается многопартийная система с одной доминирующей партией. Блоковая биполярная система проявляется в существовании множества партий, ни одна из которых не способна одержать убедительную победу на выборах и самостоятельно сформировать легитимное правительство. Поэтому партии вынуждены объединяться в блоки. Особой разновидностью многопартийности является многопартийная система с одной доминирующей партией, которая характеризуется тем, что при существовании множества партий наиболее крупной и влиятельной является лишь одна из них. Все прочие же, имея юридически равные с ней возможности для победы на выборах, являются мелкими и маловлиятельными. Двухпартийная система — это система, в рамках которой при наличии значительного числа партий реально претендуют на власть лишь две из них. Однопартийные системы характерны для государств, в которых право доминировать в органах власти принадлежит одной партии. В некоторых развивающихся странах партии вообще запрещены [1, с. 203–204].
В современной Австрии правовой основой деятельности политических партий являются положения Федерального конституционного закона 1920 г. и Федерального закона о функциях, финансировании и проведении избирательных кампаний политических партий (Закон о политических партиях) 1975 г. Согласно положениям этих актов, наличие и разнообразие политических партий — сущностные элементы демократической системы Республики Австрия. Одной из функций политических партий является участие в принятии политических решений [5, 7].
Политическая партия принимает устав, в котором, в частности, определяются органы партии, права и обязанности ее членов. Устав должен быть опубликован в периодическом печатном издании и передан на хранение в Федеральное министерство внутренних дел [5].
С целью активизации общественных отношений, каждая политическая партия, после соответствующего запроса, вправе получить от государства определенную денежную сумму. Политическая партия, представленная в Национальном Совете не менее чем пятью депутатами, получает ежегодную базовую денежную сумму в размере 218 019 евро. Партии, которые не смогли преодолеть на выборах в Национальный Совет заградительный барьер, но заручились поддержкой более чем 1 % действительных голосов избирателей, также могут рассчитывать на государственное финансирование. Кроме того, партии, представленные в Национальном Совете, вправе получить возмещение своих расходов на избирательную кампанию. Это же относится и к партиям, представленным в Европейском Парламенте. В целом, Закон о политических партиях посвящен вопросам финансовой деятельности партий [5].
Одной из ведущих австрийских партий является Социал-демократическая. Партия была образована в результате проведенного в 1888–1889 гг. съезда, на котором известному политическому деятелю В. Адлеру удалось объединить различные группировки схожей идейной направленности. Так возникла Социал-демократическая рабочая партия Австрии (СДРПА). Она выступала за проведение социальных реформ и введение всеобщего избирательного права. После распада в 1918 г. Австро-Венгрии партия активно поддерживала идею основания демократической республики. На выборах в Учредительное национальное собрание 16 февраля 1919 г. социал-демократы заручились поддержкой 40, 76 % голосов избирателей и получили 72 места из 170. В марте 1919 г. социал-демократы и социал-христиане, ставшие вторыми по итогам выборов, сформировали коалиционное правительство. Однако уже в 1920 г. коалиция распалась и социал-демократы вплоть до запрета партии в 1934 г. пребывали в оппозиции [12, s. 23].
В апреле 1945 г. партия была восстановлена в качестве Социалистической партии Австрии (СПА). Изменение партийного наименования было уступкой «революционным социалистам», т. е. социал-демократам, продолжавшим после 1934 г. вести подпольную деятельность в Австрии. 27 апреля 1945 г. было провозглашено восстановление свободной и независимой Австрии. Временное правительство возглавил представитель теперь уже СПА К. Реннер, занимавший эту должность в 1918–1920 гг. После сложных переговоров в коалиционное правительство вошли 10 социалистов, 9 народников, 7 коммунистов и 3 беспартийных. В целях обеспечения контроля и прозрачности деятельности министерств, каждому министру назначался заместитель — представитель другой партии. 1 мая 1945 г. правительство объявило о возобновлении действия конституции 1920 г. с поправками 1929 г. [2, с. 126–127].
25 ноября 1945 г. были проведены парламентские выборы, по результатам которых было сформировано коалиционное правительство, состоящее из представителей трех партий (КПА оставалась в нем до 1947 г.). Сразу после выборов руководители СПА и АНП подписали так называемое коалиционное соглашение, не сообщив об этом КПА. В соответствии с этим соглашением были распределены ключевые посты в правительстве. Кроме того, указывалось, что сложившееся соотношение сил должно быть учтено при формировании земельных правительств и органов местного самоуправления. Так были заложены основы пропорциональной демократии, ставшей одной из характерных черт послевоенной политической системы Австрии. 20 декабря 1945 г. К. Реннер был избран первым президентом Второй республики, что явилось символом преемственности старой и новой власти. СПА и АНП оставались центрами политического протекционизма. В результате к 1955 г. каждая из этих партий насчитывала в своих рядах около полумиллиона членов. При этом население страны не достигало в то время и семи миллионов человек. Такая «сверхорганизованность» австрийцев стала таким же феноменом политической культуры Второй республики, как и скрытое от общества разрешение конфликтов за парламентскими и партийными кулисами [2, с. 128–129, 134].
В 1958 г. была принята так называемая Венская программа партии, провозгласившая отказ от австромарксистского наследия (Линцская программа 1926 г.) и стремление к переходу от «рабочей партии к социалистической народной партии». В 1991 г. партия была переименована в Социал-демократическую партию Австрии (СДПА). Принятая в 1998 г. очередная партийная программа с одной стороны сохраняет идеологическую преемственность (стремление к обществу, в котором преодолены классовые антагонизмы), а с другой стороны учитывает реалии сегодняшнего дня (преобладание рыночной экономики, рост индивидуалистических настроений в обществе). Несмотря на снижение уровня электоральной поддержки партии, в сфере ее влияния по-прежнему остается значительное число различных союзов (например, Австрийское объединение профсоюзов и трудовые палаты). В то же время, партия не отвергает и социальное партнерство [12, s. 23].
В настоящее время деятельность партии основывается на Организационном уставе, принятом на внеочередном федеральном партийном съезде в Вене 31 октября 1998 г. Организационный устав включает в себя восемь разделов (каждый раздел состоит из подразделов и параграфов). В нем урегулированы следующие вопросы: цель партии, членство в партии, институт доверенных лиц, структура партии, направления деятельности партии и судебные органы партии [11].
Согласно положениям Организационного устава целью СДПА является построение общества, основанного на свободе, равенстве, справедливости и солидарности. Такое общество именуется социальной демократией и достигается путем совершенствования жизни и обновления демократии во всех сферах жизни. Партия входит в состав Социал-демократической партии Европы и Социалистического интернационала. Минимальный возраст, необходимый для вступления в партию, равен 16 годам [11].
Организационная структура партии включает в себя:
- 3589 местных организаций и секций;
- 114 районных организаций;
- 9 земельных организаций [6].
К органам партии федерального уровня относятся, в частности, федеральный съезд партии, федеральный совет партии, федеральное правление партии, федеральный президиум партии, расширенный федеральный президиум партии, контрольная и избирательная комиссии. Высшим органом партии является федеральный съезд, созываемый федеральным правлением не реже одного раза в два года. Федеральное правление партии состоит из 70 членов. Оно обеспечивает деятельность партии и несет ответственность перед федеральным съездом [11].
Представители СПА занимали пост Федерального президента в 1945–1974 гг. (К. Реннер, Т. Кернер, А. Шерф и Ф. Йонас). В настоящее время этот пост уже второй срок подряд занимает представитель СДПА Х. Фишер (с 2004 г.). Должность Федерального канцлера с 1970 г. (с перерывом в 2000–2007 гг.) также находится под контролем данной партии. Федеральными канцлерами от СДПА (СПА) были Б. Крайский, Ф. Зиновац, Ф. Враницкий, В. Клима и А. Гузенбауэр. С 2008 г. Федеральным канцлером является В. Файман. На земельном уровне партия пользуется наибольшим влиянием в Вене. Социал-демократы управляют столицей с 1945 г. без каких-либо перерывов [4].
Другой крупнейшей партией страны является Австрийская народная партия (АНП). Ее предшественницей была Христианско-социальная партия (ХСП), основанная в 1893 г. и объединявшая в себе христианское социал-реформистское течение и клерикально-консервативное направление. В период существования Первой республики ХСП как правило создавала правительственные коалиции с немецкими национальными партиями. Упразднение Национального совета в 1933 г., образование Отечественного фронта и учреждение корпоративного государства («Майская конституция» 1934 г.) отразились и на ХСП [12, s. 24].
При создании в апреле 1945 г. АНП ее учредители старались отмежеваться от наследия ХСП. В качестве перспективной цели основатели АНП определили социальные прогресс и сотрудничество, формирование внеклассовой и внеконфессиональной партии. В то же время это ослабило связи с католической церковью. АНП рассматривалась как партия, интегрирующая не только различные профессиональные группы, но и разные идеологические течения (католическое социальное учение, консерватизм, либерализм). В Зальцбургской программе 1972 г. АНП позиционировала себя в качестве «партии прогрессивной середины». В Основной программе 1995 г. подчеркивается стремление к созданию «экологической и социальной рыночной экономики». Причем такая модель рыночной экономической системы должна быть в состоянии дать «ответ» на те проблемы, которые могут возникнуть в будущем [12, s. 25].
АНП имеет достаточно сложную структуру, характеризующуюся наличием в рамках партии различных союзов (например, крестьянского). Земельные организации партии обладают значительным влиянием (особенно в землях, где губернатор является выдвиженцем АНП). Дополнительную поддержку АНП имеет благодаря преобладанию в сельскохозяйственных и экономических палатах, а также в социальном партнерстве [12, s. 25].
В 1986–2004 гг. представители АНП занимали пост Федерального президента (К. Вальдхайм и Т. Клестиль), в 1945–1970 гг. и 2000–2007 гг. — должность Федерального канцлера (Л. Фигль, Ю. Рааб, А. Горбах, Й. Клаус и В. Шюссель). В большинстве земель АНП занимает достаточно сильные позиции (за исключением Вены и Каринтии) [4].
Значительным влиянием в стране пользуется Свободная партия Австрии (СвПА). В конце XIX в. немецкий национальный лагерь распался на различные группировки. В Первой республике эти силы были представлены Великогерманской народной партией и более мелким Земельным союзом Австрии. После окончания в 1949 г. процесса денацификации стало возможным создать новую партию с немецкой национальной идеологией. Такой партией стал Союз независимых, в котором, однако, началась борьба между либерально ориентированным руководством и общенемецки мыслящими земельными группами. В 1955 г. Союз независимых был преобразован в Свободную партию Австрии. Многочисленные партийные программы и манифесты отражали соперничество между либералами и сторонниками единства всех немецко-говорящих народов. Попытки достичь компромисса делались на основе формулы «национал-либерализма». С осени 1986 г. партия перешла на позицию критики основ Второй республики, благодаря чему уровень электоральной поддержки СвПА резко пошел вверх. В Партийной программе 1997 г. подчеркивались патриотизм по отношению к Австрии и стремление создать модель корректируемой рыночной экономики. Членами СвПА являются примерно 45 000 австрийцев [12, s. 24].
Ныне действующая Партийная программа СвПА была принята на партийной конференции в Граце 18 июня 2011 г. В программе отмечается важность исторического наследия, традиций в деле формирования будущего для следующих поколений. Австрия понимается как часть немецко-говорящего лингвистического и культурного сообщества, а Европа как совокупность свободных народов и отечеств. Программа провозглашает приверженность партии принципам демократии, свободы, верховенства закона, рыночной экономики и социальной справедливости. Принципы партийной политики охарактеризованы в качестве либеральных. Исходя из этого, свобода считается наиболее важной ценностью. При этом отмечается, что свобода одного ограничивается свободой других. В целом, свобода, человеческое достоинство и демократическая солидарность являются основами либерального идеала для членов СвПА [9].
В 1983–1986 гг. и 2000–2005 гг. представители СвПА входили в состав Федерального правительства. Несмотря на существовавшие в недавнем прошлом внутренние проблемы и снижение поддержки в обществе, СвПА за последние несколько лет смогла заметно укрепить свои позиции не только на общенациональном уровне, но и на земельном (Вена и Форарльберг) [4].
Заметную роль играет партия зеленых, впервые проведшая своих представителей в Национальный совет в 1986 г. Партия не относится к какому-либо из предыдущих традиционных мировоззренческих лагерей. Истоки партии зеленых лежат в 1970-х гг., когда возникли различные массовые движения (против атомных электростанций, в защиту мира, гражданская инициатива). Действовавшие в начале 1980-х гг. «Объединение зеленых Австрии» и «Альтернативный список Австрии» послужили основой для создания партии зеленых. Таким образом, произошло соединение движения в защиту окружающей среды с движением за демократию [12, s. 25].
Партия зеленых осуществляет свою деятельность на основе Устава, который был принят 33 федеральным конгрессом «Зеленых — Зеленой альтернативы» 1–2 декабря 2012 г. Устав разделен на шестнадцать параграфов и регулирует, в частности, такие вопросы, как финансовая деятельность партии, членство в партии, структура партии, партийный контроль и судебные органы партии [10].
Основная программа зеленых была принята 20 федеральным конгрессом 7–8 июля 2001 г. в Линце. В Основной программе рассматриваются не только проблемы экологии, но и экономики, занятости населения, образования, культуры, политической системы и международных отношений [8].
В настоящее время зеленые входят в состав большинства земельных правительств. Наибольшей поддержкой избирателей зеленые пользуются в Зальцбурге [4].
В целом, появившаяся три десятилетия назад тенденция к снижению популярности СДПА и АНП в обществе получила свое продолжение и на последних на данный момент парламентских выборах 2013 г. К числу их конкурентов добавились созданные в 2012 г. партии — «Новая Австрия и Либеральный форум» и «Команда Франка Штронаха» [4]. В заключение приведем таблицу, отражающую результаты парламентских выборов в Австрии начиная с 1945 г.
Таблица 1
Результаты выборов в Национальный совет (1945–2013 гг.) [4]
Год проведения выборов |
Процент поданных голосов и число мандатов, полученных в Национальном совете |
Общее число мест в Национальном совете |
Явка избирателей, % |
|||
СДПА (до 1990 г. — СПА) |
АНП |
СвПА (до 1955 г. — Союз независимых) |
Другие партии |
|||
1945 |
44, 6 %/76 |
49, 8 %/85 |
- |
5, 6 %/4 |
165 |
94, 3 % |
1949 |
38, 7 %/67 |
44, 0 %/77 |
11, 7 %/16 |
5, 6 %/5 |
165 |
96, 8 % |
1953 |
42, 1 %/73 |
41, 3 %/74 |
11, 0 %/14 |
5, 6 %/4 |
165 |
95, 8 % |
1956 |
43, 0 %/74 |
46, 0 %/82 |
6, 5 %/6 |
4, 5 %/3 |
165 |
96, 0 % |
1959 |
44, 8 %/78 |
44, 2 %/79 |
7, 7 %/8 |
3, 3 %/0 |
165 |
94, 2 % |
1962 |
44, 0 %76 |
45, 4 %81 |
7, 1 %/8 |
3, 5 %/0 |
165 |
93, 8 % |
1966 |
42, 6 %/74 |
48, 4 %/85 |
5, 4 %/6 |
3, 6 %/0 |
165 |
93, 8 % |
1970 |
48, 4 %/81 |
44, 7 %/79 |
5, 5 %/5 |
1, 4 %/0 |
165 |
91, 8 % |
1971 |
50, 0 %/93 |
43, 1 %/80 |
5, 5 %/10 |
1, 4 %/0 |
183 |
92, 4 % |
1975 |
50, 4 %/93 |
43, 0 %/80 |
5, 4 %/10 |
1, 2 %/0 |
183 |
92, 9 % |
1979 |
51, 0 %/95 |
41, 9 %/77 |
6, 6 %/11 |
0, 5 %/0 |
183 |
92, 2 % |
1983 |
47, 7 %/90 |
43, 2 %/81 |
5, 0 %/12 |
4, 1 %/0 |
183 |
92, 6 % |
1986 |
43, 1 %/80 |
41, 3 %/77 |
9, 7 %18 |
5, 9 %/8 |
183 |
90, 5 % |
1990 |
42, 8 %/80 |
32, 1 %/60 |
16, 6 %/33 |
8, 5 %/10 |
183 |
86, 1 % |
1994 |
34, 9 %/65 |
27, 7 %/52 |
22, 5 %/42 |
14, 9 %/24 |
183 |
81, 9 % |
1995 |
38, 1 %/71 |
28, 3 %/53 |
21, 9 %/40 |
11, 7 %/19 |
183 |
86, 0 % |
1999 |
33, 2 %/65 |
26, 9 %/52 |
26, 9 %/52 |
13 %/14 |
183 |
80, 4 % |
2002 |
36, 5 %/69 |
42, 3 %/79 |
10, 0 %/18 |
11, 2 %/17 |
183 |
84, 3 % |
2006 |
35, 3 %/68 |
34, 3 %/66 |
11, 0 %/21 |
19, 4 %/28 |
183 |
78, 5 % |
2008 |
29, 3 %/57 |
26, 0 %/51 |
17, 5 %/34 |
27, 2 %/41 |
183 |
78, 8 % |
2013 |
26, 8 %/52 |
24, 0 %/47 |
20, 5 %/40 |
28, 7 %/44 |
183 |
74, 9 % |
Литература:
1. Алебастрова И. А. Конституционное право зарубежных стран: учеб. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2009.
2. Ватлин А. Ю. Австрия в ХХ веке: учеб. пособие для вузов / А. Ю. Ватлин. — М.: Дрофа, 2006.
3. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: Учебник для вузов / Рук. авт. колл. и отв. ред. д. ю. н., проф. Б. А. Страшун. — 4-е изд., обновл. и дораб. — М.: Норма, 2007.
4. Austria. URL: http://www.parties-and-elections.eu (дата обращения: 01.11.2013).
5. Bundesgesetz über die Aufgaben, Finanzierung und Wahlwerbung politischer Parteien (Parteiengesetz — PartG). URL: http://www.ris.bka.gv.at (дата обращения: 01.11.2013).
6. Die Organisationsstruktur. Wie funktioniert die Partei? URL: http://www.spoe.at (дата обращения: 01.11.2013).
7. Gesamte Rechtsvorschrift für Bundes-Verfassungsgesetz, Fassung vom 03.08.2013. URL: http://www.ris.bka.gv.at (дата обращения: 01.11.2013).
8. Grundsatzprogramm der Grűnen. Beschlossen beim 20. Bundeskongress der Grűnen am 7. und 8. Juli 2001 in Linz. URL: http://www.gruene.at (дата обращения: 01.11.2013).
9. Party Programme of the Freedom Party of Austria. As resolved by the Party Conference of the Freedom Party of Austria on 18 June 2011 in Graz. URL: http://www.fpoe.at (дата обращения: 01.11.2013).
10. Satzungen der Partei. Beschlossen vom 33. Bundeskongress der Grűnen — der Grűnen Alternative am 1./2. Dezember 2012. URL: http://www.gruene.at (дата обращения: 01.11.2013).
11. SPӦ. Das Organisationsstatut. Beschlossen am außerordentlichen Bundesparteitag der SPӦ in Wien am 31. Oktober 1998. URL: http://www.spoe.at (дата обращения: 01.11.2013).
12. Tálos E. Das politische System in Österreich. Wien: Bundeskanzleramt, Bundespressedienst, 2000. URL: http://www.austria.gv.at (дата обращения: 01.11.2013).